search
main
0

Живая азбука Образное моделирование письма

Запоминать письменные буковки – это полезно и хорошо, но нельзя забывать и о пальчиках. Надо готовить их к письму.
Y
На уроке письма не нужно жалеть времени для физкультуры, если она не прерывает процесса обучения, а продолжает его в иных формах.
Как же организовать дело так, чтобы физкультурная пауза стала продолжением нашей работы по обучению грамоте?
Как лучше запомнить письменные буквы? Да просто принять их в игру. Но для этого, конечно, буквы надо оживить. А можно ли это? Если ты человек смекалистый, говорит учитель, если любишь физкультуру, тогда сам догадаешься, как совершается такое волшебство.
Буквой можно притвориться, в букву можно превратиться – прочитай-ка меня!
Делается это по-разному. Сумеешь показать знакомые буквы на пальцах? А теперь покажи соседу по парте: “Ну-ка, отгадай!”.
Хочешь посмешнее? Пожалуйста! С какой стороны прижать палец к губам или к носу, чтобы получилась нужная буква?
А вот буква-гимнаст. Попробуй-ка, замри в таком положении, чтобы руки, ноги, голова – все тело напоминало задуманную букву.
Это действительно очень интересно – угадать, глядя на то, кто в какой позе замер, где какая буква.
Ученик встает или выходит к доске, он изображает, моделирует с помощью пантомимы какую-то письменную букву. Все ребята отгадывают. А ну-ка, говорит учитель, раз, два, три – буква М, замри! И каждый показывает заданную букву. Любопытно, что дети придумывают для одной и той же буквы разные фигуры. Один показывает пальцами, второй – всей рукой, третий – двумя руками, четвертый, всем телом изогнется.
Это игра, в нее может играть целый класс сразу, и никому не придет в голову загрустить, поэтому никакой безработицы не будет.
В заданиях на дом темп не так важен. Но для классной работы желательно отбирать быстро выполняемые задания.
Тут оперативно налажена коллективная деятельность. Весь класс работает сразу, и каждый выполняет задания самостоятельно.
А команды следуют без перерыва: “Раз, два, три! Буква Я, замри!.. Раз, два, три! Буква Д, замри!.. Раз, два, три! Твердый знак, замри!”
В итоге учитель получает возможность и передышку детям устроить и поменять формы и способы работы, поддерживая высокий интерес к изучаемому предмету.
Ученик не просто развлекается, не просто отдыхает, но и показывает, изображает буквы.
Прекрасно, если ученик одухотворяет букву, если она для него как живая, если в его воображении есть живой образ. Тогда он разглядит знакомые черты, как бы ни нарядилась буква, каким бы почерком ее ни написать.
В результате всего этого изучение азбуки проходит очень весело и непринужденно. Ребята не устают. Они увлечены. Они осваивают рукописную азбуку в самом прямом смысле этого слова – осваивают, то есть делают ее своей.
В рисованных и рифмованных загадках детям предлагаются словесные портреты рукописных букв. Если догадался, кричать не надо, лучше покажи на пальцах, что это за буква.
Вот несколько примеров.
Не бери с собой бульдога без намордника в дорогу!
Это строчная б. Ученик показывает: пальцы сжимает в кулак, большой палец отогнут кверху, к нему приложен палец другой руки.
Гнули букву, выгибали…
Гуси вдруг загоготали.
– Гуси, гуси!
– Га-га-га!
– Ваша буква?
– Да, да, да!
Я похожа на гуся!
Вот и сказка вся.
Это маленькая буква г. Ученик сцепляет указательные пальцы крючками.
Дедушка дорогой, с доброй длинной бородой!
Маленькая письменная д. Пальцы одной руки собраны в кружок, пальцы другой руки – в овал. Одна кисть над другой.
Эта буква как волна: высота и глубина!
Буква л. И строчная, и прописная. Двумя пальцами, средним и указательным, выполняется “разножка”.
Что за буква светится старым ясным месяцем?
Конечно, С с. И большая, и маленькая. Ладошка – как убывающий лунный серп.
Беру я уголек, рисую уголок, а снизу закорючку, похожую на ручку.
Строчная буква у. Пальцы одной руки – это уголок, пальцы другой – “закорючка”.
Я, футбольный судья, целый день с мальчишками.
Два футбольных мяча у меня под мышками.
Маленькая ф. Обе кисти в работе. Большие и указательные пальцы показывают кружки (мячи), все остальные – стойку (самого футбольного судью).
Шестилетки, семилетки, ясно, радуются мне:
я – как ягодка на ветке, я – как мячик на волне!
Буква Я я, большая и маленькая. Пальцы одной руки – мячик, пальцы другой – волна.
Посмотрим, как действует при этом образное моделирование, в чем его преимущества.
Во-первых, дети получают необходимую разрядку, передышку, они освобождаются от утомительного сидячего оцепенения.
Во-вторых, происходит маленькая физкультурная зарядка, в ходе которой включаются в действие различные группы мышц и вместе с тем развивается координация движений.
В-третьих, урок не прерывается, усвоение письменной азбуки продолжается, произошла только смена форм активной познавательной деятельности.

Зиновий ГОЛЬДИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте