Когда-то очень давно люди получили главную из своих привилегий – хранить и передавать информацию. Человек изобрел носитель знаний – книгу, которую, пожалуй, без стеснения можно назвать величайшим открытием, так как у нас появилась возможность передавать знания, фактически обессмертив их. Но не будем вдаваться в подробности истории, их теперь легко отыскать на просторах Интернета…
Найти в Интернете. Как легко это звучит! Теперь, в XXI веке, если нам необходима какая-либо информация, достаточно лишь обратиться к голосовому поисковику. А сколько вокруг информации, которая нам, возможно, и вовсе не нужна, но мы ее, сами того не замечая, впитываем. Ученые даже вывели такое понятие, как «гипертекстовая эпоха». Что же плохого, скажете вы, ведь текстов много, значит, много и читателей… А чтение, как известно, способствует поддержанию когнитивных функций. И это было бы правильно, если бы не одно, но серьезное «но». Та информация и те тексты, которые заполонили все вокруг, могут иметь определенную цель, маркетинговую, и больше ничего.Также не лишним будет упомянуть и о клиповом мышлении. Данный феномен стал возможным, по моему мнению, вследствие компьютеризации общества и огромного количества вовсе не нужной информации, которую человеческий мозг пытается блокировать, выстраивая свои процессы определенным образом.Как часто на уроке литературы можно услышать одобрительные возгласы учеников, когда они видят небольшое по объему художественное произведение. И связано это даже не с нежеланием читать, а невозможностью помнить и воспринимать большой текст. Именно клиповое мышление и постоянная активность мозга, наталкивающегося в процессе жизни на всевозможные тексты, отучают наших детей от медленного и вдумчивого чтения. Им очень трудно. И наша учительская задача – сделать все, чтобы сохранить умение восприятия текста. Подобная работа должна вестись постоянно и в разных направлениях.Одним из таких направлений являются ежегодные городские мероприятия, нацеленные на сохранение читательской грамотности, повышение интереса к чтению.Когда на сцену Дворца пионеров «Воробьевы горы» одна за другой выходят команды победителей в литературной викторине «Лоцманы книжных морей», кажется, что победителями стали чуть ли не все участники. И действительно это почти так. Ведь одно то, что ребята интересуются подобными проектами, основательно и трепетно готовятся к ним, осваивая внушительный список литературы, доказывает, что литература по-прежнему интересна. И книгу можно и нужно читать внимательно, так, чтобы понять ее и хорошо знать и помнить. А это, безусловно, победа. Наша общая победа над мнением, что книги скучны, длинны и теперь вовсе никому не нужны.Еще одной победой ребят является участие в различных конкурсах чтецов, таких как ежегодные «Живая классика» и «Ради жизни на Земле». Просто выучить текст недостаточно. Его сначала нужно найти, а возможно, и самостоятельно написать. Одним из критериев оценивания конкурсантов является «глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста». Глубина проникновения, понимаете? Значит, современный подросток должен не просто механически выучить текст, он должен понять его, прочувствовать, прожить. Вот что ценно. Участие в подобных мероприятиях, где ученики не только говорят свое слово, но и слушают других, а значит, перенимают опыт, безусловно, имеет огромное значение для нашего будущего.Уже несколько лет в нашей школе №1296 осуществляется акция «Живая память». В памятных местах Москвы проходит съемка обучающихся всех возрастов, которые читают стихотворения о Великой Отечественной войне. Это нужно, для того чтобы сохранить знания о героической истории нашей страны. Повторюсь, это не конкурс, это акция, и участие в ней исключительно добровольное. Но с каждым годом участников становится все больше. И звучит прекрасное литературное слово на Красной площади и у Могилы Неизвестного Солдата.Мы, как учителя, ответственны за то, каким будет следующее поколение. Мы должны сделать максимально много, чтобы сохранить интерес и любовь к литературе. Но положительного результата трудно добиться лишь одним назиданием. Только действие имеет толк, и в нашем случае действие творческое.Людмила СОБОЛЕВА, учитель школы №1296
Комментарии