search
main
0

Живительная сила «Родничка». Глаза – зеркало души и основной источник знаний о мире

Так писал Федор Тютчев. Красота взора, язык взгляда, чернота боли в глазах. Они привлекательны, опасны, красноречивы. И беспомощны перед опасностью потерять свою остроту, лишиться зоркости, избежать различных заболеваний. В люберецком детском саду №91 «Родничок» с 1979 года существуют группы для детей с дефектами зрения. Цель программы, по которой работает это учреждение, – изучить особенности каждого ребенка, учтя характер недуга.

Люблю глаза твои, мой друг,С игрой их пламенно-чудесной,Когда их приподымешь вдругИ, словно молнией небесной,Окинешь бегло целый круг…Но есть сильней очарованья:Глаза, потупленные ницВ минуты страстного лобзанья,И сквозь опущенных ресницУгрюмый, тусклый огнь желанья…

Девиз «Родничка»: «Эмоции. Радость. Здоровье. Зрение». За два последних его пункта отвечает районный окулист Люберец, медперсонал садика и, разумеется, педагоги. На каждого ребенка составляется индивидуальный план работы. Для этого проводится самая тщательная диагностика, ведь зрение, как ни крути, главный анализатор, с помощью которого познается мир.

Бывает, что у детей, стремящихся в «Родничок», нарушена и речевая функция, порой малыши отстают в умственном развитии. Для каждого из своих воспитанников в садике составляют индивидуальный план и определяют его в ту группу, что наиболее подходит прошедшему диагностику ребенку.

Как-то в «Родничок» привели мальчика, которого не принимали другие. Он не говорил, только часто мычал и махал руками. Родители были в отчаянии, не знали, что им делать. Заведующая 91-го Галина Русова сильно рисковала, оставляя его в саду. Будучи профессиональным массажистом, Галина Александровна взяла мальчика под свою личную опеку. Регулярные процедуры и поистине материнская забота вкупе с новейшими методиками лечения нарушений умственного развития сделали свое дело. Мальчишка не только перестал беспорядочно размахивать руками, но и разговорился потихоньку. Впервые, когда на пожелание приятных снов Галина Александровна услышала отклик ровного тихого голоса: «Спокойной ночи», она подумала, что произошло чудо. Потом только осознала, что его произвела именно она.

В садике есть группы, в которых недужных лечат, и такие, где здоровые дети проходят профилактику близорукости. Лечение же проводится по самым разным методикам. Большое значение уделяется здесь физическому развитию ребят. Дыхательная гимнастика, движение, массаж – малая толика в арсенале борьбы с навалившейся на юное существо напастью. Логопеды, дефектологи используют известные им методы и изобретают свои, чтобы помочь девчонкам и мальчишкам одолеть недуг. В ход идут и пальчиковая методика, позволяющая развить мелкую моторику, необходимую для общего развития, и оригинальные упражнения, такие, как комплекс релаксационных упражнений «Сделайте ноги счастливыми, а глаза – веселыми!», или занятия на «песчаном пляже».

На этом пляже насыпи из песка и гравия, их так легко различить на ощупь босой ступней… Так дети учатся ориентироваться в пространстве, и эти занятия предупреждают плоскостопие.

Для проведения коррекционных упражнений по сохранению и укреплению зрения в садике установлена специальная аппаратура, но что-то можно делать и без нее – снять напряжение, заняться укреплением мышц глазного аппарата, провести массаж. Эту премудрость в «Родничке» освоили все.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – гласит народная мудрость. Именно благодаря зрению мы способны познавать окружающий мир, благодаря зрению мы можем правильно ориентироваться в пространстве и воспринимать богатейшую палитру цветовых оттенков. Глаза – это благо и счастье, это величайший дар. Это единственный орган человека, имеющий оптически прозрачные ткани, среды. Именно благодаря им лучи света проходят в глаз, и человек получает возможность видеть. Свет, попадая на сетчатку, вызывает сложный фотохимический процесс, в результате которого начинается длинный и сложный путь, который заканчивается в затылочной части коры головного мозга. Эта область является высшим зрительным центром, в котором и воссоздается зрительный образ, точно соответствующий рассматриваемому предмету. И вернуть этот путь ребенку мечтает каждый работник «Родничка».

За эмоции и радость – первые два пункта девиза, под которым работает садик, отвечает весь коллектив «Родничка», но в наибольшей степени – психологи. Главный принцип работы педагогов – влюбить ребенка в себя и полюбить его. Как говорит Русова, воплощение этого принципа в жизнь заключается в том, чтобы создать такую эмоциональную среду в садике, чтобы девчонкам и мальчишкам было приятно сюда приходить, ведь они чувствуют, знают, их здесь ждут.

Сказкотерапия и ролевые игры раскрепощают ребят, они учатся ощущать себя ничем не хуже своих сверстников, они все могут, и если что-то у них не получается, им всегда помогут взрослые.

Работа по преодолению страха самовыражения и утверждение уверенности в своих силах столь же важны, как и непосредственное лечение. Как известно, страх самовыражения и неуверенность в своих силах приводят любого человека, а уж тем более совсем еще маленького, к апатии и лености, негативному отношению к делу. Утверждение в детях уверенности и умения преодолевать страх самовыражения влияет благотворно на все их начинания. И очень выручает в дальнейшем.

В конкурсе «Осенняя пора, очей очарованье» участвуют не только воспитанники 91-го, свои волшебные поделки они создают вместе с мамами и папами, бабушками и дедушками. Общая работа дарит им единение и радость совместного творчества. Так в их душах зарождается понятие дома, традиций, корней. О прошлом напоминает и русская изба «Родничка», место, где гуляют в 91-м Масленицу, устраивают капустники, поют колядки, гадают на Святки, празднуют кузьминки.

Люберецкий детский сад №91 почти всегда становится лидером на районных конкурсах изобразительной деятельности, в прошлом году «Родничок» занял первое место и в области. Творческое развитие в этом детском саду находится на столь высоком уровне, что даже родители желают научиться тому, чему учатся их дети. Руководство «Родничка» идет им навстречу – не так давно там открылся кружок для взрослых.

Но для воплощения девиза необходимо сотрудничество педагогов, родителей, дефектологов и психологов, ведь в центре этой всеобщей опеки – ребенок.

Анализ результатов работы садика по трем аспектам – медицинскому, психологическому и педагогическому – дает полное право утверждать, что используемые в нем методики не только улучшают физическое состояние ребенка. Здесь формируется здоровая личность с высоким уровнем познавательной активности, положительной восприимчивости и чувствительности к вопросам индивидуального здоровья и здоровья семьи, вырабатываются устойчивые стереотипы и навыки здорового образа жизни, детей мотивируют и стимулируют к позитивной оценке окружающего мира.

В «Родничке» воспитывают человечка, обладающего целеустремленностью, активного, творческого, гуманного. Здесь воспитывается уважение к старшим, выявляется ценность семьи и дружбы.

Получаемая в садике №91 возможность использовать врожденные психологические особенности детей, их темперамент и неповторимый характер служат надежной базой для полноценного развития способностей.

Примерно восемьдесят процентов воспитанников к окончанию детсада достигают высоких показателей в коррекции зрения. Но «Родничок» не бросает своих девчонок и мальчишек, выпустив их в школьную жизнь. Подкорректировав зрение, речь и научив их осознавать то, что они ничем не хуже других, педагог и дальше ощущает свою ответственность перед вверившимся его заботам человечком. В садике отслеживают первые четыре года учебы своих выпускников, их успеваемость и общее состояние. При необходимости их лечение продолжается.

По словам Галины Александровны, мамы приходят со слезами от того, что находятся в безвыходном положении, в отчаянии. А когда ребята уходят из детсада, они плачут от счастья, что их дети здоровы, что со всеми детьми они идут в первый класс. Слова благодарности приятны, а радость… она общая для всех.

Люберецкий район

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте