Информационные технологии как отдельная дисциплина преподаются далеко не в каждой школе. При этом они вплетены практически в любой курс информатики. Каждый учитель, разрабатывая поурочное планирование, прописывает цели и задачи: что ученики должны знать, что уметь. Но что же на самом деле важнее – знать или уметь применять полученные знания?
В условиях конкуренции, которая сегодня наблюдается буквально везде, компетентность в какой-либо сфере деятельности важна как никогда, ибо она предполагает наличие не только знаний, но и умений эти знания применять. Однако при сегодняшней обособленности школьных предметов развитие таких компетентностей невозможно. Частично решить эту проблему призваны межпредметные элективные курсы, многие из которых строятся на применении ИКТ. Кроме этого, учителя-предметники пытаются применять новые технологии и на обычных уроках. Поэтому при планировании курса ИКТ желательно учитывать этот интерес и включать в процесс обучения межпредметные проекты.
Для успешной работы с учениками в таких проектах необходима предварительная подготовка преподавателей. Они тоже должны кое-что знать и уметь. Помочь сделать это может программа «Обучение для будущего», организованная компанией Intel. За короткий срок учителя получают базовые навыки того, как можно использовать информационные технологии на своих занятиях.
Но, работая в программе около 5 лет, постоянно задаю себе вопрос: «Почему учителя в основной своей массе самым успешным считают модуль создания презентаций, а модуль создания сайта проекта – бесполезным?» И хотя ответ вроде очевиден – практическое применение презентаций они видят сразу, а что такое сайт просто не понимают, – истинную причину понять довольно сложно.
После первого года работы программы в Омске был просто бум представления своих работ в виде презентаций. Но и по сей день учителей-предметников, активно работающих в Интернете, можно сосчитать по пальцам. И это при том, что у современных школьников подобный навык наиболее востребован, и существует множество форм организации учебного процесса с помощью возможностей Интернета, в том числе и технологий Web-2*. И это несмотря на то, что во всех омских школах доступ в Интернет сейчас круглосуточный. В чем же причина?
Скорее всего дело в отсутствии мотивации. Но давайте разберемся по порядку. Приведу ряд приемов по обучению и повышению мотивации в порядке их возникновения. Большинство этих приемов можно использовать и при обучении детей.
Прием 1: Поиск информации в отсутствии выделенной линии
1. Преподаватель показывает коллегам, как искать информацию через мультипроектор, находясь в реальном Интернете.
2. Далее он учит их, как сохранить страничку, картинку, ссылку на нее. Это уже можно делать, не выходя в Сеть.
3. Затем каждый учитель садится за отдельный компьютер и учится искать и сохранять информацию с помощью эмуляционного диска. При этом сначала все делают это в синхронном режиме под руководством тьютора, потом каждый начинает работать в своем темпе и по своим интересам.
4. В завершение следует привести учителей в класс открытого доступа или интернет-клуб, словом, туда, где есть устойчивый канал связи. Там каждый пользователь создает свой почтовый ящик, учится отправлять и получать письма, ищет информацию для своего проекта, сохраняет ее, подписывается на новости, а также задает вопросы в тематическом форуме. Кстати, для работы в форумах также требуется дополнительная подготовка.
Обучение школьников можно проводить по той же схеме. Но в реальном Интернете детей будет интересовать в первую очередь информация интимного характера, поэтому поиск не должен быть бесконтрольным. Необходимо заранее оговорить, ради чего он производится. При этом сначала ставится проблема, значимая для ребенка, а целенаправленный поиск в Интернете ведется именно для ее решения.
Прием 2: Снятие страха перед работой в форумах
Среднестатистический учитель, как правило, всегда боится сказать что-то не то. Тем более – на всю страну. И если просто показать ему форум и рассказать, как в нем работать, то вряд ли он скажет там хоть слово – скорее всего, почитает и займется чем-то другим. Даже если тема очень зацепит – повозмущается вслух, но все равно ничего не напишет.
Поэтому поступить следующим образом: после очередного занятия или тренинга, попросите педагогов сформулировать те проблемы, которые им все еще не удалось разрешить. Это может быть, например, выбор вопросов или тем возможных детских исследований. Нужно объяснить, что их вопросы будут отправлены в соответствующие форумы, а в классе открытого доступа каждый педагог сможет прочитать ответы специалистов на них. При этом учитель может и не указывать свою фамилию, воспользоваться псевдонимом. После этого вопросы помещаются в тематические форумы, учителя получают листочки с адресами форумов, где размещены их вопросы, заходят по указанному адресу и читают ответ. Каждый может подискутировать с ответившим ему автором или просто поблагодарить его. Опыт показывает, что здесь обычно развивается дискуссия, ведь педагог не посылает вопрос в никуда, а отвечает конкретному человеку.
У школьников страх общения тоже нередко присутствует, однако проявляется он чаще всего по-другому: дети пытаются выдать нечто такое, чтобы на них обратили внимание. Но, поскольку у большинства не хватает ни знаний, ни умений написать что-либо удобочитаемое, пишут, как правило, всякие экстраординарные вещи вплоть до нецензурной лексики или ограничиваются примитивным: «Петька – дурак!».
Поэтому для организации успешной работы в форумах необходимо обучить детей культуре общения, например, организовав чат по внутришкольной сети. В этом плане людей очень хорошо организует работа по технологии ВикиВики (www.wiki-wiki.ru), где и сказать можно все что угодно, но и удалить эти перлы может тоже кто угодно. Хочешь, чтобы написанное тобой появилось в Интернете, – пиши корректно, хочешь, чтобы все это читали, – пиши интересно. Но об этом – чуть ниже.
Прием 3: Общение в тематическом чате
В чат учитель тоже вряд ли сам пойдет. Да и работу эту нужно сначала организовать. Ведущие форумов такие чаты проводят по следующей схеме: сначала разрабатывают сценарий, проблемные вопросы; затем отправляют организаторам обучения и размещают в одном из программных форумов план чата и вопросы для обсуждения. Таким образом, обсуждение начинается заранее, и тьюторы могут заранее подготовить учителей к работе в чате. Педагоги делают так называемые домашние заготовки, которые помогают им быстрее реагировать на реплики других участников чата.
Ученики в чате работают охотно. Часто их привлекает то, что не нужно называть свои имя и фамилию, а под «ником» можно писать о чем угодно. Вот и пишут, кто во что горазд. Того, кто горазд на большее, охотнее читают и отвечают ему чаще. В чате одновременно могут присутствовать несколько десятков человек, но физически общаться можно параллельно лишь с одним-двумя собеседниками. Поэтому приходится выдавать нечто из ряда вон выходящее, чтобы тебя заметили. Решить эту проблемы можно, организуя для ребят общение по теме. В таком чате обязательно должен быть ведущий, который направляет процесс обсуждения. Если тема значима для детей, и со стороны ведущего она хорошо организована, чат пройдет интересно. В рамках обучения можно организовать такой чат между двумя кабинетами информатики или между двумя школами.
Прием 4: Создание сайта поддержки телекоммуникационного проекта
Ученикам очень нравится участвовать в телекоммуникационных проектах. Для преподавателя же подобная деятельность чаще всего выливается в дополнительную неоплачиваемую нагрузку, поэтому очень важно создание таких проектов, которые бы вписывались в учебный процесс. Именно такие проекты пытаются разработать учителя на курсах «Обучение для будущего».
Но чтобы у всего этого было продолжение, при создании сайта проекта необходимо показать, как разработанный учителем внутришкольный проект можно сделать сетевым. В итоге каждый учитель пытается понять, чем проект может быть интересен участникам из других городов, и находит причину, почему его нужно проводить дистанционно. Проект при этом может сильно измениться. Иногда он направлен на проведение только одного из предложенных во внутришкольном проекте исследований, а иногда внешний проект становится дополнением уже созданного.
Когда причина найдена, в Publisher создается сайт поддержки сетевого проекта. При этом учителю уже ясно, зачем он создает свой сайт. Часто педагог заражается идеей проведения такого проекта и действительно его проводит. Однако педагогу необходима помощь учеников, которые на уроках информационных технологий обучаются созданию сайтов на языке HTML. Таким образом, ученик, обучаясь, создает реально значимый продукт, а сайт, созданный учителем, помогает ему в работе. И поскольку учитель уже продумал содержание, акцент делается только на реализации. Получается, что ученик учится не играя, а выполняя социально значимый заказ педагога. Это не только повышает интерес ребят к информатике, но чаще всего заставляет посмотреть другими глазами и на тот предмет, в поддержку которого он делает сайт.
Конечно, далеко не каждый преподаватель может найти в разработанном им проекте то, ради чего его эффективно будет провести дистанционно. В каждой группе всегда есть тот, кто так и не понял, чем сетевой проект отличается от внутришкольного. Таких учителей бывает до трети группы. Поэтому возникла идея дистанционного обучения учителей разработке именно сетевых проектов.
Прием 5: Дистанционный курс «Разработка и проведение телекоммуникационных учебных проектов»
Курс был разработан в 2004 году и изначально проводился как дистанционный проект для учителей. Учебные материалы и задания для проверки их усвоения рассылались участникам по электронной почте в начале каждого этапа. Было предусмотрено обсуждение в мини-группах, коллективное обсуждение и проведение трех лучших проектов в рамках обучения. В результате 5 месяцев работы 2/3 первоначально зарегистрированных участников дошли до финала, создали и провели свои проекты.
Но, несмотря на хороший результат, осталось большое неудовлетворение от организации групповой работы. Участники хорошо общаются один на один с организатором обучения, но плохо работают в мини-группах и форумах. В следующем году курс предполагается усилить модулем организации коллективного обсуждения. И участники последнего курса готовы помочь в этом. Познакомиться с материалами курса можно по адресу http://mou099.omsk. edu.ru/proect_all.
Прием 6: Организация работы в технологии Web-2
Опробован пока только на учениках и студентах, с которыми мы работали в проектах «Летописи» (http://letopisi.ru) и «КМ-вики» (http://wiki.km-school.ru), наиболее понятных детям. Студенты новые технологии воспринимают хорошо, а вот школьники, особенно старшеклассники, которые привыкли уже к работе с веб-проектами и созданию страниц с помощью тегов, не могут избавиться от стереотипов. Делишес* они вообще считают бесполезными, так как у них уже выработалась определенная система поиска информации, ломать которую сложно. Фликр** старшеклассники воспринимают как баловство, поэтому дали ему весьма меткую характеристику: «Те, кому жаль места на своем компьютере, хранят там свои фото». Скорее всего, это потому, что в Омске большинство пользователей имеют медленный Интернет, а в школах выход через ADSL установлен сравнительно недавно, и связь пока еще неустойчивая. Предполагаю, что эффективнее всего работа в новой среде может быть организована с малышами и средним звеном, так как у них гипертекст вызовет большее понимание.
А вот в работе с учителями проблем гораздо больше. Мало кому нравится, если их мудрые мысли кто-то начинает править. Но если показать им реальные перспективы работы с учениками в новой среде, среди них появляется немало сторонников Web-2.
В завершение приведу пример того, как была организована работа по созданию «Живой газеты» с учениками 10-го класса в 2006-2007 учебном году.
Создание «Живой газеты»
Идея создания межшкольной газеты в среде «КМ-вики» возникла во время подготовки ежегодного проекта в рамках учебной темы «Использование текстовых редакторов в издательском деле». К проведению проекта подключились студенты 5-го курса физического факультета Омского государственного педагогического университета, пришедшие в школу №99 на педагогическую практику. Ранее газета выпускалась в печатном и электронном вариантах. Мы пригласили всех пользователей «КМ-школы» (www.km-school.ru) подключиться к работе в редакции «Живой газеты».
Чем эта газета отличается от обычных электронных изданий? Предполагается, что каждый желающий сможет попробовать себя в роли корреспондента, дизайнера и даже редактора. Мы сможем рассказать друг другу о том, что волнует пользователей «КМ-вики» из разных уголков нашей страны, раскрыть свои творческие способности. И главное, делать это можно в любое удобное для нас время, даже на уроках.
Начать лучше всего с изучения истории журналистики.
На первом этапе учитель подбирает необходимый материал и готовит иллюстрированный рассказ в среде «КМ-школа», а ученики, разбившись на мини-группы, ищут информацию по теме, используя поисковую систему «КМ-школы» и Интернета. После 15-25-минутного поиска рассказывают друг другу о своих результатах. Итогом работы на этом этапе должно быть определение этапов трансформации печатного издания, требований, предъявляемых к работе журналиста, различных форм представления газет и журналов.
Второй этап – изучение отличий современных изданий от тех, что производились в прошлом веке. Здесь же происходит знакомство с некоторыми электронными изданиями, технологией «ВикиВики» и проектом «Летописи», а также определение, чем принципиально может отличаться газета в среде «КМ-вики» от обычного электронного издания.
Третий этап – обсуждение содержания газеты и первичное распределение ролей. Для успешной организации проекта желательно назначить редактора, корректора и дизайнера. У учеников еще нет опыта издательской деятельности, поэтому необходимо общее руководство процессом.
Как выбрать людей на эти должности? Можно предложить участникам проекта право самому решить, кто может стать редактором, корректором и дизайнером. Если окажется, что ребята оценивали себя неадекватно, через некоторое время роли можно перераспределить. Но если время проведения проекта ограничено, лучше всего вместе с учениками определить, какими качествами должен обладать каждый из этих специалистов. После этого составляем таблицу типа «Объект – свойства», в голове которой записываем нужные качества, а в боковике – фамилии ребят, принимающих участие в проекте. Далее каждый заполняет таблицу, после чего происходит ранжирование качеств всех участников. Таким образом, редактор, корректор и дизайнер назначаются с учетом их профессиональных знаний, умений и навыков. Как правило, со своими ролями они справляются успешно.
Четвертый этап – изучение работы в «КМ-вики», создание структуры газеты, занесение в нее некой (пробной) информации, выбор каждым тематики предполагаемых статей.
Пятый этап – сбор и обработка информации. На этом этапе опять возможен поиск информации в «КМ-школе» и Интернете. Важно, чтобы ребята поняли: они не должны дублировать найденную информацию, но могут использовать ее при создании своих авторских статей, анализируя, структурируя и указывая источники.
Шестой этап – наполнение газеты собранными материалами в среде «КМ-вики», рецензирование материалов, созданных другими участниками.
Седьмой этап – оценка деятельности редакции. Здесь очень важно понять, что нового каждый из участников открыл в себе и друг в друге и кого из них заинтересовал данный вид деятельности. Ведь то, начнет ли газета жить своей жизнью, во многом зависит от того, насколько интересной и самостоятельной будет работа над ее созданием.
Чтобы проект оказался не эпизодическим, хорошо бы, чтобы над газетой работали одновременно две редакции – например, из разных классов, или две группы одного и того же класса. Тогда общение уже на первых этапах будет живым и выявит большинство проблем, возникающих при коллективном формировании текстов. Идеально было бы подключение к проекту учеников разных школ или городов.
«Живая газета» станет действительно живой, если окажется не разовой акцией, а будет пополняться постоянно заинтересовавшимися этой деятельностью учениками.
Для проведения телекоммуникационных проектов в среде «ВикиВики» не нужно умение создавать, размещать и наполнять сайт проекта. Каждый участник процесса легко сможет освоить технологии общения в новой среде, почувствовать себя создателем общего ресурса. Такая работа постепенно снимает у участников множество комплексов, сопряженных с сетевым общением, о которых говорилось выше. При этом ребенок проявляет свою истинную сущность – то лучшее, что есть в нем.
Надежда МАРКЕР, учитель информатики школы №99, Омск
____________________
*«Делишес» (от англ. названия веб-сайта Del.icio.us) – социальный сервис, который позволяет пользователям хранить коллекцию своих закладок-ссылок на веб-страницы.
** «Фликр» (от названия сайта Flickr.com) – социальный сервис, предназначенный для хранения и дальнейшего личного либо совместного использования цифровых фотографий.
Комментарии