Для нас, педагогов лицея №1561, экспедиция – одно из мощнейших средств, с помощью которого можно оживить заорганизованное детство. Это возможность использовать в реальной практике полученные на уроках знания и умения и выстроить отношения сотрудничества между взрослыми и детьми.
В каждом уголке нашей необъятной Родины есть свои удивительные с точки зрения науки и красоты явления: литораль на Белом море, мраморные реки на Хамар-Дабане, исторические памятники, сохранившиеся говоры.Московским ребятам зачастую сложно представить себе, как живут люди в отдаленных от центра городах и деревнях. В нашем лицее №1561 группой педагогов разработан четырехлетний цикл выездов по России. В этом году мы будем работать на земле одного из первых в Башкирии заводов. Давным-давно купцы Демидовы перевезли из Центральной России несколько сел и организовали в этих местах добычу железной руды.Часть гуманитарной группы будет заниматься изучением местного диалекта в деревне Кага. Какие звуки и меткие деревенские слова разносились по уральским просторам? Живое слово, звук, лица местных жителей, их улыбки, рассказы о войне – все это непросто отделить от лингвистического исследования. Это и есть жизнь, когда вслушиваешься в речи в фрикативный «г», выдающий южнорусское происхождение переселенцев, копаешь картошку с умелым дедом или слушаешь захватывающие истории про огненный шар, который здесь называют «пучнялык». О! А это уже материал для этнографов. Мифы, поверья, история народа – все здесь рядом. А еще можно пойти на елань. Нашим московским топографам не сразу догадаться, где это. А ведь так называется место, в котором люди живут на горе или возвышенности. Доберешься туда, и стразу открывается такой вид! Пахнут травы, солнце в зените. Хочется воды. Постучишься в дом, а здесь свои правила: во двор не входишь, а кличешь хозяев голосом да приготовленной палкой стучишь по наличнику. Окно-то высоко, так не достанешь. Откроет тебе бабушка, да и скажет: «Ну здравствуйте. Вас как звать? Я вот Хведосья, распушшонные волосья». А выйдешь из дома – глядь, пять часов так и пролетели за сказками да байками. Не с пустыми руками будут этнографы.Ждут нас и встречи с певицами, для которых живо музыкальное слово и «игра». Мы готовимся к таким встречам. Подать свой голос, управлять дыханием, выстраивать ансамблевые отношения, импровизации звуками – этим живет группа «Музыкальная практика». Поэтому нам важно быть с мастерами, учиться у них, видеть их слезы радости в совместном пении. Это музыка их детства, отцов и матерей. Звук – это тоже наша культура. Передача звуковой культуры происходит только из рук в руки. Этот механизм передачи важен и в науке. Так формируется научная школа. В полевых исследованиях все вместе – и педагоги, и дети – коллеги. Ведь интересно, как затягивается болото, как правильно ходить по сплавине. И без техники безопасности здесь не обойтись. В науке каждая деталь важна. Биологи учатся осваивать бинокуляры в полевых условиях, делать сачки, грамотно работать с морилками, колбами. Некоторые школьники неделю не могут привыкнуть к такой тяжелой аппаратуре, как бинокль. Орнитологам не с первого раза удается с его помощью увидеть птиц. Дети, занимающиеся местной орнитофауной, осваивают их голоса по различным методикам. Для юного исследователя это престижно – различать голоса пернатых без определителя. Во время наших летних выездов можно познакомиться с учеными, узнать, чем дышит современная наука, какие исследования нужны, для того чтобы знать, здоров ли лес, как грибы перерабатывают целлюлозу в органику. Кто знает, может быть, с нами в биологической группе один из будущих ученых, или экологов, или руководитель предприятия, который знает, как своим производством не навредить дикой природе?Марина КРЮКОВА, педагог-организатор лицея №1561
Комментарии