Невозможно научить демократии в недемократической школе. Нельзя надеяться, что человек вырастет компетентным гражданином демократического общества, если у него не будет положительной практики гражданского поведения в таком обществе, опыта демократических отношений между людьми, отношений, основанных на взаимном уважении прав, толерантности, демократических способах разрешения конфликтов и т.д.
Вот почему одним из непременных условий подлинно гражданского образования выращивания соответствующих компетентностей является перестройка всей системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму ткань школьной жизни. Иными словами – создание в школе демократического уклада жизни.
Понятие демократического уклада уже получило свое отражение как в литературе, так и на практике. Группа учителей нашей «Школы самоопределения» получила Премию Президента России в области образования за 2000 год, в том числе и за работу по созданию демократического уклада школы (на базе московской школы №734). В начале 2002 года в стране создана Ассоциация демократических школ. Тем не менее можно сказать, что большинство учителей России, как и работников педагогических вузов, имеют еще довольно смутное представление как о самом демократическом укладе школьной жизни, так и о том, какова его связь с процессами гражданского образования.
Большинство учителей пытаются включить в системы организации школьной жизни, существующие в этих школах, лишь отдельные его элементы, к тому же, как правило, не затрагивающие напрямую учебный процесс. Но именно как элементы, порой даже чужеродные самой системе. А потом удивляются, что они не работают или работают совсем не так, как ожидалось. Хотя демократический уклад сам представляет собой вполне определенную систему, все звенья которой связаны между собой и работают друг на друга. Попытки расчленить систему и ввести ее по частям не могут привести к успеху. При этом саму систему вполне можно вводить постепенно (ее на самом деле и нельзя вводить иначе, ибо это живая система отношений, которая в принципе никогда не может получить завершенного состояния). Только постепенность эта достигается не за счет последовательного введения отдельных ее элементов, а за счет постепенного наращивания, насыщения каждого из них.
Остановимся подробнее на элементах демократического уклада и на значении их для гражданского образования.
Организация учебного процесса на демократических началах. Такая организация подразумевает, во-первых, что в центр образовательного процесса ставится именно ребенок, его индивидуальное личностное развитие (а не освоение им определенного учебного материала). Задача учителей – оказывать ему необходимую педагогическую поддержку, стремиться помочь ему перейти из позиции объекта образовательных усилий родителей и педагогов, каковым он неизбежно является в начале школьной жизни, в позицию субъекта своего собственного образования. Это дает возможность ребенку выработать отношение к своему образованию как к своей личностной ценности. Научиться определять свои личные образовательные цели, выстраивать личную (индивидуальную) образовательную программу, реализация которой и является основной задачей старшей школы.
Во-вторых, демократическая организация учебного процесса означает выстраивание отношений между учителями и учениками, а также между учениками (и между учителями, включая сюда и администрацию школы) на демократических, правовых началах. В учебном процессе должны проявляться вместе демократические принципы отношений между людьми, освоение которых ребенком является целью гражданского образования. Это и толерантность, и взаимное уважение прав и свобод друг друга, и умение вести диалог, и разрешение конфликтов, и нетерпимое отношение к нарушению прав человека и ребенка.
В-третьих, это построение учебного процесса с учетом личных особенностей ребенка, присущих ему индивидуальных способов познания и освоения мира. Осознание им этих своих индивидуальных особенностей, своей самости, своей инаковости относительно других людей является важнейшим образовательным эффектом и одновременно важнейшим шагом на пути признания за другими людьми права на их самость, их инаковость. К пониманию того, что общество есть совокупность индивидуальностей, в котором каждый человек уникален и тем ценен для общества.
В-четвертых, это насыщение учебного процесса ситуациями выбора. Причем не только и даже не столько выбора учебного предмета, курса или факультатива, сколько выбора тем, темпов освоения материала, форм и способов его освоения. Сам учебный процесс должен быть так организован, чтобы этой своей организацией способствовать выращиванию учеником умения выбирать (то есть умения видеть возможности выбора, осуществлять выбор и нести за него ответственность) – важнейшего умения, во многом определяющего процесс становления гражданских компетентностей.
Вторым важнейшим элементом демократического уклада выступает пространственная организация школы, внутри которой ребенок может относительно свободно перемещаться, оставаясь при этом в поле образования. Важнейшей особенностью этих пространств (учебного, спортивного, туристического, игрового, театрального, художественно-творческого, свободного и др.) является отсутствие у них строгой регламентации и раз и навсегда заданной регулярности. В них нет жестких, кем-то заранее извне установленных правил. Субъектом создания этих норм и правил является сам ребенок вместе со взрослыми и товарищами, находящимися в этих же пространствах. Опыт создания таких норм, освоения соответствующих отношений и типов поведения – важнейший элемент гражданского образования.
Другой особенностью этих пространств является то, что все они должны быть деятельностными пространствами всесторонней практики, внутри которых и происходит формирование компетентностей вследствие переноса умений из одного пространства в другое. Речь не идет, разумеется, о полноценных профессиональных пространствах с их требованиями самостоятельности и ответственности, но о полноценных образовательных пространствах. То есть таких, которые позволяют занимать ответственные позиции, позволяют принимать решения и т.п., оставляя при этом право на ошибку. Практика – единственный путь формирования и становления компетентности.
Наличие норм и правил общей жизни или школьного законодательства, созданием которых обязательно должны заниматься как дети, так и учителя, а еще лучше и родители, также является важнейшим компонентом демократического уклада. Эти нормы должны постоянно обновляться, чтобы каждое поколение выступало авторами и носителями этих правил. Только при таких условиях и возможен демократический уклад как договор между теми, кто в нем будет жить. В этом случае он сам начинает жить как мощное средство освоения договорных отношений – одного из основных элементов современного демократического общества.
Следующим параметром демократического уклада выступает открытость принимаемых решений, возможность каждого члена коллектива (как взрослого, так и ребенка) влиять на их характер, особенно в тех случаях, когда они касаются всех граждан школы. Наличие такой возможности не должно зависеть от конкретной структуры школьного коллектива и органов его управления и выступает как один из важнейших инструментов формирования чувства ответственности за все, что происходит в обществе.
Существенным элементом уклада школьной жизни как инструмента гражданского образования является выборность руководящих органов школьного сообщества, что особенно важно для школ с большим числом учащихся и педагогов. В них должны быть представлены как учителя, так и ученики и их родители. Существование выборных органов, если они обеспечивают реальное руководство всеми сторонами школьной жизни, включая и учебный процесс, является важнейшим фактором развития гражданского самосознания школьников. Участие в них позволяет им находиться в ответственной позиции, получать первый опыт принятия решения, организации себя и других, а участие в выборах и избирательной кампании дает ценный опыт демократического поведения.
Громадным образовательным потенциалом обладает организация школы как модели открытого гражданского общества. Тогда ребенок не из лекций и учебников, а из самой жизни получает реальный опыт демократических отношений между людьми, отношений, при которых единственным ограничителем твоих действий и инициатив, если они не запрещены законодательством страны или школы, являются свобода и права другого человека или группы людей.
Создание в школе демократического уклада жизни, который, помимо прочего, играет роль некоторого образца, примера того, к чему должно стремиться общество в будущем, неизбежно приводит к некоторому отрыву школы от реальностей окружающей взрослой жизни. Это вызывает у ряда преподавателей определенные опасения относительно того, не станут ли дети смотреть на мир сквозь розовые очки, не испытают ли они серьезного разочарования, когда, окончив школу, напрямую столкнутся с прозой жизни.
Чтобы этого не произошло, компонентом демократической школы и демократического уклада должна стать социально-трудовая практика, вводимая как самостоятельная образовательная область, самостоятельное образовательное пространство. Социальная практика не только обеспечивает освоение детьми социальной среды, получение ими реального практического опыта социальной деятельности, в том числе работы по оказанию помощи старикам, ветеранам, инвалидам, но и неизбежно способствует росту самосознания подростков, их самоопределению в социальном смысле этого слова.
Наконец, важным элементом демократического уклада школы, особенно с учетом ее пространственной организации, выступают общие дела коллектива: проекты, игры, праздники – все то, что в последнее время получило признание как ключевые дела школы. При этом школьники должны быть обязательно вовлечены в планирование и подготовку таких событий (создание оргкомитетов, распределение ответственности и т.д.).
Объединяя едиными целями и единым действием разновозрастные учебные группы, классы, клубы, кружки, научные и другие общества, ключевые школьные дела придают особый характер отношениям в коллективе, формируя его свободный, гуманный, толерантный стиль жизни – неоценимый источник реального демократического опыта и демократической практики для детей и подростков. Школа действительно превращается в живой социальный организм, чья полнокровная, насыщенная деятельностью жизнь пульсирует, подчиняясь своим внутренним ритмам, обеспечивая практически неограниченные возможности для саморазвития учащихся, освоения ими социальных и гражданских позиций.
Александр ТУБЕЛЬСКИЙ, директор школы, Москва
Комментарии