search
main
0

Живущие на радуге. Каждый ребенок талантлив от природы

«Вперед, к победам, по радуге знаний!» – именно так звучит девиз гимназии, расположенной в небольшом заполярном городке Лабытнанги. Есть чему удивиться: в краях, где северное сияние увидишь чаще этой самой радуги, четыре сотни жаждущих знаний и уверенных в собственном успешном будущем юных гимназистов под руководством мудрых, доброжелательных наставников уже шесть лет упорно следуют этому девизу. И слова его невольно становятся пророческими, несмотря на явную молодость учебного заведения…

Кстати, работа «Путешествие по Ямалу» оказалась востребованной с несколько неожиданной стороны. Почти год назад Лабытнангская гимназия вступила в программу «Mondialogo» («») по взаимодействию с системой ассоциированных школ ЮНЕСКО. В конкурсной программе участвуют 2600 школ из 136 стран мира. Заполярной школе в качестве официального партнера досталось африканское государство Того. В интернет-общение севера и юга весьма органично вплелся тот самый франкоязычный проект «Путешествие по Ямалу». Цель диалога культур – наладить взаимное сотрудничество между молодежью различных стран, способствовать культурному обогащению ребят, выявлению и решению мировых общегуманитарных проблем. К тому же у ребят появилась великолепная практика общения на английском и французском языках! Помимо официального партнера программы лабытнангские гимназисты наладили переписку со школьниками Алжира, Камеруна и Румынии.

Мыслящие практики

Согласитесь, при слове «гимназия» невольно представляется старинное учреждение, обогащенное исторически сложившимися традициями. Но ведь молодость, как известно, – недостаток, который со временем проходит, а традиции – дело наживное. Зато достоинства «нежного возраста», в котором пребывает сегодня Лабытнангская гимназия, неоспоримы: юности свойственны дерзновенность, вдохновение, желание «потрясть основы мироздания» и бросить вызов консервативности в вечном стремлении к совершенству. А именно такие качества необходимы современным педагогам-новаторам, готовым идти нетореными тропами инноваций. Ведь только этот путь сегодня может привести к реальным успехам на ниве образования. Неудивительно, что школа вошла в ассоциацию гимназий Санкт-Петербурга, подтвердив свое право называться настоящей «колыбелью гуманитариев», коей, по сути, и должна быть настоящая гимназия. Шесть медалистов среди выпускников 2006 года – достойный показатель, не правда ли? К тому же выпускники гимназии успешно продолжают обучение в престижнейших российских гуманитарных вузах.

Педагоги Лабытнангской гимназии (кстати, признанной «школой номер один» на Ямале и ставшей обладательницей «президентского» миллиона) пытались создать коллективный портрет педагога-новатора. Идей было высказано много, но мне наиболее удачным показалось определение «талантливый педагог, мыслящий практик». Именно такими учителями славится это учебное заведение. К примеру, географ Наталья Заварзина (лучший учитель города Лабытнанги по итогам муниципального конкурса, проведенного в рамках все того же национального проекта) разработала специальную программу и написала учебник по интеграции основного и дополнительного образования, связанного с исследовательской деятельностью гимназистов.

Под эгидой возглавляемого Натальей Николаевной научного общества учащихся «Гимназист» состоялось четырнадцать научно-исследовательских гимназических конференций для ребят с третьего по одиннадцатый классы. Только представьте себе: совсем крошечные мальчишки и девчонки пытаются самостоятельно (ну и, естественно, не без помощи мудрых педагогов) решать глобальные проблемы современности, от экологических до психологических! Исследователи постарше добиваются заметных успехов на всевозможных конкурсах высочайшего уровня, среди которых – международная научно-техническая конференция школьников «Старт в науку» при МФТИ, Всероссийский конкурс исследовательских работ, посвященных 175-летию Д.Менделеева, Всероссийская открытая конференция обучающихся «Юность, наука, культура» и еще добрых два десятка конкурсов.

Волшебство обновленной классики

Исследовательскими работами здесь занимаются треть всех гимназистов. Учителя проявляют недюжинные таланты, интегрируя не только в рамках основного и дополнительного образования, но и в образовательных областях. В гимназии зачастую проводятся смежные уроки. В практике педагогов есть уроки истории, литературы и французского языка, урок географии и экологии, уроки биологии с экологическим подтекстом… Одна из таких разработок – «Развитие мелкой моторики руки через повышение двигательных навыков» (физкультура и логопедия) – опубликована как раз на страницах «Учительской газеты». А во Всероссийском конкурсе на лучший сценарий урока победила молодой методист гимназии Ольга Абрамовских с интегрированным уроком «Секреты Демосфена» – риторика и логопедия «в одном флаконе»!

Если же вспомнить о том, что в основе классического гимназического образования лежит блестящее владение иностранными языками, то на ум невольно приходит работа выпускницы гимназии нынешнего года Фунтиковой Натальи «Путешествие по Ямалу»: презентация бурно развивающейся газовой провинции России, выполненная на чистейшем французском языке!

Диалог культур

Кстати, работа «Путешествие по Ямалу» оказалась востребованной с несколько неожиданной стороны. Почти год назад Лабытнангская гимназия вступила в программу «Mondialogo» («Диалог культур») по взаимодействию с системой ассоциированных школ ЮНЕСКО. В конкурсной программе участвуют 2600 школ из 136 стран мира. Заполярной школе в качестве официального партнера досталось африканское государство Того. В интернет-общение севера и юга весьма органично вплелся тот самый франкоязычный проект «Путешествие по Ямалу». Цель диалога культур – наладить взаимное сотрудничество между молодежью различных стран, способствовать культурному обогащению ребят, выявлению и решению мировых общегуманитарных проблем. К тому же у ребят появилась великолепная практика общения на английском и французском языках! Помимо официального партнера программы лабытнангские гимназисты наладили переписку со школьниками Алжира, Камеруна и Румынии.

Разглядеть, поддержать и развить талант

Нравственно-этическая и духовная основа работы гимназии была заявлена ее директором Еленой Ротару, сформулировавшей свое педагогическое кредо удивительно доступно и проникновенно: «Прежде всего ребенок должен чувствовать в стенах гимназии любовь, доброту и справедливость». Согласитесь, подобный подход не позволит проникнуть в стены учебного заведения псевдоинновациям, готовым навредить хрупкой и податливой психике ребенка. Зато он пробуждает в детских душах ответные «чувства добрые». Гимназисты с готовностью включились в проект «Год благотворительности в России», поддерживают идеи добровольчества. Для них добрые дела – это реальные поступки, а не нечто аморфно-виртуальное, и яркое свидетельство тому – осуществленный на практике проект «Восемь добрых дел для восьмого микрорайона города Лабытнанги», в свое время завоевавший грант губернатора Ямала в категории социально значимых.

Сами юные гимназисты в своих отзывах о гимназии отмечают обучение без принуждения, ценность мнения каждого ученика, создание условий для развития способностей ребят. Среди инновационных направлений гимназии – деятельность центра непрерывного образования «Открытие», объединяющего школу для малышей 5-6 лет «Росток», школу художественно-эстетического развития, региональный центр вокально одаренных детей «Серебряный олень», центр довузовской подготовки и методический центр для учителей. Чего стоит один только вокальный центр «Серебряный олень», бессменно руководимый Валентиной Моченовой, выпустившей целую плеяду вполне состоявшихся артистов – победителей и призеров множества творческих конкурсов всероссийских и международных уровней!

На вопрос о том, каков же все-таки главный принцип работы педагогов гимназии, заместитель директора по научно-методической работе Софья Трубина дала такой ответ: «Каждый ребенок по-своему ценен, талантлив от природы. Надо только суметь вовремя разглядеть этот талант, поддержать и развить его. Детей нельзя отталкивать от себя, надо сотрудничать с ребенком и помогать ему». Наверняка школу, если только она действительно живет по таким педагогическим принципам, ожидает большое будущее. Ведь так важно не уничтожить в детях удивительную способность видеть радугу там, где взрослому человеку тучи кажутся беспросветными. А овладеть искусством жить на радуге – высший пилотаж педагогики, не стремясь к которому не стоит вообще переступать порог храма великой любви к ребенку под названием Школа…

Лабытнанги, Ямал

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте