Недавно наша 80-летняя бабушка – постоянный зритель телевизионной рекламы – попросила купить ей… пива. Она никогда не увлекалась этим напитком, но навязчивые восхваления “достали” и ее. В последние дни перед каникулами в Госдуму поступили поправки к Закону “О рекламе”, предусматривающие ограничения рекламы пива.
Законопроект, подготовленный по инициативе правительства и президента, предлагает запретить рекламу пива в изданиях для детей и подростков, на обложках печатных изданий. Рекламные плакаты с янтарным напитком должны будут располагаться как минимум в 100 метрах от детских и лечебных учреждений. Пиво не будет больше выглядеть средством “для достижения личного или спортивного успеха или улучшения физического или психического состояния”. Утверждения о его безвредности или полезности для здоровья также будут под запретом.
Пивовары обижены тем, что их мнение не было учтено при подготовке законопроекта. Можно предполагать, что, когда после 9 сентября Дума приступит к его обсуждению, мощное лобби уже будет действовать.
В нашей стране этого популярного напитка пока еще пьют намного меньше, чем, например, в Чехии или Германии: в среднем 43 литра на одного человека в год против 161 и 146. Однако пивной алкоголизм – явление во многом российское. С увеличением производства пива значительно возросло и количество больных алкоголизмом и острыми психозами. Особенно много среди них подростков. Пивная зависимость, по данным специалистов Санэпиднадзора, наблюдается у 80% подростков-алкоголиков.
Российская промышленность, производящая этот напиток, сегодня на подъеме. По обилию той же рекламы видно, как много здесь крупных производителей, насколько остра конкуренция. Но, вероятно, именно поэтому с 1 января 2003 года акцизы на пиво повышаются на 25%. Такое решение в последние дни работы Дума приняла уже во втором чтении. Пивовары считают, что из-за этого стоимость напитка возрастет на 15-20%, а малообеспеченные покупатели могут перейти на другие, более крепкие напитки.
К этим неприятностям у производителей пива добавилась и еще одна головная боль. На днях Госторгинспекция провела смотр качества пива, которое мы пьем, и забраковала почти половину. В Союзе пивоваров уверены, что это связано с нарушением правил транспортировки и хранения, хотя обнаружены производственные дефекты и “посторонние включения”, что говорит о том, что бутылки просто плохо моют.
В прошлом году иваны тарановы одержали победу над главным санитарным врачом России, который требовал признать пиво алкогольным напитком. В этом году пивоварам придется, видимо, судиться с Госторгинспекцией. Комбинат “Очаково”, производитель “живительного” пива, уже подал иск в суд.
Ирина ДЕМИНА
Комментарии