За последние полгода Президент России Владимир Путин трижды поднимал тему, связанную с конкурсом «Учитель года России». Первый раз об этом было кратко сказано во время его общения с лауреатами 2020 года, затем с победителями нового, уже другого состязания – «Учитель будущего», состоявшегося нынешней весной, и не так давно во время встречи с министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым. 26 марта 2021 года в перечне поручений президента по итогам заседания наблюдательного совета «Россия – страна возможностей» появилась строка о том, что необходимо разработать новую концепцию проведения всероссийского конкурса, предусмотрев в том числе то, что этот конкурс проводится в течение всего года и широко освещается в средствах массовой информации.
Главная мысль, которую несколько раз повторил глава государства, заключается в следующем: конкурс должен стать живым, познавательным, зрелищным и захватывающим действием. Триумф победителей он сравнил с «лампочной… звездой…», которые «сверкнули, и все».
По его мнению, конкурс должен стать круглогодичной программой, Президент РФ назвал его «такой интересной сферой деятельности, такой разнообразной», с чем, конечно, невозможно не согласиться. Его более чем тридцатилетняя история тому подтверждение. История живой практики, живого дела! Яркая, многогранная, захватывающая, познавательная, детально представленная, начиная с истоков, с момента рождения самой идеи, до наших дней, освещавшаяся на страницах «Учительской газеты», которая вела своеобразную летопись конкурса. История с продолжением, с интересными фактами, событиями, через которые прошли тысячи и тысячи конкурсантов! История жизни звезд, открытых на конкурсе «Учитель года», которые, утверждаем, не погасли на педагогическом небосклоне (в своем подавляющее большинстве).
Их имена известны в педагогической среде, они востребованы, талант и мастерство учителей, которые успешно прошли через конкурс, не перестают удивлять, волновать, радовать. По-прежнему восхищают выступления маститых и молодых обладателей Малых и Больших Хрустальных пеликанов на разных площадках, многие годы они вызывают огромный интерес у зрителей, участников послеконкурсных форумов, семинаров, фестивалей, педагогических марафонов. Их любят и ценят ученики, родители, коллеги.
Да, история конкурса «Учитель года», начавшаяся еще в СССР, действительно разнообразная и завораживающая! Ценно то, что «Учитель года России» открыл новые возможности для профессионального общения педагогов из разных регионов и городов между собой, объединил их в многочисленных проектах, реальных и сетевых, подтолкнул к созданию в регионах клубов учителей года, которые все более становятся мотором развития образования, профессионального и творческого роста учителя.
Он уже давно стал площадкой повышения их квалификации, лабораторией педагогического мастерства и творческого вдохновения. О конкурсе, несомненно, в педагогическом сообществе знают практически все, и это факт неоспоримый. Иначе бы не было такого роста числа его участников и самих регионов: последние пять лет он проходит во всех 85 субъектах РФ. Круглогодичный цикл, начиная со школьного, районного, городского (муниципального), затем регионального этапов, завершается федеральным финалом.
Но всем ли известно об этом в нашем обществе, чем вызвана тревога президента по поводу того, что после конкурса «никто не видит и ничего об этом не слышит», и так ли это на самом деле? Как расширить наши знания о конкурсе для лучшего понимание его миссии, как рассказывать и о нем самом, и о звездах-талантах в педагогике, чтобы все это становилось общенациональным достоянием страны? Что означает предложение президента проводить конкурс в формате реалити-шоу?
Разумеется, нельзя не порадоваться такому пристальному вниманию первого лица государства к конкурсу и даже удивиться сему факту. Есть для этого, на мой взгляд, веская причина. Конкурсная тема знакома президенту давно. Начиная с 2000 года, еще накануне первых выборов, Владимир Путин встретился в Кремле с пятнадцатью лауреатами конкурса, которые победили в 1999 году.
Будучи свидетелем этого события, обратила внимание на то, что уже тогда он проявил неподдельный интерес к учителям, обладающим особой харизмой, с ярко выраженной гражданской позицией. В частности, его внимание привлекла конкурсантка Галина Чернова с Чукотки, которая обратилась с просьбой серьезно заняться проблемами Севера, а также поразила своими смелостью и бойцовскими качествами Зайрат Байбагисова, учитель Адиль-Халкской средней школы Карачаево-Черкесской Республики, которая призвала Владимира Путина защитить ногайцев, немногочисленный народ, проживающий в этом регионе.
И в последующие годы по итогам конкурса такие встречи повторялись, они проходили вновь и вновь, чаще в Кремле, иногда в Ново-Огарево, один раз в «Сириусе». Всегда это был живой диалог о жизни российского учителя. Впечатления от встреч с яркими педагогами, судя по всему, накапливались в багаже памяти главы государства и в какой-то момент по прошествии многих, уже более 20, лет президенту захотелось, что логично и закономерно, увидеть и услышать их в публичном, медийном пространстве, чтобы они были в поле зрения широкого круга общества, а их незаурядные способности и дарования в большей степени работали на престиж профессии, влияли на качество нашего образования. С этим не поспоришь!
Страна должна знать своих педагогических героев, своих звезд в образовательной среде, они на самом деле есть не только в искусстве, науке, спорте, в шоу-бизнесе! И здесь, конечно, особое спасибо Владимиру Владимировичу, который напомнил всем о том, что и было изначальной сверхзадачей конкурса как живого профессионального общения, как творческого состязания, по сути и природе своей вдохновляющего, мотивирующего действия, которое побуждает к поиску нового и неизведанного, расширяет горизонты профессии, оказывает влияние на ее популяризацию и престиж.
Не случайно в первые годы, когда доминирующую роль в организации конкурса играла «Учительская газета», а у нас тогда было больше свободы в выборе концепции, формата его проведения (ограничения и регламентации с годами усиливались), мы добились того, что финал в 1993 году прошел в студии «Останкино».
Разумеется, пять финалистов до момента выхода на сцену прошли важный профессиональный отбор, а здесь происходило то, что еще более раскрывало конкурсантов как творческих личностей, неординарных педагогов. В сценическое действие был вовлечен Ролан Быков, известный актер и режиссер, который восхитился талантами педагогов и уже за кулисами пригласил одного из них – Олега Парамонова, филолога из Брянска (он стал абсолютным победителем), сниматься в фильме о Царскосельском лицее в роли одного из наставников Пушкина. Чем не захватывающее, живое, познавательное действие с элементами импровизации?!
Не исключено, что, предлагая проводить конкурс в формате реалити-шоу, президент говорил именно об этом. Запись конкурсного финала транслировали на Первом канале. Не только профессиональное жюри, но и зрители смогли увидеть конкурсантов и оценить их интеллектуальные, педагогические, лидерские, личностные качества.
И другие телеканалы в те времена довольно часто приглашали учителей года на ток-шоу, у них брали интервью, в некоторых теле- и радиопередачах можно было услышать голоса тех педагогов, которым было что сказать большой аудитории зрителей и слушателей. Непродолжительный период Первый канал входил в число соучредителей конкурса «Учитель года России».
Со временем все труднее было достучаться до телевидения, пошла иная волна, стали доминировать развлекательные программы и те, которые приносили прибыль. Постепенно учительская тема на ТВ практически закрылась, достойный образ учителя вообще сошел с экранов. Новых фильмов с должным уровнем мастерства и художественным вкуса, с приличным отношением к этой профессии практически не стало, а те, что появлялись, работали в обратную сторону, навязывая зрителю образы и образцы с явно негативным и далеко не всегда уважительным отношением к учителю.
Но, несмотря ни на что, мы как основатели конкурса вместе с нашими соучредителями – в те годы Министерством образования и науки РФ, Общероссийским профсоюзом образования – всячески пытались его популяризировать, продвигать в разных форматах, в том числе через сетевые ресурсы, начав в 2009 году прямую трансляцию в режиме онлайн всех этапов финала этого профессионального состязания, что сделало конкурс более публичным и открытым.
Одним словом, если сегодня не только «Учительская газета» будет так же упорно и последовательно, как и всегда, представлять конкурс и звезд, родивших благодаря ему, на своих страницах, но и другие СМИ, особенно телевидение, повернутся лицом к этому чрезвычайно интересному и разнообразному, говоря словами президента, явлению в нашем образовании, есть шанс, что о нем услышат и узнают все граждане страны, да и планеты тоже.
Для тех же, кто прошел по жизни с конкурсом начиная с первых его шагов, для кого он стал судьбой, кто его продвигал, развивал в разных послеконкурсных проектах, а главное – для учителей, которые после участия в нем сумели достаточно эффективно использовать его ресурсы для своего профессионального, карьерного роста, он был и останется живым делом, приносящим пользу детям, образованию.
Будем, как и прежде, последовательно отстаивать его фундаментальные принципы, держать курс на профессионализм, который, кстати, неразрывен с творческим началом в учительской профессии. Обнадеживает то, что новая политика информационного сопровождении конкурса, которую уже начало осуществлять Министерство просвещения РФ, не противоречит базовым смысловым ценностям конкурса, благодаря которым он прожил большую жизнь, длиной в тридцать лет. Недавно принятый на заседании оргкомитета порядок проведения заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2021 тому свидетельство.
Сохранена основа конкурса, не нарушена традиция партнерства между теми, кто стоял у его истоков, создавал и развивал конкурс все эти годы, а значит, есть надежда, что соучредители смогут вместе дать новый импульс, для того чтобы он оставался живой и творческой практикой, серьезным профессиональным состязанием, чтобы этот признанный и авторитетный общероссийский проект стал еще более значимым не только для педагогического сообщества, но и для страны в целом.
Ирина ДИМОВА
Комментарии