search
main
0

Живые гвоздики на снегу. О своих выпускниках здесь не забывают

А в вашей школе есть священное место, где ученики могут возложить пару гвоздик в память о героях? Например, когда наступает 9 Мая, или 15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов, или 7 апреля – День памяти моряков-подводников… Возможно, кто-то и не знает многих дат, ведь некоторые из них утвердились лишь в последние годы и не всегда и не всеми вспоминаются. Но удивительное дело, стоит появиться в школе своему памятному, священному месту, как все, от первоклашек до директора, узнают и о датах, и о событиях, с которыми они связаны, и о людях, вершивших эти героические события.

Ученики школы №68 города Воронежа приносят свои гвоздики к двум мемориальным доскам, установленным в честь бывших выпускников Александра Дубинина и Вадима Зимина. Первый сложил голову в Афгане в 1984-м, второй погиб в Норвежском море во время аварии на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец». Александр не дожил трех месяцев до своего 20-летия, Вадиму было 24 года. Как вспоминают учителя, памятные доски с именами воинов-афганцев появились на многих воронежских школах несколько лет назад и примерно в одно время, скорее всего по распоряжению или при поддержке городских властей. А память о молодом лейтенанте радисте-подводнике до поры до времени хранили его родные, друзья и сослуживцы.Рассказывает контр-адмирал запаса, председатель Воронежской региональной общественной организации «Колыбель русского флота» Николай Васильевич Ермаков:- Я в то время был командиром атомной ракетной подводной лодки, проходил службу на Северном флоте в Западной Лице, в первой флотилии атомных подводных лодок. «Комсомолец» К-278 была в составе 6-й дивизии, а я служил в 11-й. Командира лодки Ванина знал, мы оба оканчивали штурманский факультет Ленинградского высшего военно-морского училища имени Фрунзе. А Вадим Зимин на «Комсомольце» был командиром группы связи. У меня на моей лодке служили два мичмана – Сергей Черников и Владимир Ткач, так они перед походом К-278 очень просили отпустить их сходить на новой лодке в море. Лодка уникальная, аналогов в мире не было и до сих пор нет. Глубина рабочего погружения тысяча метров, корпус титанового исполнения, сильное вооружение… В таких походах морякам можно было подзаработать, все ведь семейные были, с детьми. Я их не пускал сначала, как предчувствовал, а потом уговорам уступил и отпустил. И оба парня погибли…В той аварии выжили только 27 человек из 69, остальные погибли, в том числе и все связисты. Они при аварийных ситуациях обязаны уничтожать секретные документы – шифры, коды – и секретную технику. И они, действуя по инструкции, все это уничтожили и до последнего связь обеспечивали, но спастись не успели. Зимин, наверное, мог все бросить, выскочить и спастись. Так же и другие ребята. Но они выполняли свой долг, свои обязанности, до последнего выполняли! И погибли как герои, и конечно, их очень жаль…Биолог Галина Васильевна Плешкова, много лет работающая в 68-й школе, показывает выпускной школьный альбом с фотографиями и вспоминает одного из любимых своих учеников:- Вот этот красивый парень – это Вадим Зимин, а вот его одноклассница и будущая жена Людмила Новикова. Они дружили со школы, прекрасная, красивая пара! Когда выступали на школьном конкурсе танцев, были самыми лучшими! Потом они поженились, родилась дочка Света, и сейчас Людмила уже бабушка. Время быстро идет… А я до сих пор вспоминаю, как Вадим, уже когда учился в военном училище, приезжал в сентябре в отпуск домой и заходил к нам в школу, в 32-й кабинет на урок биологии. Так и стоит перед глазами: яркий солнечный день, теплый, сентябрьский, кабинет полон солнца, открывается дверь, а в проеме Вадик Зимин – высокий, улыбающийся, в красивой морской форме, и говорит: «Галина Васильевна, вы сейчас у 11-го класса урок ведете? Можно, я зайду на пять минут, расскажу про наше училище?» И я, конечно, приглашала его. А он таким способом ребят агитировал, про службу рассказывал, и многие наши выпускники потом туда поступили – в Санкт-Петербургское высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени Попова. Сейчас работают кто на Сахалине, кто на Северном море, кто где…Вадима до сих пор вспоминают как хорошего ученика, талантливого парня и спортсмена: сам научился играть на гитаре, сочинял стихи, пел, участвовал в школьных мероприятиях и с детства мечтал быть моряком. Целенаправленно шел к своей мечте, занимался спортом, ходил на занятия в яхт-клуб. Хотя нет поблизости от Воронежа ни моря, ни тем более океана, но река, на которой Петр Первый строил корабли, имеется. И свое рукотворное море, то есть Воронежское водохранилище, тоже: большая водная гладь, разделившая миллионный город на две части и пересеченная несколькими мостами, есть и очень красивые места, куда мальчишки могут приходить помечтать о настоящих морских походах, поплавать на лодках, яхтах, катерах… А создавалось это море как раз на глазах у Вадима: в 1971-м он пришел учиться в первый класс, а через год текущая не так уж далеко от школы река Воронеж залила приготовленную для нее новую, широкую акваторию. Может, увиденное чудо и стало для маленького мальчика первым шагом на пути к его героической морской судьбе. Да, трагической, но никто из нас не знает, каким будет финал, и все мы надеемся на лучшее. И помним о том, что нет больше той любви, чем положить жизнь свою за други своя.В нынешнем году 7 апреля, в день праздника Благовещение, исполнилось 25 лет со дня гибели подлодки «Комсомолец». Для российских подводников это еще и день памяти погибших товарищей. В этот день в воронежской школе №68 прошла линейка Памяти, на которой старшеклассники вместе с учителями и военные моряки, ставшие самыми почетными гостями этого митинга, вспоминали Вадима Зимина и его сослуживцев. А потом ученики возложили цветы к памятной доске с его именем.У этой доски своя особая история. На здании школы она появилась в 2011 году по инициативе педагогического коллектива школы. Рассказывает директор школы Жанна Владимировна Михалева:- Однажды я просматривала документы по истории школы, читала об учениках и увидела, что есть у нас такой героический выпускник, как Вадим Зимин. На ближайшем педагогическом совете обратилась к коллегам с предложением увековечить память об этом человеке и установить памятную доску. Начали подробнее все выяснять, и оказалось, что парень еще в годы ученичества был очень талантливым, способным, все его любили и уважали, учителя помнят его до сих пор. А в наши дни его племянник Ваня Зимин учится у нас в седьмом классе. Идею все поддержали, и мы начали ее реализовывать. Главный вопрос, конечно, упирался в средства. Так как у школы есть небольшая аренда, мы сдаем помещение, то мы решили направить арендные средства на изготовление памятной доски. Обратились в Департамент культуры, там на одном из заседаний меня выслушали, я сказала, что мы берем на себя финансирование, и нашу инициативу одобрили. Подсказали нам и человека, который эти доски изготавливал, но тут нам не повезло, он, увы, оказался непорядочным. Мы ему заказали доску в октябре, а получили ее лишь через несколько месяцев, устанавливали в апреле, и снова своими силами, это сделали наши учителя технологии и физкультуры.- Как отнеслись ученики и их родители к появлению новой памятной доски?- Мы вначале немного опасались, вдруг как-то не так воспримут. Ничего подобного! Очень уважительно относятся, и цветы сами приносят, по своей инициативе. Иногда смотришь, вроде бы и даты особой нет, а свежие цветы лежат…У нас ведь и в военные училища продолжают поступать, каждый год 4-5 ребят идут в военные, традиция поддерживается.Я не могла не спросить у директора школы, что посоветовала бы она своим коллегам, если бы те тоже захотели увековечить память о выпускниках, а может быть, и о педагогах школы. К каким трудностям готовиться? Как сказала Жанна Михалева, под любую идею нужны средства. Это первый момент, который надо обязательно продумать. В Воронеже, например, установка такой мемориальной доски обходится школе в 35 тысяч рублей. И второе важное условие – надо быть готовым к бюрократическим проволочкам. Увы, даже в таком вопросе. Давать добро, разрабатывать и согласовывать проект – на все это чиновники отводят себе немалые сроки, а от заказчика требуется хладнокровие, железные нервы и время для хождения по разным кабинетам. Но дело того стоит, самое главное – не расстраиваться и не отступать.И тогда обязательно настанет момент, когда во время торжественного митинга кто-нибудь из самых уважаемых гостей поблагодарит учеников и учителей: «Большое спасибо вам за память!» А детям будет куда возложить гвоздики.Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте