search
main
0

Живое слово Занковская система – сельским детям

Я учитель сельской малокомплектной школы, в которой всего 60 человек. По системе Л.В.Занкова работаю пятый год. Конечно, опыта еще маловато, но уже могу поделиться своими наблюдениями и сделать определенные выводы.
Выпустила я занковский класс по программе четырехлетнего обучения, используя при этом учебно-методический комплект для трехлетней начальной школы. Мои ребята уже закончили 5-й класс. И когда я сама себя спрашиваю: “А стоило ли работать по системе Л.В.Занкова? – отвечаю не задумываясь. – Да, стоило”.
При обучении по этой системе Л.В.Занкова дети показывают высокие результаты. Так, из пяти учеников два отличника, два хорошиста, один ученик закончил начальную школу с одной лишь тройкой. Бытует мнение, что при обучении по системе развивающего обучения существуют перегрузки, ведущие к ухудшению здоровья детей. Но, на примере моих учеников, видно, что даже больные дети обучаются успешно.
Девочка – инвалид детства (нарушение речевого аппарата) получила рекомендации врачей обучаться в речевом интернате. Но мама с моего согласия отдает ребенка в наш занковский класс. Результат – две четверки в III четверти в 5-м классе, остальные пятерки, а главное – от озлобленности и замкнутости девочки не осталось и следа.
Другой ученик поступил к нам, имея не только нарушения речи, но и опорно-двигательного аппарата. Ребенок необщительный, с признаками нервного тика. Он вздрагивал даже от моего прикосновения, когда я поглаживала его по голове. Да к тому же мальчик из многодетной семьи, где мать, любительница алкоголя, “воспитывает” 4 детей. Понятно, что он не был готов к школе и дорога ему была одна – на повторный курс обучения. Но я уверена, что вера в ребенка даст свои плоды, поэтому перевела мальчика в следующий класс. В итоге теперь у него в 5-м классе лишь одна тройка по русскому языку, все остальные отметки – четверки и пятерки.
От уроков, общения с классом я испытывала наслаждение. В то время, когда сердца черствеют, среди взрослых растут зависть и злоба, дети остаются правдивыми, честными, добрыми, внимательными. В этом немалая заслуга учебника З.И.Романовской “Живое слово”. Так, на уроке читаем произведение “Письмо Горького сыну Максиму”. И дети пишут письма своим родителям. Одна мама рассказывала, какое она испытала счастье от письма дочери: “Раннее осеннее утро. Я просыпаюсь, а на подушке – веточка хризантемы и сложенный вчетверо тетрадный листок. Я развернула его, а там теплые слова от дочки…”.
И еще. Учителя говорят, что они с удовольствием идут на уроки в мой 5-й класс…
Хочу отметить, что малокомплектная школа имеет свои плюсы, когда речь идет о преемственности между начальным и средним звеном. Мне кажется, что именно в сельской школе период адаптации проходит менее болезненно для ребят-пятиклассников.
Во-первых, нет параллелей. Это позволяет учителю-предметнику настроиться на работу в классе, изучив его особенности более полно.
Во-вторых, возможно более частое взаимопосещение уроков как учителями-предметниками, так и учителями начальных классов, что позволяет лучше познакомиться с методикой преподавания каждого педагога.
В-третьих, можно проводить совместные уроки с детьми 4-5-х классов. Этому способствует опережение программного материала начальной школы в занковском классе и маленькое наполнение классов в сельской школе.
В-четвертых, в малокомплектной школе дети и учителя задолго до прихода в 5-й класс знакомятся друг с другом не только при посещении уроков, но и на внеклассных общешкольных мероприятиях. Я использовала и такую форму работы, как “Клуб приятных гостей”, который действовал на протяжении четырех лет.
Так что же дает занковская система детям, обучающимся на селе?
Знания учащихся обогащаются за счет высокого уровня теоретического материала, самостоятельного использования дополнительной литературы. А это в деревне, где, кроме школы, нет других культурных центров, очень важно.
Система позволяет раскрыться каждому ученику, создает условия для успешного обучения.
В завершение хочется сказать огромное спасибо всем, кто несет идеи Л.В.Занкова нам, начинающим учителям, передавая свой опыт, зажигая своей работоспособностью и энергичностью.

О.Л.ШТУКАТУРОВА, Богдановская основная школа
Новомосковский район,
Тульская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте