search
main
0

Живой компас для авианосца. Питерский лицей берет пример с Гарварда

Образ современного авианосца – могучего, немного неуклюжего, уверенно рассекающего волны в безбрежном океане, – предложил Максим Пратусевич, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2012», четвертый год возглавляющий ФМЛ №239. Я спросила, что чувствует человек, которому предложили управлять столь уникальным учебным заведением? Во всем мире эта школа известна как альма-матер углубленного математического образования в нашей стране, вырастившая двух лауреатов филдсовской премии, знаменитых академиков, ректоров вузов, бизнесменов, а также целую плеяду блистательных актеров, спортсменов и просто замечательных людей.

Понимая, что всякое сравнение хромает, мы признали тем не менее авианосец образом вполне подходящим. На нем так много всякого, а с палубы взлетают такие удивительные новейшие летательные аппараты – дальше каждый может продолжить в меру своей фантазии. Так вот директор Пратусевич чувствует, как ему кажется, примерно то же, что командир такого морского чуда. Зато ответ на вопрос, не страшно ли, оказался весьма приземленным. Страшно было, признался Максим Яковлевич, когда в канун учебного года внезапно начали обнаруживаться строительные недоделки в новом здании, а 1 сентября, как известно, неотвратимо, и это первый директорский год! Однако хозяйственные проблемы – сфера неизбежных забот, которые тяготят, к сожалению, каждого директора. А вот как справиться с проблемами особыми, связанными с содержанием и уровнем образования, как не потерять высоту, на которую уже научились взлетать питомцы 239-й? Как раз эти вопросы оказались весьма привычными. Все, что касается истории школы, ее традиций и творческого развития, входило, что называется, в плоть и кровь будущего директора постепенно, органично, когда он еще наблюдал за жизнью старшего брата, учившегося в 239-й. Потом вслед за ним поступил сюда в 10-й класс. Правда, интересовали его не физика и математика, а химия и история, но, по единодушному мнению окружающих, образование, полученное в этой школе, открывало дорогу в любом направлении. Памятная доска у дверей одного из кабинетов в основном здании посвящается учителю математики Владимиру Васильевичу Бакрылову. Его особенно любили мальчишки. Аристократизм, тонкое чувство юмора, манера одеваться и говорить – все вызывало восхищение. Ему подражали. К его урокам готовились особенно тщательно. Максим попал под обаяние Бакрылова сразу и бесповоротно. Теперь он хотел стать только учителем математики и работать непременно в 239-й школе. Именно здесь под наблюдением Владимира Васильевича он давал свои первые уроки, еще будучи студентом. Здесь вел кружки, потом работал учителем, стал завучем, заместителем директора по опытно-экспериментальной работе. Так что все идеи развития и новых направлений в работе, все предложения, которые рождались в лицее, утвержденном как экспериментальная база – лаборатория стандартов обучения, проходили в том числе и через его руки. Появление в 2009 году сразу целого подразделения – в лицее открылись 5-6-7-е классы – тоже подготавливалось при его непосредственном участии. И бурное развитие дополнительного образования – а это сейчас 63 специальные программы и 122 кружка, где бесплатно занимаются 1392 человека, – тоже планировалось и оформлялось с участием Максима Яковлевича. Заметьте, в школе 808 учеников, а в кружках – 1392. Понятно, что это способ привлечения способных ребят и форма подготовки их по разным направлениям. Кандидат физико-математических наук и учитель математики, этот директор постоянно уговаривает своих блистательных коллег не перегружать сложными задачами старшеклассников, а тем более – малышей. Он уверен, что сила лицея не в узкой специализации, а, напротив, в универсальности образования, построенного, однако, на глубоких, серьезных знаниях в области физики и математики. Давно замечено, что гуманитарии плохо справляются с решением многих проблем, которые математики как орешки щелкают. Выпускники 239-й и на филологическом факультете, и в театральной академии отличаются умением думать. Размышляя над содержанием, над смысловым наполнением разных учебных дисциплин, Максим Яковлевич исходит как раз из этого простого наблюдения. Гордость школы – это, бесспорно, математический, физический, химический центры, центр информационных технологий, лаборатория робототехники, которая уже известна в стране. Для славы и счастья вполне достаточно. Но он просит не забыть и о театре на английском языке, театре-студии, журналистском клубе, кружках краеведения, которые реально помогают монастырям и заповедникам России своими трудами во время каникул. И о туристах умолчать невозможно, считает директор физматлицея. И правда, 23 похода только за один год! Собственная маршрутно-квалификационная комиссия. И все-то у них лучшее в городе. Школьный музей – победитель городского конкурса, волейбольная команда – чемпион… Если помнить при этом о победах на международных олимпиадах по математике, физике, информатике и химии (а по рейтингу Министерства образования и науки РФ лицей первый в России по результатам участия во всероссийских олимпиадах школьников), недолго и усомниться: не слишком ли много побед для одной небольшой школы? Где взять столько талантливых, увлеченных руководителей? Предположим, литературные вторники, вечера песни могут по очереди готовить разные классы со своими учителями и родителями. Но где найти специалистов, готовых вести кружки, заниматься терпеливо, постоянно, иногда забывая о времени ради двух-трех способных ребятишек? Ответим на этот вопрос сначала только одним примером. Руководителем одного из математических кружков у них в течение 18 лет работает член-корреспондент РАН С.Иванов.  Б.Гребенщиков на правах выпускника участвует в вечерах песни. Со всех концов города приезжают заинтересованные слушатели, когда в лицее выступают с лекциями лауреат премии Филдса С.Смирнов или физик А.Кавокин, биолог И.Беспрозванный, получившие мегагранты Правительства РФ для организации научных исследований в России. Список успешных выпускников, не прерывающих связей со школой, всегда был их гордостью. Но в последние два года он вырос настолько значительно, что в программе развития лицея появилась подпрограмма «Выпускник». Речь пошла о встраивании сообщества выпускников в повседневную жизнь лицея. И к этому явлению стоит присмотреться внимательнее. Отправной точкой послужил полувековой юбилей, который отмечался в 2011 году широко и звонко. Встречи одноклассников разных лет, обмен мнениями, обновление дружеских связей привели к тому, что школа опять для многих ее питомцев стала центром общения. И вместе с тем – заботы. Похоже, что вложенные в этих людей много лет назад душевные силы учителей возвращаются теперь богатством, не имеющим цены. Смотрите, что происходит: художники из всемирно известной группы «Митьки» пишут картины, вдохновленные снимками нанопроцессов, сделанными в Институте высокомолекулярных соединений РАН. Открытие выставки этих картин сопровождается концертом Гребенщикова и лекцией-игрой. Нетрудно представить себе, сколько эмоций и споров вызывают в среде лицеистов и выпускников столь уникальные проекты, которые становятся частью жизни школы. Но и этим результаты взаимодействия с выпускниками не ограничиваются. В конкурсном эссе, опубликованном в журнале «Директор школы», Максим Яковлевич пишет, что у него теперь появилась еще одна неожиданная роль – роль кадрового агентства. «Достаточно часто ко мне обращаются наши выпускники, ставшие руководителями крупных фирм и предприятий, с просьбой подыскать претендента на ту или иную вакансию из числа наших выпускников. Зачастую удается связать таких работодателей с их потенциальными работниками. Такая возможность трудоустройства становится дополнительным стимулом для привлечения в наш лицей талантливых школьников… В ближайших планах – создание социальной сети выпускников по аналогии, например, с сетью Гарвардского университета. В этой сети действует так называемое правило двух недель: если выпускник Гарварда ищет работника, то он запрашивает сначала в этой сети и лишь через две недели начинает открытый поиск». Работа школьного сайта, направленная на объединение выпускников разных лет, постоянный обмен информацией о жизни школы, ее нуждах, перспективах, планах – это одна сторона дела. Сведения о судьбах людей, которые учились в 239-й в разные годы, – уникальный материал для анализа и размышлений о результатах тех реформ, усилий, педагогических программ, которые внедрялись, менялись, углублялись. Со многими поправками на этом основании наверняка можно делать определенные выводы, учитывать их, разрабатывая новые стратегии и маршруты для славного авианосца. Так что сообщество выпускников дарит школе живой компас, который ничем не заменишь.Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте