Что происходит с уроками литературы? Из номера в номер мы публикуем размышления на эту тему нашего постоянного автора Льва Соломоновича Айзермана. Они вызывают отклик.
Татьяна Ларионова, учитель русского языка и литературы, Орел:
«Вот уже на протяжении нескольких лет я прежде всего ищу в газете статьи Льва Айзермана. Впечатляют не только энциклопедические знания замечательного автора, богатый жизненный опыт, но и его умение затрагивать самые сокровенные струны твоей души. Как хорошо сказано в статье от 20 апреля, что литературу автор предпочитал преподавать старым проверенным методом – читаем, думаем, постигаем, спорим, стремимся понять прочитанное. За плечами у талантливого педагога 66 лет работы в школе. Очень смело он говорит о проблемах современного образования. О том, что из уроков литературы прежде всего ушла сама литература. Ученики не размышляют над прочитанным, сегодня они нацелены на другое. И это не их вина, что они хотят заниматься только тем, что имеет прагматическое или развлекательное значение. Их так учим мы. О духовном голоде сегодня говорить не приходится. Стремление из всего извлекать выгоду господствует в обществе. Честный разговор о фундаментальных проблемах нашего образования просто необходим».
Марьям Вахидова, Гудермес, Чеченская Республика:
«Скоро исполнится пять лет, как я стала вести у детей начальных классов уроки живого слова (так назвали мой предмет в частной школе «Мансур»). Мне важно было научить учеников чтить русскую литературную классику, мотивировать их на желание рассуждать по темам, в которые мы будем погружаться, анализируя художественные тексты.
Теперь я часто ловлю себя на том, что не столько учу, сколько сама учусь у этих малышей, каковыми их принято считать в общеобразовательной школе. Передо мной не стоит выбор, с чем идти в класс, какое произведение взять, какого писателя. Дети готовы к любому серьезному разговору, на любую тему. Они говорят что думают и думают что говорят. Их взгляд чист, непорочен, они тонко чувствуют, не приемлют фальши, наигранности… Они бескомпромиссны и тактичны, категоричны и терпимы… Казалось бы, дети… А на наших уроках – интересные собеседники. Поэтому мы можем обсуждать с ними классические тексты, их экранизацию, сравнивать театральные постановки и писать сочинения. И нет никакой разницы, кто перед нами – Гоголь, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Толстой, Чехов, Булгаков…
Почему пишу вам об этом? Хотелось бы, чтобы школьные учителя пересмотрели свое отношение к русской литературе, значение которой для воспитания души молодого человека невозможно переоценить. Хоть факультативами, но русская литература должна вернуться во всем объеме в школы. Это такое богатство!.. Нельзя от него отказываться!
Хотелось бы использовать возможность через «Учительскую газету» общаться с коллегами, делиться опытом».
Комментарии