Тема внеклассного мероприятия «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси» (на примере «Повести о Петре и Февронии Муромских»). 7-й класс. Цели: – ввести учащихся в мир древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственные устои прошлых веков; – воспитывать милосердие, доброту и сочувствие, глубокое искреннее уважение к нашим предкам, оставившим свидетельство высокой морали; – показать значимость «Повести…» в формировании нравственной позиции современного человека.
Оформление
1. Выставка произведений древнерусской литературы.
2. Эпиграф: «Всякому держащемуся благоверия полезно размышлять о распространении добродеяния, более же всего заботиться о любви, ибо она главизна всем добродетелям и всем благим делам мать, от нее же рождаются все добротворения» (Ермолай-Еразм, трактат «Слово о глубокомыслии любви и правды и о побеждении вражды и зла»).
Ход мероприятия
Сотрудник библиотеки: Тему мы сегодня с вами выбрали очень серьезную: «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси», поэтому прошу вас настроиться на работу, и в этом нам поможет высказывание Д.С.Лихачева: «Я люблю Древнюю Русь. Я эту эпоху очень люблю, потому что вижу в ней борьбу, страдания народные… Вот эта сторона древнерусской жизни: борьба за лучшую жизнь, борьба за исправление… она меня и притягивает. Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности…»
– Когда вы слышите сочетание слов «древнерусская литература», какие мысли у вас возникают?
Ответы учащихся.
Сотрудник библиотеки: Да, произведения древнерусской литературы – это мир нравственных устоев, мудрых советов. Разрешите познакомить вас с теми книгами, которые представлены сегодня на выставке.
Сотрудник библиотеки рассказывает ребятам о старинных книгах, называет имена литературоведов, исследовавших древнерусскую литературу, цитирует их высказывания.
Учитель литературы: Ребята, давайте обратимся к эпиграфу нашего занятия. Чему он посвящен? Какова основная мысль?
Ребята отвечают на вопросы.
– Именно Ермолай-Еразм – автор замечательной «Повести о Петре и Февронии Муромских», которая всегда была любимым чтением русских людей: от царей до простолюдинов. Повесть, я надеюсь, понравилась и вам, ведь не зря же это произведение называют жемчужиной древнерусской литературы. Святые Петр и Феврония благодаря их неординарному житию, воспевающему «союз любви, мудрый брак», известны всему миру.
Давайте послушаем легенду «Святые Петр и Феврония Муромские», которая легла в основу «Повести…»
Ученик: Князь Петр победил «врага рода человеческого», появившегося в Муроме в образе страшного «блудного Змия» – оборотня. Святой сразил его легендарным Агриковым мечом, но от ядовитых капель крови дракона Петр тяжело заболел. Спасла его от страшного недуга мудрая дева Феврония из деревни Ласково (под Рязанью). Князь обвенчался с ней в Муроме, но гордые бояре и завистливые их жены не желали иметь княгиню из простого звания. Раз за трапезой обвинили они княгиню в том, что крошки хлебные собирала она со стола. Но когда святая открыла ладонь, то «…абие посыпался у нее из рукава и фимиам, и ладан, и поиде благоухание по всей палате, и просветися лице ея пачи меры». Когда же бояре потребовали выгнать Февронию, Петр последовал за своей изгнанной супругой. Утешая печаль супруга, Феврония показала ему, что Бог не оставил их, превратив сухие колышки для костра в цветущие пышные деревья.
Вскоре град Муром постиг гнев Божий, многие погибли в боярской междоусобице, и народ потребовал возврата законных правителей. Князь и княгиня жили в любви и согласии, разумно и справедливо управляли подданными. В конце земной жизни благоверные супруги одновременно приняли монашеский постриг, получив новые имена – Давид и Евфросиния, завещали положить их в единой каменной гробнице. Феврония перед кончиной шила золотом «воздух» и хотела закончить работу, но когда третий раз известил брат Давид свою возлюбленную сестру о том, что уже отходит, она обернула нить об иглу и воткнула в свою работу. Перестала тянуться золотая нить, с ней престала и земная жизнь Евфросинии.
Муромцы же убоялись положить монашествующих в едином гробе. Наутро святые оказались вместе. И вновь их разлучили. Чудо повторилось. На этот раз люди «положиша их во едином гробе». «И начаша в той час слепые прозирати, храмыя хождати, немыя глаголати, глухия слышати, больные от недугов многих вси исцелены быша».
Учитель литературы: Летопись не знает муромского князя Петра и его жены Февронии, а народное предание отождествляет их с муромским князем Давидом, женившемся на крестьянке Евфросинии в благодарность за то, что она исцелила его от болезни, от которой его никто не мог излечить. Много злобы претерпели они со стороны бояр, но прожили счастливо. Состарившись, приняли монашество и умерли в 1228 году. Память о них чтилась в Муроме. Ермолай-Еразм литературно обработал местные предания и создал повесть.
– Какими чувствами пронизано прочитанное вами произведение?
– Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии?
– Чем покорила Феврония своего будущего мужа?
– Как пишет академик Д.С. Лихачев: «Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа – князя Петра». Почему героиня способна совершать чудеса?
Ребята отвечают на вопросы учителя.
– Любовь, связавшая Петра и Февронию и побудившая их отказаться от княжеской власти, обнаруживает их человеческое лицо, а в финале повести смерть с последующим чудесным воссоединением проявляет их святые лики, так как в этом воссоединении символически и одновременно идеально реализуется христианское представление о семье как о малой церкви. Давайте предоставим слово нашему гостю.
Слово священнослужителя: Среди святых в земле Российской есть угодники Божии, ходатаи перед Господом о счастьи и благополучии влюбленных. Житие их – пример и напоминание, что брак есть таинство, в котором при свободном обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей. Как учит Православная церковь, браковенчание – великое таинство, а не только красивый обряд. Относиться к нему следует со страхом Божиим, дабы разводом не поругать святыню. Об этих истинах молчит история католического святого Валентина, который канонизирован католиками и не имеет отношения к Русской православной церкви. Иное дело – житие святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. Нераздельное жительство мужа и жены представляет собою путь подвижничества, путь постоянного упражнения и поучения в заповедях Господних. Любовь мужа к жене – это взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собой. Изречение апостола «А убоится жена мужа своего» призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к своему господину, но к страху опечалить любящего человека. Тот же страх лишиться любви в семейной жизни должен испытывать и муж. По словам епископа Феофана Затворника, в истинно христианском браке «любовь очищается, возвышается, укрепляется, одухотворяется». Святые Петр и Феврония являют собой образец христианского супружества. По воле Божией они скончались в один день и час, 25 июня (8 июля по новому стилю) 1228 года, приняв монашеский постриг под именами Давид и Евфросиния. В этот день святых супругов вспоминает Православная церковь.
Учитель литературы: По инициативе супруги Президента России Светланы Владимировны Медведевой 8 июля отмечается в России как День семьи, любви и верности.
Православный День влюбленных отмечается не столь романтично, как это делают католики 14 февраля в День святого Валентина. В День святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах. Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквях. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди постарше просят о семейном согласии. Так что и нам хорошо бы молиться святым влюбленным, которые жили долго, счастливо и умерли в один день.
Также представители духовенства отмечают, что День святых Петра и Февронии нельзя сравнивать с Днем святого Валентина. Суть этих двух праздников различна. День святого Валентина празднуется как день влюбленных, а влюбленность не всегда заканчивается любовью, семьей, тем более верностью. И то, что наше общество отталкивается от собственных культурных духовных традиций, связанных как с православием, так и с другими традиционными религиями, делает акцент на любви и верности, свидетельствует о совершенно ином измерении праздника.
В «Повести…» рассказывается, что в конце жизни Петр и Феврония решили посвятить свои жизни Богу и ушли в монастырь, получив в монашестве новые имена. Значение имен в произведении тоже играет большую роль. После смерти Петр и Феврония были канонизированы. Одно из значений глагола «канонизировать» – «причислить к лику святых». С тех пор святые благоверные Петр и Феврония почитаются русским народом хранителями семейного счастья, образцами супружеской верности. В Троицком монастыре города Мурома в храме Вознесения Господня хранятся мощи святых Петра и Февронии. Здесь же и покров с их изображением. В этом же храме есть еще одна святыня – икона благоверных князя Петра и княгини Февронии. Она оберегает семьи от несчастий, является покровительницей любви и брака и почитается верующими как символ супружеской любви и верности.
Сотрудник библиотеки: О чем же заставила вас задуматься «Повесть о Петре и Февронии»? Идеи и идеалы, воплотившиеся в творении древнерусских писателей, не утрачивают своего значения и притягательности и сейчас. Какие человеческие качества ценились в Древней Руси?
– Действительно, древнерусская литература помогает нам вести разговор о народных взглядах, морали, нравственности, а все это заветы прошлых веков. Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, познаем смысл своего существования и проникаемся глубоким искренним уважением к нашим предкам, оставившим свидетельство высокой морали.
Спасибо за работу!
Светлана ФЕДОРОВА,
учитель русского языка и литературы основной школы №4 им. Ф.Н.Красовского
Галич, Костромская область
Комментарии