Цель занятия: ученик, знающий авторов раздела «Чудесный мир классики» и их произведения, умеющий строить монологическое высказывание с опорой на авторский текст или отвечать на вопросы.
Задачи:1) повторить и обобщить знания детей по разделу «Чудесный мир классики»;2) коррекция зрительного восприятия, мыслительных операций на основе упражнений и заданий, направленных на повторение и усвоение программного материала;3) усвоение на практическом уровне правил групповой работы, понимание значимости работы в группах.Ход урокаI. Организационный моментУчитель: Для этого урока вам необходимо разделиться на три группы, так как работать вы будете в командах (группах). Каждый вытянет из коробочки фишку (различные по форме и цвету). На партах лежат такие же фигуры: желтый круг, красный треугольник, зеленый квадрат.Дети рассаживаются по местам.Учитель: Перед выполнением заданий вспомним правила работы в группе:- каждый имеет право на свое мнение;- выслушивайте, уважайте друг друга, не перебивайте;- принимайте решение сообща.Коррекция зрительного восприятия на основе упражнения – узнавание фигур и цвета.II. Сообщение темы и задач урока1. Упражнение «Корректурная проба».Учитель: Начнем наш урок с упражнения «Корректурная проба», выполнив которое вы узнаете тему сегодняшнего урока. Это упражнение также поможет вам сконцентрировать свое внимание во время выполнения заданий урока. Будьте внимательны! У каждого задание на парте.Задание: в течение двух минут вы должны будете букву «О» зачеркнуть, букву «Ж» обвести в треугольник, букву «П» взять в круг (карточки-помогайки «О», «Ж», «П»).О Ч Ж О У Ж П Д Е ОС О Ж Н П О Ы Й Ж ПМ О П Ж И Р О Ж К ЛО А С О Ж С И О К ИУчитель: Прочтите, что осталось? Знакомы вам эти слова?Дети: Так назывался раздел учебника, который мы изучали.Учитель: Правильно. Произведения этого раздела мы с вами закончили изучать. Вы уже убедились, что мир классики чудесен. Сегодня на уроке мы подведем итоги: что дали вам уроки, чему вы научились, изучая произведения раздела «Чудесный мир классики». Во время урока мы с вами повторим изученные произведения, потренируем ваше внимание, память, умение анализировать, делать выводы и высказывать свое мнение. Если вы будете внимательно выполнять все задания, то сможете успешно справиться с тестовой работой в конце урока.КоррекцияКоррекция зрительного восприятия на основе упражнения на внимание.Нацеливание на перспективу.Совместная постановка задач урока.III. Работа по теме урока1. Учитель: Начнем наше путешествие в прекрасный мир классики с упражнения, которое поможет вам вспомнить изученные произведения. (Работа в группах.) На столе карточка №2. Все вместе рассмотрите каждую строчку и найдите спрятавшиеся там слова. Они помогут вспомнить названия произведений. Не забывайте о правилах работы в группе.ПЗНГМЕРТВАЯСТМИАРЛВОАНЦАРЕВНАБСЬМОПРАГКОРНИСМКОНЕКЖВДВШГПЬТБВДКЩТЬГОРБУНОКИИМПАРЕИЧАШИКТПРАКЕРИБЛАДПГТАЛВДЖУЛКЬОСЯИСРИАРГРАГГТЫИИИОЫОТМГОМАЛЬЧИКИДЩМЛКТСИВАРОСАОДЕТСТВОПРВШЛВЩЫЖЫЛАЬАОШАЛДети отвечают.Учитель: Правильно. Молодцы! А теперь вспомним авторов этих произведений.Коррекция зрительного восприятия на основе упражнения на внимание.2. Упражнение на интерактивной доске. Соединить стрелочками фамилию автора и название произведения.Учитель: Выполнит задание тот, у кого в группе обувь самая светлая.«Сказка о мертвой царевне…» П.П.Ершов«Конек-Горбунок» М.Ю.Лермонтов«Ашик-Кериб» А.С.Пушкин«Мальчики» Л.Н.Толстой«Детство» А.П.Чехов3. Конкурс «Самый эрудированный».Учитель: Кто сможет назвать имя и отчество каждого автора? А кто вспомнит факты биографии названных писателей?Коррекция долговременной памяти на основе упражнений в узнавании.4. Игра «Найди лишнего». На доске появляются портреты писателей. Необходимо найти лишний портрет, объяснить свой выбор.Коррекция логического мышления на основе упражнений обобщения и выделения лишнего.Комплекс физических упражнений и зарядка для глаз по тренажеру.5. Работа в группах.Учитель: Слушайте внимательно задание. Вам необходимо прочитать отрывок из произведения и вспомнить его название. А кто автор этих произведений, узнаете, расшифровав историческое послание. Оно очень старинное, ему много лет, и оно за долгие годы сильно испортилось. Но я думаю, что вы справитесь. Помним о правилах работы в группе. (См. рисунок.)Дети отвечают.Учитель: Правильно! Теперь читаем отрывок и вспоминаем название произведения.Карточка 1Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась небольшая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожицы, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются. (Прыжок)Карточка 2В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение. (Лев и собачка)Карточка 3На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать камень и сколько это будет стоить.Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его и что это будет стоить восемь тысяч рублей. (Как мужик убрал камень)Коррекция зрительного восприятия на основе упражнения на внимание.6. Подбери пословицу.Учитель: Какая из пословиц подходит к произведению Л.Н.Толстого, которое вы изучали в разделе «Чудесный мир классики»?Кто чего сильно хочет, тот того и добьется. («Ашик-Кериб»)Живи добрее, будешь всем милее. («Сказка о мертвой царевне»)У мужика кафтан сер, да ум у него не волк съел. («Как мужик…»)Где счастье плодится, там зависть родится. («Конек-Горбунок»)Учитель: А к каким произведениям относятся остальные пословицы? Объясните свой выбор.Коррекция осмысленности восприятия на основе упражнения в установлении логических связей, работы с пословицами.7. Работа в парах.Учитель: Зная и понимая значение пословиц, выберите к пословице «Где счастье плодится, там зависть родится» одну из трех, близкую по смыслу:1. Чужими руками жар загребать.2. Своя рубашка ближе к телу.3. В чужих руках всегда ломоть велик.Коррекция логического мышления на основе упражнений в сравнении и установлении логических связей.8. Игра «Закончи предложение».Каждой команде дается одно задание, которое они зачитывают двум другим командам.1) Но царевна молодая,Тихомолком расцветая,Между тем росла, росла…(поднялась и расцвела)2) Стало сызнова смеркаться,Средний брат пошел сбираться:Взял он вилы и топор…(и отправился в дозор)3) Коль старушка, будь нам мать,Так и станем величать.Коли красная девица,…(будь нам милая сестрица).Коррекция памяти на основе упражнений – узнавание произведения по отрывку, дополнение предложений по памяти.IV. Итог урока1. Учитель: Молодцы! Хорошо поработали. Вспомнили многое из того, что узнали за время изучения произведений раздела «Чудесный мир классики».Чтобы убедиться в своих знаниях, выполните самостоятельно тест.Дети выполняют тест (тест в данной разработке опущен).Учитель: Молодцы, ребята! Правила работы в группе соблюдали все в течение урока. Как вы думаете, а эти правила необходимо соблюдать в повседневной жизни?Ответы детей.2. Рефлексия.Учитель: Какие волшебные предметы встречались в сказках? С их помощью в сказках происходят разные чудеса. А в нашей жизни кто творит чудеса?Ответы детей.Учитель: Нашими совместными усилиями мы сотворили чудесный урок. Вы мне подарили чудесное общение. А друг другу вы какой волшебный предмет подарили бы?Высказывания детей.Коррекция:- самостоятельное применение знаний на практике;- развитие самоконтроля и самооценки.V. Домашнее задание1. Нарисовать к понравившемуся произведению рисунок и подготовить краткий пересказ.2. Составить небольшую сказку о волшебном предмете, который подарили одноклассники.Презентация к занятию опубликована на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/525Лина СЛАБЫШЕВА, учитель Нефтеюганской специальной (коррекционной) начальной общеобразовательной школы VII вида Ханты-Мансийского округа – Югры
Комментарии