search
main
0

Живая карта России. Географическая пьеса. В главных ролях – москвичи и гости столицы

869-й день рождения наша столица отпраздновала кинематографично: ярко, зрелищно, с уместными спецэффектами и по талантливым сценариям… Без сценария, как известно, хорошего кино не получится. Оттого, видимо, и рассказ о мастер-классе, проведенном школьным учителем на Тверской улице, тоже будет похож на сценарий маленькой пьесы, в которой общаются (возможно, только в голове одного-единственного человека) три персонажа.

Первый персонаж – учитель, перед которым встала непростая профессиональная задача и который теперь судорожно соображает, как ее решить. Второй – учитель, на час превратившийся в артиста, развлекающего людей на площади. А третий – тот же самый учитель, но уже позже, когда он выполнил казавшуюся невыполнимой задачу и теперь рефлексирует.Третий: Удивительное дело… Дать урок для толпы на площади… Первый: Не для зала на съезде учителей, не на спортивной площадке для учителей и детей. Не для коллег на педсовете, не для детей, коллег и жюри на конкурсе «Учитель года», а для разновозрастной толпы, собравшейся стихийно… Третий: Для толпы, в которой оказалась представлена вся Россия – от Канска до Мурманска, от Симферополя до Хабаровска. И из этой толпы в результате стихийной «переписи населения», проведенной под общий заливистый смех, на площадке перед сценой удалось выстроить огромную, через всю ширину Тверской улицы, «живую» карту России… Здорово… Первый: Но как?Второй: Не вижу в этом ничего сложного. На самом деле это скорее аниматорская работа. Людям не должно быть скучно. Они должны быть включены в активное действие. Даже в роли статистов. Представьте, перед вами внимающая аудитория, стоящая на площадке прямоугольной формы. Учитель просит распределиться и занять всю площадку. Далее объясняет: «География невозможна без?..» «Карты», – дружно отвечают люди. «Прекрасно, вы там (дальше всего) – Север. Холодно. Поэтому стойте и дрожите. Вы – юг, здесь Китай, тут Монголия…» Принцип понятен. Нужен коренной москвич. Лучше – москвичка. Она – о чудо! – находится. «Пожалуйста, пройдите сюда. В западную часть. С этого момента вы – Москва. Вы замужем?» – «Да». – «Кольцо есть?» – «Да». – «Вот и стало обручальным нам Садовое кольцо… А еще кольца? Прекрасно! Это кольцевая линия метро? А ожерелье, колье? Прекрасно. Это МКАД. Помните, за ним – тоже люди». Публика смеется. «Кто умеет шить? Девушка, вы? Сюда. Будете Иваново. Никому ничего зашить не нужно? Молодой человек, вам? Замечательно. Добро пожаловать в город невест. Надеюсь, у вас серьезные намерения?»«Мужчина, скажите, у вашей супруги характер бурный?» – «Да». – «Взрывной? Замечательно. Проходите сюда – будете Камчаткой. А у вас характер спокойный? Тогда вы вставайте чуть восточнее. Будете Тихим океаном».«Девушки, вот вы… Да, блондинка и брюнетка… Море любите? Прекрасно. Вы сюда, вы Черное море… Блондинка, вы проходите сюда, вы Белое море.Есть ли девушка с косичками? Хорошо. Две косы – это то что надо. Париж любите? Хотите быть к нему ближе? Тогда идите сюда, на северо-запад, вы Калининградская область. Одна коса на север – Куршская, другая – Балтийская. Что? Вас отделяет идущий мимо поток людей? Не пугайтесь. Это Прибалтика. Она стремится в Европу.Кто согласен, что бриллианты – лучшие друзья девушек? Вы? Великолепно. Проходите на восток. Будете Якутией. Только запрокиньте голову и откройте рот. Пошире. Как зачем? Якутские кимберлитовые трубки видны из космоса – приходится соответствовать.Кто может выговорить четко и быстро – Базардюзю? Вы? Изумительно. Сюда. Будете Дагестаном. И ни шагу к северу. Тут наша крайняя южная точка… Кто подошел самым последним? Вы? Вам интересно с нами? Хорошо. Идите сюда. Вы – Крым…» И так далее.15 минут веселой игры, и у вас на площадке – «живая карта». Главное, что при этом названия регионов актуализируются в сознании случайно зашедших людей. Для закрепления «пройденного материала» можно и перекличку провести. Первый: Да, в такие игры можно играть и на уроке, и на мероприятиях предметной недели, и на днях открытых дверей… Это так называемый прием расстановки (он неоднократно описан мной как инструмент изучения карты).Но можно и дальше поиграть. На другом уровне. Тем более понравилось.Карточки с названиями субъектов РФ раздаются всем желающим, и в течение нескольких минут игрокам нужно найти свое место относительно других игроков-регионов. Для удобства и создания ситуации успеха карточки с субъектами одного региона (Урал, Поволжье) имеют одинаковый цвет. Десять минут броуновского движения, коммуникаций, смеха – и карта страны в новой расстановке готова. Вновь перекличка.Третий: С такими (чисто методическими, школьными) приемами можно провести даже самый настоящий урок географии Родины, основанный на материале любимого поколениями фильма «Я шагаю по Москве». Первый: Скажу прямо. Задача, поставленная организаторами праздника, изначально казалась невыполнимой. Во-первых, урок географии не для заинтересованных и стоящих на одном месте учеников, а для проходящей мимо потоком праздничной Тверской улицы. Во-вторых, провести урок на материале фильма, сюжет которого развивается в пределах Садового кольца… Чему там особенно учить? В-третьих, площадка открытая, следовательно, никакой визуализации (презентации, фрагментов фильма и т. д.). Решаем проблемы поэтапно.Какая в фильме Россия? Но если посмотреть шире, то оказывается, что география фильма простирается от карельской тайги до камчатских вулканов и от Закавказья до северных широт, и выстроенная «живая» карта – прекрасная основа для того, чтобы это увидеть.Второй: Конечно. Особенно если при подготовке использовать не только сам фильм, но и литературный сценарий Геннадия Шпаликова к нему. Вопрос в том, как посмотреть, под каким углом… Вот только небольшой перечень вопросов, которые расширяют у зрителей (равно учеников) представление о России времен выхода фильма «Я шагаю по Москве» на экраны.Откуда и куда и с пересадкой в каком городе летел главный герой фильма? (Из Минска в Качемск.) Качемск. Такого города нет, но в 1963 году, когда происходит действие фильма, Канск и Ачинск – стремительно растущие индустриальные гиганты Сибири, и летел герой через Ижевск – родину конструктора самого продаваемого автомата в мире. И кстати, откуда родом создатели фильма? Какие географические процессы можно объяснить, проиллюстрировав фрагментами из фильма? (Демографический переход, типы воспроизводства населения, трудовые миграции, понятие «перепись населения» и прочее.) Как изменилась Москва за полвека? И даже про время путешествия луча Солнца до Земли можно рассказать (упоминание о тени)… И многое другое. Важно сразу же фиксировать на карте упоминаемое место. А еще лучше вручить портрет персонажа фильма тому «человеку-региону», откуда родом этот персонаж. Тогда в итоге мы четко видим, как широка география судеб людей, подаривших нам чудесный фильм:Геннадий Шпаликов – Сегежа, Карелия.Георгий Данелия – Тифлис, ныне – Тбилиси.Владимир Басов – Воронежская область.Никита Михалков – служил на Камчатке.По ночной Москве шла, цокая каблучками, Ирина Скобцева – Тула.Сыграла эпизод первокурсница Ирина Мирошниченко – Барнаул.Любовь Соколова – Иваново. Инна Чурикова – город Белебей, Башкирия.Быков – Киев, тогда Украинская ССР.Стеблов, Дуров, Польских – Москва.И даже памятники в фильме (помните: ночь, поливальная машина моет постаменты памятников Ломоносову, Чайковскому, Тимирязеву?) – тоже точки на карте. Ломоносов – Архангельская область, Чайковский – Воткинск в Удмуртии…Третий: Удивительное это дело. Помолчать всем вместе – даже посреди веселого праздника, дня города, в память об актерах, уже ушедших и кем-то забытых… Любовь Соколова, Владимир Басов, Геннадий Шпаликов… Екатерина Мельникова – помните, бабушка Кольки, похоронившая всех сыновей? Светлая память… И ныне здравствующие. Всего 30 секунд на экране первокурсница Ирина Мирошниченко. И вот прямо перед моим уроком на сцене сама народная артистка поет и общается с публикой. Удивительное это дело. Спеть вместе с толпой знакомые песни того времени и найти в них абсолютно географический смысл. От кукинской «За туманом» до «Я в весеннем лесу» Аграновича.И вспомнить вместе первых учителей почти в канун Дня учителя спустя годы после окончания школы, вот так, вдруг, посреди Москвы. И спеть вместе про сердце учителя…Сердце учителя – хрупкая вещь,Как же от трещин его уберечь?..Когда я писал эту песню лет десять назад, я и не предполагал, что она полетит по Интернету, что к ней будут дописывать строчки, заменять «учитель» на «вожатый»… Не задумываясь об авторстве. Спеть ее на Тверской для всех этих людей – удивительное дело.И построить из людей возрастно-половые пирамиды для той, образца 1964 года, отвоевавшей страны, где по переписи соотношение мужчин и женщин было 4 к 6. И сравнить с сегодняшней…Первый, второй, третий: И еще одно удивительное дело: удивительно увидеть на второй день в новой толпе вчерашние лица, пришедшие еще попеть и поучиться… Так еле уловимо толпа превращается в почти знакомый «класс». В который учителю хочется возвращаться с чем-то новым, нужным и интересным!​Иван КОЛЕЧКИН, учитель географии, заместитель директора по научно-методической работе НП ДВОК «Пенаты», Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте