search
main
0

Живое образование. От истории семьи – к истории человечества

Когда-то великий педагог Джон Дьюи, формулируя основной принцип придуманного им проектного метода обучения, нашел емкую и точную формулировку: «Всё из жизни, всё для жизни». Этому принципу старается следовать и наш музей «Дом семейных традиций», придуманный и учрежденный Натальей Ямщиковой. Уникальный музей, где можно брать экспонаты в руки и играть с ними в творческие игры, а также создавать экспонаты и экспозиции своими руками.

Живая жизнь, окружающая ребенка, – это прежде всего его семья. В ней есть какой-то уклад, который не всегда даже осознается. Но откуда он взялся? Какие традиции и откуда принесли мама и папа, бабушки и дедушки? А что было до них? Многие ли дети могут с уверенностью ответить на эти вопросы? А ведь история семьи – это энергия, которая питает каждую отдельную судьбу и целый род. А из истории семей складывается история народа. Конечно, в нашем репертуаре не все программы посвящены непосредственно теме семьи. Но эта тема всегда звучит, присутствует, пронизывает собой самые разные занятия. Даже в праздниках, посвященных окончанию детского сада или начальной школы, началу учебного года или иным образовательным событиям, у нас всегда есть странички, посвященные воспоминаниям родителей об их собственном детстве. Мы вместе размышляем о любимых вещичках, которые их окружали, о книгах и фильмах, которые влияли на их взросление, о любимых уроках и учителях, которые определили их жизненный путь. Или, например, в занятиях, посвященных народной культуре – играм и игрушкам, ремеслам, фольклору и мифологии, мы всегда сравниваем опыт прошлого и сегодняшний, непосредственный семейный опыт ребенка, находя точки сопряжения. Причем родители и учителя всегда вольны стать полноправными участниками творческого музейного занятия. А есть циклы, которые обращены принципиально к детям и взрослым вместе. Это занятия, на которых большие и маленькие вместе слушают музыку, читают книги, рассматривают картины и смотрят кино, а потом учатся содержательно и нестандартно говорить о пережитом. В основе цикла лежат методики обсуждения художественного события, разработанные на кафедре эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования в предыдущее десятилетие. Сотрудники кафедры – научные консультанты нашего музея. Многие наши педагоги также сотрудники или выпускники этой кафедры. Курс «Педагогика искусства», обращенный к учителям и родителям, придуман там же. Это курс, который поможет взрослым войти вместе с ребенком в огромный мир культуры через совместные творческие игры и увлекательные образовательные проекты. Автором такого путешествия может стать как отдельная семья, так и школьный класс или семейный клуб. Старшее поколение нередко бывает обеспокоено тем, как передать ценности и традиции, как воспитать любовь к родной культуре. А между тем хорошо известно, что любовь и верность прямо пропорциональны мере собственного вложения в предмет любви труда, усилий, времени, творческой отдачи. Поэтому все программы детского музея «Дом семейных традиций» направлены на то, чтобы пробудить интерес к культурному строительству и создать условия, максимально стимулирующие ребенка к созданию авторских музейных проектов. Наш музей очень молод, ему всего полтора года. И мы очень надеемся на дружбу и сотрудничество с самыми разными образовательными учреждениями и общественными объединениями, которые, как и мы, хотят сделать образование наших детей живым, содержательным и радостным. Всех, кто хочет с нами познакомиться и подружиться, мы приглашаем на сайт http://childrens-museum.ru  ​Александра НИКИТИНА, театровед, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник детского музея «Дом семейных традиций»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте