search
main
0

Живу. Творю. Преобразую мир. Проект детского общественного объединения «Ступеньки». 5-7-е классы

Мои коллеги – классные руководители – могут смело брать этот проект за основу своей деятельности по следующим причинам.

1. Данный проект разработан для классного коллектива и носит системный характер, так как реализовывается в течение трех лет. По мере взросления детей допускаются какие-то изменения. Например, в 5-м классе это детское общественное объединение, в 7-м оно переименовывается в подростковое общественное объединение, но суть проекта остается неизменной.2. Работа представлена в виде проекта, где есть цель и задачи, а структура самоуправления четко прослеживается через общее собрание, школу социальной компетенции, детский координационный совет и ступеньки «Живу, имею, общаюсь, творю, преобразую мир». 3. Ушли в далекое прошлое комсомол и пионерия, а что мы можем дать сегодня нашим детям? В основу проекта взяты идеи прошлого и творчески переработаны на современной основе. Дети учатся жить среди людей и для людей. 4. Система самоуправления в классном коллективе касается каждого учащегося. Высший орган самоуправления детского общественного объединения «Ступеньки» – общее собрание, где каждый имеет право предложить решение и выбирать самое действенное из них. Дети учатся обмениваться идеями и мнениями, говорить от себя и о себе. По итогам года проходит открытое собрание объединения, где ребята анализируют свою деятельность и строят планы на грядущий год. Двери объединения открыты для любого желающего, что существенно отличается от замкнутого классного пространства. Самые большие друзья проекта – родители, они проводят мастер-классы, знакомят со своими профессиями и участвуют в праздниках объединения. Детский координационный совет – главный выборный регулярно действующий орган объединения «Ступеньки». В его функции входят обмен информацией и связь с деятельностью различных объединений внутри школы и вне ее, включение в различные творческие программы, массовые мероприятия уровня школы, района, города. 5. Практическая ценность данной разработки. Это не дополнительная работа для классного руководителя, а ее новая форма. Если интересно творить самому педагогу, успех обеспечен. Классный коллектив приобретает свои лицо и имя. Родители из созерцателей становятся соучастниками процесса социализации своих детей.6. И наконец, класс не замкнут в своем пространстве. Двери ДОО «Ступеньки» открыты для всех, и перспектива проекта – создание на базе классного ДОО «Ступеньки» общешкольного ДОО для учащихся 5-7-х классов.Постановка проблемы и обоснование необходимости разработки проектаЖизнь ребенка в современном обществе протекает в двух измерениях: с одной стороны, общество жестко регламентирует его деятельность, оставляя ему мало свободы для выбора и собственной инициативы, особенно в социальной сфере; с другой стороны, жизнь в современном обществе предельно открыта и требует постоянного самоопределения и самостоятельности. Есть вещи, которым ребенок может научиться только в коллективе, в сообществе сверстников. Воспитать у ребенка стремление оставить свой след на земле, быть полезным людям, творить добро, противостоять злу можно только в реальной деятельности реального творческого и самодостаточного коллектива. Истинный патриотизм воспитывается не громкими словами, не подготовкой к очередной дате, а лишь в повседневной непрерывной работе с детьми, в деятельности больших и маленьких организаций, где ребенок не на словах, а на деле познает, что такое любовь к своему городу, краю, стране.Подготовиться к полноценной жизни в условиях открытого общества возможно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий, совершаемых в условиях детского сообщества. Для того чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свой потенциал, необходимо помочь им сегодня достичь того уровня социальной и коммуникативной компетентности, который определит их потребность развить в себе лидерские качества, доброту и отзывчивость, желание трудиться во благо себе и обществу, занять активную жизненную позицию.В строгую канву учебной деятельности может успешно вписаться не каждый учащийся класса. На это есть свои объективные и субъективные причины. Внеклассная же воспитательная деятельность – это то поле, где возможно самореализоваться каждому ее члену. Дети – веселый народ. Они любят занятия, наполненные радостью, шуткой, импровизацией, они более открыты и креативны в неформальном общении. Занимаясь каким-либо видом деятельности в коллективе, они демонстрируют удивительные черты своей личности. Члены классного коллектива становятся совокупным субъектом, а взаимоотношения преобразуются в товарищеские, и это вынуждает педагога изменять внешнюю форму своей профессиональной позиции. Возникает необходимость подчеркнуть единство группы, наличие некоего единого организма. Между педагогом и детьми устанавливаются новые позиционные отношения. ДОО и есть та форма социального воспитания детей, в которой интегрируются основные процессы развития личности: самовоспитание, самообразование, самореализация, где создаются условия цельного развития личности. ДОО – это разумно организованный досуг детей, среда их жизнедеятельности, социум, в котором ребенок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях: от рядового заинтересованного и ответственного участника до лидера; попробовать себя в индивидуальной и коллективной, исполнительской и творческой деятельности; проявить социальную гражданскую позицию, принадлежность к государственным и общественным структурам (не случайно дети в своих объединениях, организациях часто стремятся подражать взрослому обществу, играют в «парламенты», «республики», «министров», «президентов»). ДОО – это эффективное средство приобретения личного жизненного опыта, самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Это средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлеченных, неравнодушных. Мир игры, фантазии, свободы творчества.Понимая актуальность и важность данного вопроса, классный руководитель погружает ребят в атмосферу инициативы и полета мыслей, общения и взаимопомощи, самостоятельности и связи с окружающей средой через разработку и реализацию проекта «Ступеньки», который выведет на качественно новый виток развитие детской инициативы, творчества, самоуправления.Основная проектная идея: создание на базе класса детского общественного объединения «Ступеньки», в котором каждый учащийся класса успешно пройдет все этапы проекта и научится жить среди людей и для людей. Цель проекта: развитие социальной и коммуникативной компетентности учащихся класса через создание детского общественного объединения «Ступеньки». Задачи проекта:1. Поддержка любой детской инициативы, направленной на развитие и позитив.2. Воспитание чувства гражданской ответственности, сопричастности к делам микрорайона Северо-Западный.3. Вовлечение учащихся класса в решение проблем общества через разработку механизма публичного предъявления своих идей.4. Создание органов классного ученического самоуправления.5. Формирование социально грамотной и социально мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности. Ожидаемые результаты:- личностный рост каждого учащегося; – сформированный и мобильный орган ученического самоуправления – координационный совет; – приобретение новых знаний, умений и навыков по разработке и реализации социально полезных дел; – повышение уровня сплоченности классного коллектива;- формирование группы лидеров класса и школы.Перспектива проекта – создание на базе классного ДОО «Ступеньки» общешкольного ДОО для учащихся 5-7-х классов. Показатели результативности:- рост числа детей в классе, занимающихся волонтерской деятельностью;- организация и проведение благотворительных и социальных акций на уровне школы, района, города;- отзывы партнеров проекта о совместной деятельности с членами ДОО «Ступеньки»; – анкетирование родителей по работе ДОО «Ступеньки»; – рейтинг класса среди классных коллективов второй ступени; – диагностика развития уровня классного коллектива. Участники проекта:- руководитель проекта – классный руководитель;- родители учащихся класса;- волонтеры-старшеклассники;- друзья одноклассников.Партнеры проекта:- администрация и жители дома-интерната ветеранов войны и труда №2;- совет старшеклассников школы №95;- молодежный центр Октябрьского района;- клуб по месту жительства «Факел».Имеющиеся ресурсы:- методический – литература по вопросам воспитания и развития социальной компетентности учащихся;- дидактический – диагностические карты, опросники, карточки личностного роста, плакаты, сигнальные опоры;- кадровый – классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог;- материально-технический – классная аудитория, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, фотоаппарат. Механизмы реализации проектаИсходя из философской концепции модели воспитания, в основу данного проекта положена гуманистическая модель, то есть процесс взаимодействия с личностью основывается на уважении ее уникальности. Каждый день воспитанника расценивается как текущая жизнь, которая и должна быть достойна его как человека. Он должен быть счастлив здесь и сейчас, а не потом и неизвестно где. Эффективность данного проекта обеспечивается оптимальным отбором методов, приемов и форм воспитания (см. рис. 1).Принцип работы руководителя объединения 1. Принцип достойной реальности. Руководитель ДОО – организатор реального сиюминутного проживания достойной жизни в каждую минуту совместной деятельности с детьми.2. Принцип ценностного извлечения. Руководитель ДОО, вводя учащихся в культуру мира, раскрывает перед ними мир таким, каким видит его сегодня современный культурный человек.3. Принцип незавершенности. Руководитель ДОО оснащает воспитанников способами самостоятельного выбора в жизненных ситуациях и формами соответствующего поведения, перекладывая постепенно ответственность за выбор на самих воспитанников (см. рис. 2).Детский координационный совет объединения – главный выборный регулярно действующий орган объединения «Ступеньки». В его функции входит обмен информацией и связь с деятельностью различных объединений внутри школы и вне ее. Включение в различные творческие программы, массовые мероприятия уровня школы, района, города. Стимулирование членов объединения к реализации социальных проектов и КТД. Высший орган самоуправления ДОО «Ступеньки» – общее собрание, где каждый имеет право предложить решение и выбирать самое действенное из них. Такие собрания вызывают детей на откровенный разговор друг с другом, они могут говорить то, что думают. Навыки, приобретаемые детьми на общих собраниях, необходимы для саморазвития личности. Дети учатся обмениваться идеями и мнениями, учатся говорить от себя и о себе, выражать словами чувства и отношения, учатся активному слушанию, пишут выступления, проводят заседания, разрешают конфликты.В проекте систематически используется традиционный метод самоуправленческой работы – поручение, обращенное непосредственно к личности воспитанника. Поручение формирует позицию хозяина жизни, инициатора, творца, активного исполнителя. Каждый воспитанник в течение года выступает в роли и исполнителя, и организатора, это возможно в ситуации чередования творческих дел, поручений.Под руководством детского координационного совета работает пять творческих групп – ступенек: живу, имею, общаюсь, творю, преобразую мир. Каждый член объединения может выступить в ролях организатора, помощника, просто участника той или иной творческой группы в зависимости от его склонностей, интересов, желаний. Руководитель объединения организовывает систему теоретических и практических занятий по обучению ребят основам проектной деятельности, проведению благотворительных акций, спортивных соревнований, праздников. Открывается школа социальной компетентности (ШСК), в работу которой включаются социальный педагог, психолог, волонтеры-старшеклассники и другие партнеры проекта. Школа социальной компетентности помогает ребятам, вооружая их знаниями, умениями и навыками социально полезной деятельности, развивая инициативу, помогает в разработке и реализации конкретных дел.Связующие этапы проекта – праздники: «Здравия желаем», «Аукцион знаний», «Вместе дружная семья», «Мир моих увлечений», «С днем рождения, мой родной город» (первый год реализации проекта классный руководитель придумывает и продумывает сам тематику праздников, в дальнейшем члены ДОО сами предлагают и разрабатывают мероприятия). Все праздники проводятся по технологии коллективного творческого дела, в ней пять этапов:1. Рождение идеи.2. Первый сбор совета дела. Мозговой штурм.3. Второй сбор совета дела. Процесс подготовки.4. Реализация дела.5. Третий сбор совета дела. Анализ, рефлексия.Информационное обеспечение проекта Разработка стенда «Ступеньки нашей жизни». Содержание стенда: название – «Ступеньки нашей жизни», девиз – «По ступенькам мы шагаем – познаем, творим, мечтаем», рубрики – «Совет объединения решил», «Хроника интересных дел», «Ключевые дела проекта», «Хочу делать свое дело», «Наши беспокойные сердца», «Поздравляем», «Горячие новости».Выпуск информационных бюллетеней о ходе реализации проекта.Рукописная хроника интересных дел, иллюстрированная рисунками и фотографиями.План-карта действий по реализации проекта: – предъявление проекта общественности (социальному педагогу, психологу, волонтерам-старшеклассникам, партнерам);- знакомство родителей класса с проектом, выборы в состав объединения членов из числа взрослых;- диагностика классного коллектива по выявлению интересов, склонностей, желаний воспитанников;- выборы в детский координационный совет объединения «Ступеньки» (каждый год входят новые ребята, с тем чтобы за три года школу самоуправления прошли все);- распределение ребят в творческие группы по интересам;- организация и проведение пяти ключевых праздников: «Здравия желаем», «Аукцион знаний», «Вместе дружная семья», «Мир моих увлечений», «С днем рождения, мой родной город» согласно тематическим ступеням;- разработка стенда «Ступеньки нашей жизни»;- выпуск информационных бюллетеней о ходе реализации проекта;- торжественное открытие школы социальной компетентности и организация системы теоретических и практических занятий по обучению ребят основам проектной деятельности, проведению благотворительных акций, спортивных соревнований, праздников;- организация работы в творческих ступеньках «Живу», «Имею», «Умею общаться», «Творю», «Преобразую мир»;- системная диагностика коллектива в целом и каждого члена объединения (на протяжении реализации проекта);- финал проекта. Публичное предъявление результатов.

Елена ШАПОВА, учитель английского языка средней школы №95 Красноярска, победитель VIII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте