search
main
0

Живите своим трудом… …и тогда швейцарцы к вам потянутся

Еще несколько лет назад в Кончезерской школе думали, что все рушится, впереди – обвал. Но смогли выстоять, продержаться в самые беспросветные годы. В одиночку уж точно ничего бы не вышло.

Сергей Петряков, только что вернувшийся из армии, чуть ли не в первый день прибежал в школу: “Говорят, у вас тут музей появился? Можно посмотреть?” Наталья Петровна Ефимова-Романова повела Сергея в музей. У парня глаза разбежались: чугунные ядра и колокольчики, самовары, котлы – продукция местного медеплавильного завода петровской эпохи; старинный патефон; берестяные коробы для калиток – карельских пирожков, сарафан, ткацкий станок, мандолина…
Специальный раздел рассказывает об истории Кончезерской школы, открытой в 1900 году. Кстати, первыми учителями с высшим образованием были здесь муж и жена Ефимовы-Романовы – предки мужа Натальи Петровны, школьного библиотекаря, руководителя этого музея. Наталью Петровну Ефимову-Романову директор школы Евгения Ивановна Мелентьева называет человеком одержимым. Три года назад идеей музея она увлекла не только детей, но и многих родителей. Всех стариков в селе обошли, записывали их воспоминания, собирали будущие музейные экспонаты. Узнали, что у тети Насти вроде бы патефон сохранился. Та огорчила: “Был, но исчез…” И все-таки разыскали его да еще и комплект старых пластинок.
В Кончезерской школе можно воочию увидеть результаты Целевой программы “Образование на селе”, принятой в Кондопожском районе Карелии 11 марта 1999 года на совещании директоров сельских школ. Поддержка школьных музеев как центров историко-патриотического воспитания на селе – один из приоритетов программы.
Инициатором принятия программы стала О.Б. Мешкова – заместитель начальника Кондопожского отдела образования.
В Кондопожском районе – 11 сельских школ, из них 6 средних, 1 неполная средняя школа, 4 объединения “школа – сад”. Самая крупная школа – Кончезерская, в ней 297 учеников. Программа “Образование на селе” финансируется из бюджета района, за счет международных проектов…
4 августа 1998 года в швейцарском городе Херрлиберг было создано объединение “Друзья Кондопоги”. Как это часто бывает, все началось с личного знакомства. Группа швейцарцев приехала в Кондопогу познакомиться с православными прихожанами. Переводчицей попросили быть Ольгу Борисовну Мешкову, поскольку по профессии она – учитель немецкого языка. Так завязалось знакомство, результатом которого стало создание в одной из богатейших стран Европы общества друзей Кондопоги. Когда швейцарцы спросили Ольгу Борисовну, кто более всего нуждается в их помощи, она назвала сельские школы.
За три года благотворители из Швейцарии перевели в сельские школы Кондопожского района около 25 тысяч долларов личных средств!
Президент правления Роберт Шенкер и члены правления объединения “Друзья Кондопоги” постепенно от экстренной помощи перешли к поддержке школьных проектов. Их экспертизу делает отдел образования. Главный критерий – деньги благотворителей должны сочетаться с вкладом – интеллектуальным, трудовым – самих учеников, учителей, школьной администрации. Были поддержаны проекты по строительству спортивных площадок в селах Кедрозеро, Нелгомозеро, Кяппесельга, созданию учебно-производственного центра на базе школьных мастерских и студии народного творчества Спасогубской средней школы, изготовлению мебели для сельских детских садов в православной артели.
В 70-е – начале 80-х Кончезерская школа славилась замечательной теплицей, хорошим пришкольным опытным участком. А когда сферу образования посадили на голодный паек, все пришло в запустение. Несколько лет назад Евгения Ивановна начала искать человека, который возьмется восстановить загубленное. И такого энтузиаста она нашла … в детском санатории “Кивач”, где Лариса Евгеньевна Оловянникова работала садовником и воспитателем.
Выпускница университета, дочь известного в крае агронома, Лариса Евгеньевна за три года с ребятами полностью реконструировала участок, значительно увеличив его по площади. Восстановили водопровод, выкорчевали старые кусты, деревья. Сейчас на участке есть отделы овощных культур, плодово-ягодных, цветник, дендрарий, опытнический, коллекционный. А в отделе начальных классов хозяйничают малыши: не только сажают и ухаживают, но и сами опыты ставят. Есть два парника.
Лариса Евгеньевна возродила летнюю практику. Ребят настолько увлекает работа на участке, что они готовы работать даже больше положенного времени.
– Швейцарцы летом приезжали, так удивлялись, как это наши дети в такую жару трудятся, – смеется она. – Говорят, их дети не стали бы.
В прошлом году участок принес школе доход в 6 тысяч рублей. Но, по убеждению Ларисы Евгеньевны, участок прежде всего опытнический. А директор добавляет:
– Участок – это не просто поле, где выращивают урожай, это поле деятельности детей.
Звучит символично: поле деятельности на улице Юности. Школа ведь на улице Юности находится!
Долго не было денег на восстановление теплицы, тут и помог швейцарский грант.
Пока теплица отапливается с весны по осень. Когда будет круглогодичное отопление, здесь попробуют выращивать тюльпаны. Что скрывать – это даст школе доход, но дело не только в этом. Лариса Евгеньевна, показывая фотографии с устроенными на участке альпийскими горками, немного грустно говорит, что ей странно слышать, когда дети спрашивают, для чего на участке так много цветов. Психологию утилитарного подхода “посадил – съел” быстро не изменишь. В программе “Образование на селе” есть даже такой романтически звучащий пункт: “Сельская школа – красивая школа”.
Ребята из Кончезерской школы стали побеждать на экологических конференциях. Выпускники поступают на сельскохозяйственный и биологический факультеты ПетрГУ, естественно-географический факультет КГПУ.
Хороший пример заразителен: минувшим летом и в Спасогубской школе неплохой урожай вырастили, а три года назад ничего не было.
Недавно директор пригласила на работу учителем труда Виктора Сергеевича Гришкина, мастера на все руки, который доселе в школе никогда не работал. И не ошиблась. Всего за несколько месяцев он с ребятами отремонтировал верстаки в старенькой мастерской, сделал симпатичные скамеечки для первоклассников, чтобы на переменах им было где посидеть, игрушки для детского сада.
Есть у Гришкина проект постройки ткацких станков – учить девочек ткать половики, гобелены. Будут они, как в старину, с оберегами, родовыми знаками. На приобретение необходимых инструментов обещают деньги швейцарцы.
Виктор Сергеевич – с виду мастеровой человек, а не учитель – показал мне свою тетрадь с разработками необычных уроков. Как изготовить арбалет – это по просьбе ребят. Или целая страница с разными модификациями скворечников – для каждой птички своя. Заинтриговал петровским браслетом из проволоки, который попробует с ребятами сделать. По преданию, браслет из пяти колец, соединяющихся по принципу головоломки, Петр I увидел когда-то на Севере у старого кузнеца.
– Все, что мы делаем, имеет практическое применение, – говорит Виктор Сергеевич. – Может, кто-то потом сможет заработать на кусок хлеба…
В новенькой пристройке еще пахнет побелкой. Лет десять она ждала своего часа, пока администрация района не выделила наконец 1 миллион 300 тысяч рублей на завершение долгостроя. О таких условиях для учебы можно только мечтать. Во-первых, тепло. Во-вторых, кабинеты оборудованы так, как это и полагается. В кабинете декоративно-прикладного искусства есть обжиговая печь, а в кабинете МХК – небольшая сцена с немецким пианино “Беккер”, синтезатор. В компьютерном классе – 8 новейших машин, лазерный принтер, сканер.
Но от всего этого богатства не было бы толку, если бы не люди. Преподаватель МХК Надежда Петровна Прасолова собрала уникальную библиотеку. Не раз возила учеников в Петербург, в Эрмитаже их уже стали узнавать в лицо. Учитель математики Н.Я. Бредис знаменита тем, что формулы и уравнения использует для раскрытия сути эпоса “Калевала”. Учитель истории И. В. Павлова второй год ведет курс правового воспитания в 7-8-х классах по договору с Российским фондом правовых реформ. И практически о каждом педагоге можно было бы сказать что-то особенное.
…Заглянули мы в небольшую комнату, где собирается школьный актив. В этот раз Таня Никифорова, Ольга Малашенкова и Света Корнетова готовились к школьному вечеру. На стенах развешаны номера школьной юмористической газеты “Ну и ну!” Она выходит с 96-го года. Ребята сами придумывают темы, сами и оформляют.
– То, что школа живет полнокровной жизнью, отражается на успеваемости, – сказала, прощаясь, директор, – больше стало хорошистов, меньше двоечников. Но главное – меньше теперь правонарушений.
Когда мы возвращались из Кончезерской школы, Ольга Борисовна Мешкова грустно поведала, что в этом году в отличие от прошлого бюджет на образование так мал, что сердце кровью обливается. “Все программы полетят…” А ведь после школьных музеев и пришкольных участков собирались взяться за библиотеки сельских школ, особенно малокомплектных, обнищавшие невообразимо, – во многом благодаря внуку детского классика. Неужели остается уповать только на помощь великодушных швейцарцев?
… Из Кончезера я привезла своим детям выпеченные в школьной столовой булочки. Они изумились: “Как домашние!” И вспомнилось изречение, которое я увидела в компьютерном классе этой школы: “Нет на свете ничего приятнее домашнего очага”. Между прочим, принадлежит оно Цицерону.
Наталья МЕШКОВА
Кончезеро,
Республика Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте