search
main
0

Живое звено между прошлым и будущим

​Есть ли где-нибудь формула успеха в жизни? Если бы кто-нибудь вывел такую формулу, все бы с удовольствием ею пользовались, не ведая бед и неожиданностей…

Так что же получается, формулы успеха молодого педагога не может быть? Но все же, нужно попытаться ее вывести. Согласитесь, чем сложнее задача, тем интереснее ее решать. Так давайте попробуем! Предлагаю построить пирамиду успеха: поступательно поднимаясь вверх от основания, мы должны будем достигнуть желаемой вершины – вершины успешного молодого педагога. Сначала закладываем фундамент, базисный уровень, который я назову «Мое призвание». Если не пройти этот уровень, молодой педагог определенно построит дом на песке, который рухнет в любой момент, и достичь успеха будет невозможно. Педагог должен для себя четко понять, что это его профессия, что он нашел свое место, свое призвание, обрел смысл своего труда. Будем честны, человека на должность, не только педагогическую, приводят разные пути. Да, кто-то изначально мечтал, что станет учителем, и его мечта уже начала сбываться. Кто-то поступил на педагогический факультет по велению и настойчивому желанию родителей. У кого-то это была семейная традиция, и нарушать ее уже было как-то неловко. Кто-то рассуждал: «Абы куда-нибудь». Или куда хотел не поступил. Варианты могут быть разные. Такова жизнь. Но вот молодой специалист пришел в школу. Он должен быть честным в первую очередь с самим собой: его ли это дорога, желает ли он идти по ней всю жизнь? Это важно. Ведь быть учителем – большая ответственность. Вспомните, как было сказано в старом фильме: «Профессия учителя не сильно отличается от профессии врача. Ошибки учителя тоже непростительны: хоть они не сразу заметны, но в будущем могут принести еще больше вреда…» Безусловно, каждого молодого педагога будут терзать сомнения: «А работа ведь сложная! Много энергии выматывает. Да и платят мало. Стоит ли?» Но лично я советую присмотреться и полюбить труд педагога, поскольку эта профессия особенная. Следующий уровень я назову «Моя значимость». Молодой педагог должен убедиться в значимости своей профессии. Как это сделать? Обратимся к истокам: в Библии учителями названы люди, призванные открыть людям Божью волю и привести их к познанию истины. Библия также рассказывает об Иисусе как об Учителе. Он учил народ и своих учеников. Наиболее часто встречаются такие формы обращения к Иисусу, как «Господь» и «Учитель». По воле Иисуса его ученики тоже учили народ. Библия говорит, что учитель должен постоянно пребывать в «учении» и преподавать слово истины, «вразумляя бесчинных, утешая малодушных и поддерживая слабых». Эти изречения уже стали доказательством того, что профессия учителя не просто почетная, она священная. Откройте Библию, и прочтете: «В начале было Слово…» То есть слово рассматривается как основа мироздания, поэтому учитель-словесник своей деятельностью участвует в процессе этого мироздания. Американский писатель и историк Генри Адамс как-то сказал: «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние», а писатель и литературный критик Виссарион Белинский писал: «Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека». Осознайте, педагоги, свою значимость, если до сих пор считали себя посредственными! Великие люди понимали, что значат учителя, и преклонялись перед ними. Даже английский государственный деятель Уинстон Черчилль как-то заметил, что «школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Делайте выводы! Сколько помнят себя люди, среди них был Учитель. Судьба каждого живущего на земле человека побывала в его руках. Во всех культурах Учитель – символ Истины, Мудрости, Добра, Братства, Мира. «Чти учителя, как Бога», – приказывал отец, отдавая сына в школу. Этому наставлению, хранящемуся в древнеегипетских папирусах, более двух с половиной тысяч лет. Великий чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, ведущим наступление против варварства и невежества. Во всем мире знают и почитают имена великих педагогов, их неоценимую деятельность: французский философ и писатель Жан Жак Руссо – сторонник естественного природного воспитания; Ян Амос Коменский – отец педагогической науки, это он более трехсот лет назад разработал современную классно-урочную систему обучения и многие правила работы учителя с детьми (и ученые, и учителя-практики до сих пор используют в своей работе его выдающийся труд «Великая дидактика», положивший начало становлению педагогики как науки); Иоганн Генрих Песталоцци, который посвятил жизнь сиротам, пытаясь сделать детство школой радости и творческого труда; Константин Дмитриевич Ушинский – отец русских учителей; Адольф Дистервег, разработавший дидактику развивающего обучения; Лев Николаевич Толстой, который открыл в Ясной Поляне школу для детей крестьян, работал в ней учителем, написал «Азбуку», четыре книги для чтения, учебник по арифметике, написал ряд статей по вопросам обучения и воспитания детей из народа; Антон Семенович Макаренко – автор педагогических произведений «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей»; Василий Александрович Сухомлинский, осуществлявший комплексный, личностный подход к воспитанию; Шалва Александрович Амонашвили – выдающийся советский педагог. Продолжать их благородное дело – большая честь. Учитель – это воспитатель, наставник. Недаром образ учителя так часто раскрывается в литературе. Ценным источником педагогической информации о деятельности педагогов стала художественная и мемуарная литература. С.