search
main
0

Живи, родник, живи! Урок по предмету «Литературное чтение» в 3-м классе

Цель: Создание условий для проявления нравственных качеств личности, таких как доброта, милосердие, сочувствие, эмпатия.

Задачи: – продолжить формирование заботливого отношения к близким, родным;- развивать умение видеть, принимать, понимать, любить сердцем, болеть душой;- учить размышлять о добре и зле в жизни людей;- формировать и совершенствовать читательские компетенции и умение интерпретировать художественный текст.Материалы для урокаВидео:- фрагмент из фильма «Руслан и Людмила»;- фрагмент «Родник в природе» из фильма о природе.Музыка и песня: – Сhris Spheeris «Enchantment»;- VA – Relaxation (времена года) «Light Of Dawn»; – Сергей Беликов. «Живи, родник».Стихи:- Олег Савин. «Заклинаю вас своею болью…»;- Наталья Беккер. «Частичкой солнца»;- Владимир Солоухин. «Колодец».Рассказ: Осеева В.А. «Бабка».Фотоматериалы из Интернета.I.  Микромодуль-мотивацияИнтригаУчитель: Хочу пригласить вас на урок, где встречаются чудеса.Перед вами волшебная шкатулка. Она поможет отгадать три загадки и открыть три истины.Первая загадка: «Что в шкатулке?» О чем сказал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери?«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!» Работа в группах. Ребята приходят к выводу, что эти слова сказаны о воде.Первая истина. Ты – сама жизнь.ВоспоминанияУчитель: Вторая загадка: «Какая вода в шкатулке?» Предлагает варианты: чистая; святая; живая и мертвая.Работа в группах. Ученики объясняют, почему выбрали такую воду.Учитель открывает шкатулку, в которой два флакона с водой. Смотрим фрагмент из фильма «Руслан и Людмила».Учитель: Доказали, что в шкатулке «живая и мертвая» вода. Загадку отгадали. А в чем же истина? Вспомните сказки, в которых встречается живая и мертвая вода. Перед вами три листа с названиями «Живая вода», «Мертвая вода» (розовым цветом) и «Мертвая вода» (фиолетовым цветом). В конверте находятся слова, которые обозначают то, как воздействует та или иная вода. Разложите эти слова на три группы.Работа в группах.МертваяизменяетубиваетЖиваядает силуоживляетвоскрешаетисцеляетМертваясращиваетзаживляетсоединяетУчитель: Почему мертвую воду разделили на две группы? Дети: Разделили по действию воды: одна хорошая, другая плохая.Учитель: Проверим?Где берут воду герои сказок? Дети: В колодце, из родника.Учитель: Почему?Дети: В древние времена славяне называли живыми воды, текущие из родников. В родниках вода обладает большой силой. В открытых водоемах энергия воды растекается, растворяется в окружающем мире. А в родниках этой энергии еще много.Учитель: Что объединяет живую и «хорошую» мертвую воду? Дети: Она возвращает человека к жизни.Вторая истина. Живая и мертвая «хорошая» вода часто помогают друг другу.II. Микромодуль – образЗвучит музыка Сhris Spheeris «Enchantment». Учитель на фоне музыки читает стихотворение Олега Савина. Заклинаю вас своею болью, Отзовитесь ветры – к вам взываю!Слышал я, что в синем лукоморьеЕсть родник, а в нем вода живая.Правда ли, и где родник тот спрятан?Где он бьется тоньше паутинки?Ветры, ветры, далеко ль страна та?Помогите отыскать тропинку!Утром всходит солнце молодое,Начинают перекличку птицы.Оживить людей бы той водою,Хоть в ладонях принести водицы! Чтобы стал мир добрым и любимымВ зеленях бушующего мая.Но безмолвны ветры – мимо, мимо…Места родника того не знают. Журавлей высоко в небе стая -Им знакомы и чужие дали.Я у них о роднике пытаю -Нет, они над ним не пролетали.Слезы на траве мои – не росы, Птиц родных я взглядом провожаю…Ну, а может, то не сказка вовсе,Что на свете есть вода такая.Учитель: На свете есть вода такая? Но прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к рассказу Валентины Александровны Осеевой.При подготовке к уроку дома вы читали часть рассказа. Название его – «Бабка». Почему автор использовал в названии такую грубую форму слова – «бабка»? Дети: Название обозначает пренебрежительное отношение членов семьи к бабушке.Учитель: Как называли бабушку в семье? Дети: Бабка, мамаша, старушенция.Учитель: Кто помнит, какое имя у бабушки? Дети: Нет имени.Учитель: Как вы оцениваете отношение Борьки к бабушке? Дети: Иногда чувствовал бабушку своим близким человеком.Учитель: Любил ли Борька свою бабушку? Дети: Да, любил. Он один относился к ней хорошо, но часто, как и другие члены семьи, был с бабушкою груб.Учитель: Как вы думаете, чем может закончиться этот рассказ?Работа в группах.Дети предлагают свои варианты и доказывают, почему так думают. Учитель: Хотите узнать, чем на самом деле закончился рассказ?Учитель читает последнюю часть рассказа со слов «За последнее время…».Учитель: Поняли ли родители Борьки, что случилось в их семье с уходом бабушки?Как вы понимаете предложение: «Домой он пришел поздно вечером, глаза у него распухли от слез, к коленкам пристала свежая глина»? Дети: Он стоял на коленях у могилы бабушки.Учитель: Когда встает человек на колени со слезами на глазах? Дети: Когда просит прощения.Учитель: У кого просил прощения Борька? Дети: У бабушки.Учитель: За себя? Дети: За всех.Учитель: Почему Борька сильно и горько плачет?Дети: Он опоздал, слов бабушки в ответ уже не услышит. Мало ценил и берег ее, когда она была рядом.Учитель читает стихотворение Натальи Беккер.Частичкой солнца на столе свеча пылает,Неся в мир этот свет и теплоту;Своим сияньем словно призываетХранить навеки в сердце доброту.Чтоб всем родным, кто рядом с нами,Тепло души своей смогли мы донести,Дарить любовь, заботу и вниманьеИ вовремя успеть сказать: «Прости!»III. Микромодуль-анализУчитель: Что объединяет рассказ и воду в источнике? У кого самый большой и самый чистый родник в семье? Почему?Дети: Бабушка – родник душевной теплоты.Учитель: От какого слова образовалось слово «родник»? Дети: Род.Учитель: Бабушка – главная хранительница очага рода. Можно ли слова, обозначающие действия воды, отнести к душе бабушки?РОДНИКвода                душаСлова берут из таблички (см. презентацию): живая, мертвая вода.Учитель: Как бабушка относится к своим родным? Дети: Заботится, прощает грубость, учит быть добрее. Часто говорит мудрые слова.Учитель: Прочитайте из текста эти мудрые слова.Дети: «От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает». «Старое – что малое». «По морщинкам жизнь человеческую, как по книге, можно читать» и т. д.Учитель: Вернемся к нашей шкатулке. Нужно было отгадать третью загадку, узнать третью истину (открывает шкатулку, а там ничего нет).Третья загадка: «Где найти воду?»Учитель: Где же будет искать живую и мертвую «хорошую» воду? Дети: В душе у бабушки.Учитель: Почему? Есть родник в душе у бабушки, а где еще? Дети: У каждого человека.Третья истина. Истина в том, что у каждого из нас есть душевный родник, и какая вода в нем, зависит от нас самих. Учитель: Вы открыли все истины, и сделали это сами. Мы не назвали тему урока. Сформулируйте ее.Дети: Тема урока – «Родник души». IV. Микромодуль-действиеУчитель: В этом стихотворении не хватает слов. Добавьте свои слова, чтобы получилось стихотворение. На столах карточки стихотворения с пропущенными словами.Работа в группах. Звучит музыка Light Of Dawn, Диск VA – Relaxation (времена года).Есть у тебя в душе родник,Он доброй влагою ________.И если светел твой родник,Пусть он не так уж и ________,Ты у истоков родникаНе вешай от ________замка,________влаги не таи,А всем ее ________, ________.Учитель: Прочитайте свое стихотворение выразительно вслух. Теперь послушайте стихотворение, которое написал Владимир Солоухин:Есть у тебя в душе родник,Он доброй влагою налит.И если светел твой родник,Пусть он не так уж и велик,Ты у истоков родникаНе вешай от людей замка,Душевной влаги не таи,А всем ее дари, дари.Учитель: Вернемся к словам из стихотворения: «Ну, а может, то не сказка вовсе, Что на свете есть вода такая?» Дети: Да, есть. Она есть и в природе, и в душе каждого человека.VI. Микромодуль-проповедь (итог)Учитель:  Что есть родник?Вода? Душа?Да, это часть меня, тебя, всех нас.Все то, что видимо и нет.Он исцелит и оживит.Родник несет нам жизнь, покой.И без него немыслим мир другой.Песня. С.Беликов. «Живи, родник».P.S. Материалы к уроку опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/1178.​Валентина ФЕОКТИСТОВА, учитель начальных классов средней школы №11 города Абакана Республики Хакасия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте