Задачи: изучить строение, состав, типы соединения костей, выявить взаимосвязь строения костей с выполняемой функцией, развивать навыки работы с текстом, умение логически мыслить, высказывать свое мнение, работать в группе.
Оборудование: таблица “Строение костей и типы их соединений”, прокаленная и деминерализованная кости, магнитная доска.
Ход урока
Актуализация знаний.
– На прошлом уроке мы начали изучать опорно-двигательную систему. Какие ключевые слова, по-вашему, отражают содержание этого понятия?
Учитель записывает на доске: скелет, мышцы, опора, защита, движение.
– Используя эти слова, попробуйте дать определение опорно-двигательной системы. (Ответы). Сегодня мы продолжаем разговор о скелете и более подробно изучим кость. При массе человека 70 кг масса скелета составляет всего 8-9 кг, то есть скелет легок, но несет на себе огромную нагрузку. Давайте попробуем выяснить, чем объясняется большая прочность костей при такой легкости. Как вы думаете, какие вопросы нужно рассмотреть, чтобы найти ответ? (Ответы: состав, строение и т.д.) Итак, запишите тему урока.
Изучение нового материала
Состав кости.
– Как вы думаете, из каких веществ состоят кости? (Органических и неорганических).
Для выяснения роли этих веществ в составе кости демонстрируется мягкая деминерализованная кость, вымоченная в растворе соляной кислоты, и хрупкая, прокаленная.
– Какие же свойства придают кости органические и неорганические вещества?
Выслушивая мнения, учитель делает запись на доске:
Органические пластичность, гибкость.
Неорганические твердость, прочность.
После дополнения учителя о том, что органических веществ в кости должно быть примерно 1/3 по массе, а неорганических – 2/3, а также о возрастных изменениях в составе костей, ученикам предлагается придумать мини-рассказ о составе костей. Затем выслушивается вариант ответа ученика.
Строение костей
Учитель предлагает посмотреть на схематичный рисунок кости на доске и перенести его в тетрадь, а затем попробовать распределить названия частей кости (укрепляются на магнитах рядом с рисунком в произвольном порядке), опираясь на свои знания:
Затем выслушиваются мнения, согласно которым учитель укрепляет названия частей кости на рисунке. Далее ученикам предлагается найти подтверждение их мнений в учебнике (текст на стр.94 с пятого абзаца до статьи “Соединение костей”, рисунок на стр. 94) и внести коррективы в свои записи.
– А теперь, опираясь на прочитанное, попробуйте для каждой части кости найти соответствующую функцию (записаны на доске рядом с рисунком):
питание, рост кости
придает легкость
опора, место прикрепления мышц
соединение с другими костями
запас питательных веществ
кроветворная функция
придает прочность
(Выслушиваются мнения, и учитель соединяет соответствующую функцию и название части кости стрелочками, ученики делают записи в тетради).
– Обратите внимание на интересную закономерность в расположении пластинок губчатого вещества. Что это вам напоминает? (Демонстрируется рисунок Эйфелевой башни, следует вывод об использовании человеком этой закономерности для построения высоких, прочных и легких конструкций).
– А теперь, получив сведения о составе и строении кости, попробуйте ответить уже подробнее на вопрос, прозвучавший в начале урока: “Почему при такой легкости наблюдается большая прочность кости?” (Ответы).
Форма костей.
– В скелете около 220 костей. Вы видите на рисунках в учебнике, что они не одинаковы. По форме и строению их можно разделить на три типа, что соответствует данной схеме на доске. Попробуйте заполнить ее самостоятельно, слушая мой рассказ.
Учитель рассказывает о трубчатых, плоских и смешанных костях, затем заслушиваются варианты заполнения схемы.
– А теперь я вам предлагаю рассмотреть рисунки костей на стр.93 и распределить их названия соответственно схеме. Есть два варианта выполнения этого задания:
1) опираясь только на рисунки (для учеников, лучше воспринимающих зрительную информацию),
2) используя текст статьи “Форма костей” (для тех, чьи знания еще недостаточны, и тех, кто лучше работает с текстовой информацией).
После трехминутной работы заслушиваются мнения, и скорректированный вариант вносится в схему.
Типы соединения костей.
1. Ученикам предлагается заполнить таблицу “Типы соединения костей”, используя текст и рисунки на стр. 95, затем обсудить “в парах”.
Типы соединения костей
2. Проверка правильности заполнения таблицы (выслушиваются мнения от групп, вносятся коррективы).
3. В качестве закрепления ученики в ходе групповой работы ищут ответы на дополнительные вопросы, затем выслушиваются версии разных групп:
1) Некоторые считают, что кость – мертвый орган. Правильно ли это утверждение?
2) Каким образом кости могут участвовать в поддержании постоянства состава внутренней среды?
3) Почему маленьких детей нельзя заставлять слишком рано ходить?
4) Почему у пожилых людей переломы возникают легче, чем у молодых?
Домашнее задание.
На выбор: 1. Выполнить задание “Проверьте свои знания” на стр. 96.
2. Повторно изучить текст (стр.93-95), задание “Выбери правильный ответ”.
3. Решить задачу: “Между костями мозгового отдела черепа соединение неподвижное. Какое это имеет биологическое значение? Назовите кости черепа, между которыми соединение подвижное (сустав). Какое биологическое значение имеет наличие этого сустава?”
Ольга ПАВЛОВА,
учитель биологии школы N 18
Псков
Комментарии