Аксаков в автобиографической повести «Гимназия» показал казанских учителей начала XIХ века. Образы нижегородских наставников середины XIХ века запечатлел в романе «В путь – дорогу!» П.Боборыкин. Богатую галерею литературных образов педагогов гимназии конца XIХ века оставили нам в своем творческом наследии К.Чуковский, Ф.Сологуб, К.Паустовский, П.Блонский. В литературном процессе XIX века мощная религиозно-духовная составляющая русской культуры нашла проявление в «высоком» типе учителя, в образе которого отразились духовно-религиозные искания писателей. В произведениях классической русской литературы сформировался образ учителя – духовного наставника. На страницах литературных произведений мы можем увидеть, что педагогам XIХ – начала ХХ веков свойственны увлеченность своим делом, живое движение души, яркость и своеобразие характеров, чуткость к людям, способность понять особенности детства и юности, разделить их сомнения, тревоги и помыслы. В киноповести Г.Полонского «Ключ без права передачи» ярко раскрывается образ прекрасного преподавателя Марины Максимовны. Для нее урок – это урок творчества, урок культуры, урок высокой духовности, это успех каждого ребенка. Она проводит занятие, выходя за рамки программы. Ее методы работы с детьми нестандартны, она отходит от «футлярных» рамок. А внеклассные занятия не доставляют тяготы ученикам, наоборот, они с радостью ждут новой встречи. С ней легко и интересно, ученики идут на урок с радостью, не боясь того, что их спросят и они не будут знать верного ответа. Дружба молодой учительницы с классом основана на полном доверии. Нравственный облик педагога-современника наиболее полно раскрыт в повести А.Лиханова «Благие намерения». Главная героиня Надежда привлекает прежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади. В конце повести ее воспитанники покидают детский дом, закончив школу. У Нади есть возможность «почетно» отойти. Но Надежда Георгиевна знает, что она никуда сейчас не уедет. Она думает о тех детдомовцах, еще неведомых ей, которые первого сентября переступят порог интерната и с которыми она начнет новый десятилетний путь совместных поисков, проб и побед. Настоящим учителем можно назвать Лидию Михайловну, героиню повести В.Распутина «Уроки французского». В трудные послевоенные годы она пыталась спасти от голода гордого и талантливого мальчика. Лидия Михайловна приглашала его на дополнительные уроки, после которых играла с ним в «пристенок» на деньги. Убедившись, что подросток не примет открытую помощь, учительница пошла на эту маленькую хитрость. Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок, тем самым она потеряла работу, но своим участием, теплотой она все же перевернула, отогрела душу мальчика. Честь и совесть никогда не позволят быть равнодушными к чужой беде. Литература – это зеркало действительности, отображение убеждений общества. Эти примеры еще раз должны вам подтвердить значимость профессии педагога. Формируем следующий уровень «Я вижу плюсы». Тут необходимо в процессе педагогической деятельности выделить для себя положительные моменты. Можно даже составить себе список этих плюсов. Если каждый день повторять их, получится своеобразный аутотренинг для молодого педагога. А что? Эффективность гарантирована. После этого настает момент для восхождения на уровень «Авторская творческая мастерская». Молодой учитель должен быть ненасытен, любопытен в познании педмастерства. Нужно быть экспериментатором, новатором в своей работе. Лев Толстой говорил: «Для того чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди не переставая воспитывали себя». Следующий уровень – «Радость». На этом уровне учитель счастлив за успехи учеников. Рад, когда видит их отдачу, плоды своей работы. Учитель должен быть доволен собой, это окрылит его на новые подвиги. Английская писательница Шарлотта Бронте как-то отметила: «Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика». Похожую идею высказал Дмитрий Менделеев: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Последний уровень я назову «Гармония». Уровень достигнут, когда благодаря своей профессиональной деятельности педагог испытывает удовлетворение от работы, от жизни. Каждый человек должен уважать и любить себя, любить свою семью, свой труд. Тогда и наступает в душе гармония.    Последний уровень достигнут – вы успешный педагог! Конечно, некоторые считают успехом лишь финансовые достижения. Но не забывайте, что все материальное бренно, а духовное вечно. Деньги никому еще не принесли гармонии в душе. Константин Ушинский писал: «Воспитатель чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и осознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории».Русанна СТУРУА, учитель донецкого профильного лицея №135, финалист конкурса «Педагогический дебют»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте