search
main
0

Живи и радуйся. Действительно ли на селе трудятся зажиточные педагоги?

С удовольствием прочитала статью Михаила Бондарева «Супермодели» («УГ», № 13 от 25 марта). Хотелось бы высказать свое мнение по некоторым ее пунктам.

Цитирую: «Сегодня проблема состоит в том, что качество образования в городе и в деревне во многом отличается». Необходимо конкретизировать: качество образования в гимназиях, лицеях, профильных школах отличается от общеобразовательных сельских школ, которые зачастую имеют трудовой профиль. Поясняю: начиная с 8-го класса у нас введены предмет «Автотрактор» (2 часа для мальчиков) и швейное дело (1 час для девочек). Никто не спорит: для села научить детей водить трактор – первое дело. Зачем же тогда сравнивать уровень образования сельской школы и городской, где выделен естественно-научный профиль и гуманитарный. Если городские ученики имеют право выбора, то сельские – нет. Они обязаны учить то, что за них выбрали как главное направление образования.

Первый заместитель министра образования Виктор Болотов указывает на то, что сельские школы закрывались не только последние десять лет, но и в советское время (ссылаюсь на статью). Почему-то считают, что этот процесс связан только с демографией и с попытками сэкономить на образовании. И никто не хочет видеть главную причину, которая лежит на поверхности, – политику правительства. Пока не изменится отношение правительства к сельским школам (не на словах, а на деле), они так и будут приходить в упадок.

Поясню на примере нашего села. Пять лет назад отстроили трехэтажную школу. Есть, казалось бы, все для нормальной работы, но контингент сокращается. Да, налицо демографический спад. Но почему? Да потому, что нет уверенности в будущем, нет социальной защищенности. Юрьевский сельский округ стал периферийной частью (опять глобальное укрупнение) Коньшинской-Нивы (с «большим хозяином» Ф.И.Клюкой). Если село перестало быть базовым, то не будет строительства жилья за счет инвестора, сокращаются рабочие места, нет притока новой рабочей силы, а самое главное, в селе не остается молодежи, потому что нет перспективы. Село стареет, и в будущем школу можно использовать как дом для престарелых. Министерство образования не может изменить политику государства, значит, нужно искать других виновных, а они рядом – сельские школы с их учителями.

Меня заинтересовали две модели реструктуризации сельских школ: 2-я и 4-я.

Вторая модель предусматривает создание передвижных лабораторий для изучения физики и химии. Даже если найдут деньги, как это будет выглядеть практически? Сегодня школу упорно «загоняют» в единую программную систему, а это значит, что, например, по физике темы «Электричество» или «Магнетизм» будут изучаться (плюс-минус один или два урока) в одно и то же время. Если передвижная лаборатория будет обслуживать десять школ (в противном случае ее использование просто нерентабельно), то нужное оборудование прибудет с большим опозданием, это еще без учета погодных условий. Все мы знаем, что дорога ложка к обеду.

Больше всего мне «нравится» четвертая модель – «автобусное сообщение, не вызывающее особой тревоги, так как во многих регионах это направление уже действует и развивается». Наше село находится в двенадцати километрах от автомагистрали Белгород – Губкин. Здесь хорошие дороги (ездили на экскурсию в Курскую область и пришли в ужас от их «трасс»). В нашей школе есть автобус, но иногда он по 5-6 дней в месяц простаивает из-за отсутствия бензина или еще по какой-нибудь причине. А зима у нас в России – 6 месяцев, снежные заносы случаются довольно часто, следовательно, с подвозом детей в базовые школы будут проблемы.

О проблемах сельских школ хорошо рассуждать «сверху», сидя в кресле и просматривая отчеты. Господин Болотов утверждает, что ни одна из моделей не была придумана в кабинетах МО, все они существуют в реальности. А кто спрашивает сельского учителя, когда идет «прогрессивная реструктуризация», которая нас «выведет» чуть ли не на мировой уровень? У нас во многих сельских школах в этом учебном году (2002-2003 г.) нет пятых классов. Одним махом перешли к обучению в начальной школе на программу 1-4, усадив в одном классе и шестилеток, и семилеток. Если в школе нет одного класса – это минус 26-30 часов, тогда резко уменьшается нагрузка учителей-предметников. Министр труда Починок говорил, выступая на ТВ: «Учителя, имея 1,5-2 ставки, очень даже неплохо зарабатывают». Рады бы иметь 1,5-2 ставки, но их нет. Хотя учителям литературы и математики «тянуть» эти две ставки ох как трудно! По словам Починка, сельские учителя – почти зажиточные люди. Мой муж – тоже учитель. У меня – ставка, у мужа – 20 часов. Живи и радуйся! Хорошо еще, что до выслуги дожили… Это же надо – учителя с нетерпением ждут, когда постареют, чтобы получать еще пенсию за выслугу лет!

Каждый год с тревогой ждем отмены льгот для сельских учителей. Если мы сейчас бедные, то будем нищими.

Сельского учителя нужно заносить в «Красную книгу», чтобы он не вымер. Не будет школы на селе, значит, оно умрет, эта истина всем известна. 21 год я отработала в городской школе в Азербайджане и вот уже 13 лет здесь, на селе. Сельскому учителю во много раз труднее, уж поверьте мне на слово. На себе испытала.

Таисия БАТАЕВА, учитель математики Юрьевской средней школы

Губкинский район, Белгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте