search
main
0

Живет в разных практиках и успешно развивается

Я не собирался заниматься педагогикой, идти работать в школу и уж тем более проводить какие-то педагогические исследования. Но восьмидесятые и девяностые годы вместе со всеми проблемами предоставляли широкое поле для самоопределения и инициативы.

Педагогические инициативы удивительным образом сопрягались с общеполитическим фоном, самыми разными социальными преобразованиями. И, наверное, в этом и был главный фактор привлекательности образовательной деятельности. Она переставала восприниматься как некоторое ритуальное поклонение незыблемому образу, пред именем которого непременно надо «священно преклонять колени». Здесь появилось нечто рациональное и живое – разные цели, задачи, дискуссии по способам их достижения.

Педагогика втягивала в размышления и коммуникацию самых разных людей из самых разных практик. И вот в этом, как мне кажется, и состояло главное ее влияние на общество. Не просто маниловские рассуждения о будущем (этого тоже тогда было достаточно), но реальные практики делания этого неопределенного будущего.

Такие практики есть и сейчас. Вот точный пример. Не так давно на съезд учителей гуманной педагогики, который проводил в Тбилиси Шалва Александрович Амонашвили, приехал один дантист, основатель сети детских стоматологических клиник. Он рассказал, почему ему так важно общаться и ощущать себя в педагогическом движении. Первое, что стало причиной его педагогических интересов, – резкое, можно сказать травматическое, отношение к профессиональной подготовке врачей в медицинских вузах. Когда учат молодых стоматологов, им принято объяснять, как правильно «заговорить» ребенка, чтобы тот, находясь на приеме у дантиста, отвлекся, а во время этого отвлечения врач-мастер, спрятав в марлечке щипцы, ловко вырывал больной зуб. Осваиваемый навык – обмануть и по-быстрому провести врачебную манипуляцию. С одной стороны, дело сделано, врач достиг запланированного результата. Его задача была поправить больной организм, и он это сделал. Все так, но недоверие, боязнь и неприятие любых стоматологических услуг сохранится в детях на всю оставшуюся жизнь. Многие из нас, думаю, через это про­шли. Поэтому этот врач решил кардинально изменить подход общения с маленькими пациентами в детской стоматологии. В его клиниках честно рассказывают детям, что и как предстоит делать при лечении зубов, как проведут обезболивание, лечение, когда будет немного больно и как здорово будет потом, когда все залечат. Не все дети сразу соглашаются на такое лечение, часть из них уходят домой, родители не препятствуют этому. Однако большая часть из ушедших возвращаются и соглашаются на услуги честного доктора. Постепенно такие походы к врачам становятся допустимыми и осмысленными. Тут и проявляется педагогический эффект – воспитывается доверие к врачам, формируется желание осмысленно и рационально заботиться о своем здоровье. И это, наверное, даже важнее одного вылеченного зуба.

Почему этот пример мне показался таким важным? Потому что сейчас, как мне кажется, не надо искать педагогику сотрудничества исключительно в школьных стенах. Она давно оттуда убежала и живет в самых разных практиках: в современных интерактивных музеях, в парках профессий, в различных консультационных услугах и даже в некоторых компьютерных играх, я уже не говорю про Интернет и социальные сети. Во всей этой среде живет педагогика сотрудничества, и развивается она теперь как бы над всеми этими отраслевыми проекциями. Овладеть и развивать педагогику сотрудничества можно только в такой насыщенной, богатой идеями и дискуссиями атмосфере. И в этом же потенциал развития образования.

Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте