search
main
0

Живая вода. Рецепт прост и невообразимо сложен

Секрет педагогического мастерства Любови Белоглазовой, учителя начальных классов Кинешемской гимназии, «прост» и одновременно невообразимо сложен, как все настоящее в этой жизни – любовь и доброта к детям. Развивающее обучение, увлечение эйдетикой, литературная мастерская – это лишь частности, педагогические премудрости, помогающие найти ключик к детским сердцам, вернее, к дремлющим в каждом из малышей талантам.

Судьбу Любови Павловны назвать простой и безоблачной трудно. Сама родом из Заволжска, что рядом с Кинешмой, закончив Ивановское педучилище, а потом три курса литфака пединститута, она уезжает с мужем в Среднюю Азию, в далекий Туркменистан. Там все пришлось начинать заново. Любовь Павловна поступила в Туркменский госпединститут имени Сеиди, но уже на факультет начальных классов.

– К этому времени я поняла – мне хочется работать с малышами, открывать для них новый и неизведанный мир, – улыбается Любовь Павловна, – ах как жалко, что приехали вы на каникулах, я бы познакомила вас с моими героями, теперь они у меня совсем большие, уже третьеклашки. Знаете, а ведь за это время через меня – за плечами уже 34 года работы – прошло около 500 малышей, моим жизненным правилом всегда было довести их до средней школы, не бросать на полпути. Правда, один раз все-таки сделать это не удалось, когда мы переезжали в Россию.

Наверное, поэтому уже взрослые ученики Любови Павловны не забывают ее и сейчас – шлют письма из Ашхабада, Лос-Анджелеса, Москвы и Чарджоу. Бывшая ученица Любови Павловны Надежда Скребцова – мать своих троих детей и восьми приемных, в письме Белоглазовой написала всего несколько фраз, которые запали мне в душу: «Я всегда помню ваши слова: доброта – вот то одеяние, которое никогда не ветшает».

Русские! В Рязань!

О Туркменистане Любовь Павловна вспоминает с теплотой – там умеют уважать старших, чтить своих родных, там впервые в 1993 году она стала победителем конкурса «Учитель года» Чарджоу, там начинала экспериментальное обучение малышей с шести лет. До начала 90-х годов никаких особых национальных проблем в Туркменистане не было, к русским относились хорошо, да и были там не только русские, но и белорусы, украинцы, евреи, много узбеков. Любови Павловне пришлось освоить туркменский (о чем она ничуть не жалеет), ведь она учила родному языку туркменских малышей в национальной школе и лишь потом перешла в русскую школу.

– Нет, никто нас не гнал, – вспоминает Белоглазова, – хотя, впрочем, стали появляться на домах надписи – «Татары – в Казань, русские – в Рязань». Самое страшное было то, что слишком уж активно насаждался туркменский язык, а ведь у меня подрастали сын и дочка. Им надо было поступать в вузы, а без знания национального языка об учебе в туркменском университете можно было бы забыть. Так и вернулись в 1995 году в Россию, в родную Кинешму, – говорит Любовь Павловна. – Правда, в первое время было ох как сложно заново стать своими в маленьком провинциальном городе, где все друг друга знают, где не так-то много приезжих.

Поначалу не было у Белоглазовых даже своего жилья (жили на съемной квартире), а Любовь Павловна устроилась на работу в школу-интернат, где учительствовала целых семь лет.

В 2002 году Любовь Белоглазову пригласили на работу в Кинешемскую гимназию имени Островского, старейшую в городе, в 2002 году ей исполнилось 100 лет! У Белоглазовой появилось то, о чем она давно мечтала – возможность работать с творческими, одаренными детьми, импровизировать на уроках.

Школа века

Кинешма – городок небольшой, и мы минут через десять-пятнадцать оказываемся в Кинешемской гимназии, красно-кирпичном крепком двухэтажном здании (строили тогда на совесть и на века), созданном в самом начале прошлого века. До 1918 года слышались здесь лишь девчачьи голоса – была это женская гимназия, а после революции стала трудовой школой второй ступени. Сейчас это самое лучшее учебное заведение города. Еще бы! Тут учат сразу три иностранных языка – английский, французский и немецкий, а кроме того, логику, риторику и латынь, и даже греческий язык.

– Мы же должны соответствовать званию гимназии, – говорит мне улыбчивая Вера Ивановна Бурлакова, директор гимназии с 1986 года. – У нас главный культ – культ знаний. А закладывается он с детства, с начальной школы, поэтому мы так рады, что у нас такой сильный учитель, как Любовь Павловна, ведь сейчас от родителей, желающих привести к ней свое чадо, отбою нет. Впрочем, она действительно настоящая волшебница, – восхищенно глядя на Белоглазову, говорит Вера Ивановна, – у нее дети и поют, и танцуют, и стихи пишут.

Двойка – это зло

Мы гуляем с Любовью Павловной по набережной Волги, и она, сообщив мне, что Кинешме полтысячи лет, тут же переходит на своего любимого конька – школу.

– Я как-то на природоведении заговорила со своими малышами о нашей Волге – живая или мертвая в ней вода, так кто что говорил: кто мертвая, кто живая, кто грязная очень. А в конце концов решили мы с ними придумать проекты собственных очистительных сооружений и, конечно же, не мусорить на ее берегах. Они теперь мне сообщают – мы даже родителям не разрешаем мусор в воду бросать.

– Знаете, к ребенку нужно относиться с уважением, не надо на него давить, навязывать свои убеждения. Начнете заставлять малыша что-то выучить – проку не будет. А вот попробуйте заинтересовать, – в глазах Любови Павловны вспыхивает лукавая искорка.

– Знаете, я прежде всего воспитатель, а потом учитель, – продолжает Белоглазова, – и для меня очень важно психологическое состояние ребенка. Жаль, что в педвузах психологии уделяется такое незначительное место. Мне, как ни странно, помог мой ученик, принес книгу доктора педагогических наук Игоря Матюгина «Школа эйдетики». Ее суть – в умении раскрыть в ребенке творческое мышление, творческую память, а главное – научить противостоять плохому настроению. Поэтому урок свой я начинаю с того, что внимательно смотрю на своих малышей – готовы ли они меня слушать. А если хотя бы один сидит с унылым или отрешенным видом, прошу их всех нарисовать свое настроение, а если оно плохое, то, изобразив в виде какого-то отрицательного персонажа, загнать его мысленно на дно морское или прогнать палками. Я бы вообще уроками эйдетики начинала каждый школьный день. Ведь для учителя начальных классов самое важное – раскрыть в ребенке заложенное природой. Если бы каждый педагог старался сделать это, наверное, было бы меньше бесталанных – тех, кого просто в свое время не раскрыли…

Был, кстати, у Любови Павловы случай, когда одной девочке она целую неделю разрешила не ходить в школу – отдыхать, больше гулять, хорошо высыпаться. Такому решению учительницы вначале даже родители удивились, а потом присмотрелись к своему ребенку и поняли: девочка на грани нервного срыва от переутомления – здоровье-то у нее слабое. А приходится еще ходить и в музыкальную школу, вот и сидела она на уроках вялая, безрадостная от усталости. Недельку дома побыла – и совсем другие глаза!

Любовь Павловна любит разговаривать с ребенком на равных, дать ему возможность подняться до уровня учителя. Ей нравятся трудные темы. Наверное, поэтому не случайно конкурсный урок в 4-м классе Белоглазова посвятила «Поучениям Владимира Мономаха». А еще она обожает импровизировать, пользуясь сразу несколькими развивающими программами – знакома и с методикой Занкова, и с деятельностным подходом «Школы 2000», очень любит учебники Людмилы Петерсон по математике и «Литературное чтение» Любови Ефросининой.

– Ребенку не интересно, когда вы ему все преподносите в готовом и разжеванном виде. Ему нравится быть первооткрывателем, поэтому на уроке я специально придумываю ловушки, какую-то интригу, чтобы им было интересно. Ведь лишь тогда маленький человек сможет себя проявить, когда побывает в трех ипостасях – ученик, учитель, ученый, и конечно, больше всего возможностей для творческого раздолья на литературе.

Любовь Павловна разрешает своим ребятам ходить по классу, общаться другом с другом во время решения проблемных заданий, а самое главное – она не ставит двойки, считая их злом.

– Мы ведь живем не только в материальном мире, но и в мире символов. Ребенок на следующий день выучит материал, а двойка останется в его душе тяжким камнем. Ее шестилетние-семилетние ребятишки уверенно подбирают рифмы, играют в буриме, а еще Любовь Павловна ведет творческую мастерскую. Поэтому неудивительно, что у ее ученицы Насти Филиной уже в третьем классе вышел первый сборник стихов. Ну а загадки для уроков по природоведению ребята пишут все вместе, а потом вместе отгадывают.

«Всех люблю, всем верю» – наверное, этот жизненный девиз Любови Белоглазовой лучше всего объясняет, почему ее ребятишки ждут не дождутся первого сентября.

Уже прощаясь, я задала Любови Павловне еще один, вроде бы банальный вопрос. И получила совсем не банальный ответ.

– Учитель начальных классов – профессия или состояние души?

– Для учителя начальных классов главное – любить детей, ибо без любви нельзя воспитать в них ни веру, ни достоинство, ни честь.

Я вспомнила, что, готовясь к конкурсу «Учитель года-2004», Любовь Павловна написала клятву учителя, пожалуй, в ней главное педагогическое кредо Белоглазовой:

– Не навредить. Искать в детях только хорошее!

– Не принуждать. Учить детей думать и любить.

– Воспитывать, исходя из природы ученика, уважать его личность.

Светлана РУДЕНКО, Кинешма, Ивановская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте