search
main
0

Жить – значит действовать

Не все является тем, чем кажется. Даже урок

Три года коллеги Людмилы Витальевны КУКАРЕВОЙ, учителя года – 2019 Республики Марий Эл, убеждали ее принять участие в конкурсе. Они не ошиблись в ней, а она – в них, по ее мнению, конкурс – это командная работа. Как, впрочем, и экологическая, которую она ведет в школе.

Одно из самых ярких воспоминаний детства Людмилы Витальевны Кукаревой, учителя биологии и изобразительного искусства Вятской средней школы, как ни странно, – урок словесности. Вспоминает, как класс дружно шел за учительницей, которая любила выводить его на улицу и вдруг остановилась, воскликнув: «Сколько их?!» А ребята удивились: ничего, кроме обычных одуванчиков, вокруг них не было. Неужели учительница восхищается этими неприглядными цветочками?

– Так изумились, что поползли изучать, что там такого необычного в этих желтых комочках? – смеясь, вспоминает Людмила Витальевна. – Толкаясь, стукаясь лбами… И произошло открытие. Для меня оно было настолько важным, что стало уроком на всю жизнь: не все является тем, чем кажется. Когда спустя много лет я вспомнила эту историю на встрече одноклассников, наша учительница улыбнулась: «Вы открывали мир, а я открывала вас и училась вместе с вами».

Почти четверть века Людмила Витальевна работает в Вятской средней школе. Считает, что ей очень повезло – она учит детей от первого класса до одиннадцатого, а значит, хорошо узнает каждого, дает каждому все что может, исходя из его индивидуальных особенностей. Главное, по ее мнению, – научить мыслить, а для этого надо, чтобы и в старшеклассниках сохранились те маленькие почемучки, которые с горящими глазами сыпали вопросами, переступив порог школы.

– Есть ребята, которым сложно учиться, разные интересы у всех, – говорит педагог. – Когда знаешь ребенка, понимаешь, что и как ему лучше преподнести именно в этот период времени. Увидеть потенциальные возможности, помочь раскрыть, развить, перевести их в образовательный капитал очень важно. Миссия учителя – в каждом ребенке увидеть солнце и сделать все, чтобы оно засияло. Сегодня очень много говорится о времени неопределенности. Мы не знаем, какие знания пригодятся нашим детям в недалеком будущем, какие профессии будут востребованы. Сегодняшние дети сами могут многому научить. Их круг интересов не ограничивается компьютерными играми, но игры такие, что приходится находить им место на уроке. Придумывать им творческие задания интересно самой, таким образом строится среда, где востребованы интересы ребенка.

Образовательное пространство в кабинете изо Людмила Витальевна создавала, исходя из слов Дени Дидро: «Искусство – это попытка создать рядом с собой еще один мир, только более человечный».
– Я уверена, что без общения, без атмосферы совместных действий, без доверия не будет личностного роста ни ребенка, ни учителя, – размышляет она. – Знать бы, как подобрать ключик, как построить отношения с каждым первоклассником, а потом – подростком. Говорю себе, перефразировав поэта: «Бойся себя, знающую, как надо…» В деле воспитания, а уроки в первую очередь ставят эту задачу, не должно быть давления и спешки. Сколько ошибок я наделала, пока не натолкнулась на мысли Шалвы Амонашвили о том, что воспитание – ос-питание – это питание духовной оси человека. Оно не должно быть напористым, обобщенным, разовым. Оно должно быть каждодневным, терпеливым, любящим, добрым. Вот мальчишка колючий, как кактус, сидит озлобленный на весь мир. Перед ним открытый альбом, все рисуют, а он чиркает, вырывает листок и, смяв, бросает на пол. И так снова и снова альбом превращается в поле битвы. Как помочь? Говорю: «Возьми краску погуще и кидай так, чтобы она, краска горечи, улетела от тебя и не возвращалась». Потом достаю новый альбом, кладу перед ним: «Если есть что выкинуть еще, выкидывай. Но работу надо выполнить». Он посмотрел на меня недоверчиво и стал работать. Так ребенок научил меня понимать его. А через много лет сказал спасибо за то, что я поверила ему и поверила в него.

Взгляд на мир и свою миссию у Кукаревой не изменился, и когда шесть лет назад она стала преподавать биологию. Такова судьба учителя сельской школы – вести несколько предметов. Пришлось вспомнить все, чему училась на биолого-химическом факультете Марийского государственного университета, а заодно освоить новые знания.

– Как показывают последние исследования, российские школьники не имеют существенных различий в общеобразовательной подготовке со своими сверстниками в большинстве развитых стран мира, – рассказывает Людмила Витальевна. – Но при наличии достаточно высоких предметных знаний и умений они испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Без предметных знаний и умений функциональная грамотность не может быть сформирована, это неоспоримо. Но каждый учитель, опираясь на лучшие традиции нашей школы, бесспорно, должен усилить личностную и практическую ориентированность содержания образования, повысить его развивающий характер на всех ступенях. Что мы имеем? Ограниченные материально-технические и организационные ресурсы, зачастую перегруженные теоретическим материалом учебники, недостаточную ориентацию учебных задач на их практическое применение в жизни, недостаточную собственную компетенцию в выборе инструментария для формирования, развития и оценки метапредметных умений, являющихся основой становления функциональной грамотности. Говоря о формировании естественно-научной грамотности, учителя биологии и химии еще отметят ограниченность во времени, так как с каждым годом все меньше часов отводится на изучение данных предметных областей. В этой ситуации эффективным может стать формирование предметных и метапредметных умений через изменение содержания знаний, – считает Кукарева.

В кабинете изобразительного искусства, который теперь еще и биологический, не умолкают голоса. По мнению педагога, искусство и природа могут все. Дети – творцы с рождения, уверена Людмила Витальевна, но важно сохранить их любознательность, развивать умение наблюдать, проявлять творческие способности: только тот, кто умеет видеть, может любить жизнь. Уроки биологии проходят так же непринужденно, как уроки изо. Учебника Кукаревой никогда не было достаточно, она приносит из дома рассаду, чтобы каждому захотелось вырастить свой зеленый росток, и выводит ребят из кабинета на улицу. Вместе превратили мечту об уютном школьном дворе в реальность, создав проект, в который вовлекли и детей, и учителей, и родителей. Дети с подачи педагога загорелись идеей превратить школьный двор в цветущий оазис, где гости могут отдохнуть, отвлечься и, сидя в тени деревьев, насладиться ароматом благоухающих цветов, а ученики – заниматься исследованиями. Разработали анкеты, опросили всех участников образовательного процесса, готовы ли они принять участие в благоустройстве, что бы хотели создать на школьной территории. Даже проанализировали материалы школьного фотоархива, вспомнив ранее разработанные проекты. Администрация школы их поддержала. Всем миром – дети, родители, педагоги ­- посадили деревья, разбили клумбы. Причем строго по науке. Например, соорудили «грибную поляну» в стиле великого испанского архитектора Антонио Гауди: смастерили огромные грибы из бетона и мозаики, предварительно точно рассчитав смету. На изготовление каждого бетонного гриба потребовалось 4 килограмма цемента, 12 – песка, примерно 2,5 килограмма битой керамической плитки.

Сегодня содержание экологического образования в Вятской школе строится на основе трех сквозных линий. Это «Учусь экологическому мышлению» – экология природных и социоприродных систем, «Учусь управлять собой» – экологическая этика и экология человека, а также «Учусь действовать» – экологические проекты, социальная экология. Каждый год ученики Людмилы Витальевны выращивают рассаду для клумб не только школы, но всего села Вятского. Два раза в год они чистят пруд Вятские Росы от мусора. В 2018 году решили превратить его в место для культурного и безопасного отдыха всего села, где живут 1800 человек. Разработали проект, изучили береговую линию, составили архитектурный макет. Собрав макулатуру, заработали на саморезы и гвозди, это пригодилось для благоустройства купальной зоны. Администрация Вятского сельского поселения помогла установить лавочки, зонтики от солнца, съемные контейнеры для мусора.

– Жить – значит действовать, – объясняет Людмила Витальевна. – Только в действии можно сформировать те умения, которые необходимы современному человеку. Действия во благо своей малой родины, собственного саморазвития начинаются с маленьких открытий и малых дел, выполненных сознательно и ответственно.

Девиз школьного лесничества «ЭкоПульс», руководит которым Людмила Кукарева: «Мысли глобально, действуй локально!». Создано оно в октябре 2018 года и имеет целью пробудить в детях и взрослых ответственное отношение к лесу. Идеи, которые может ежедневно реализовать каждый человек вне зависимости от возраста ради сохранения леса, воплощаются лесными активистами в интересные акции. В феврале – марте на уроках труда ребята своими руками делают синичники, материалы для которых предоставляют партнеры из Советского лесничества. Младшеклассники участвуют в дистанционном конкурсе агитационных рисунков «Защитим лес!». Пятиклассники положили начало проекту «Зеленый пояс школы», высадив две веточки туи. Обе прижились и с наступлением весны пошли в рост, окрепшие деревца когда-нибудь окружат школу. Все классы участвуют в акции «Сдай макулатуру – сохрани дерево!». Кабинет биологии в Вятской средней школе, кстати, полностью отремонтирован на средства, вырученные от сбора макулатуры: ребята сдали 500 килограммов. На благотворительных ярмарках, в которых принимали участие не только члены лесничества, но и все неравнодушные, заработали денег и купили…
искусственную елку для проведения новогодних праздников в школе во спасение пушистых красавиц. И даже родители, наставляемые детьми, ходят в магазин не просто так, а ответственно: приобретая сертифицированную продукцию, которая дает гарантию, что она происходит из ответственно управляемых лесов, а не из сомнительных, нередко незаконных источников.

Много у педагога и ее ребячьей команды еще идей и замыслов, которые предстоит воплотить в жизнь, но они уже уверенно могут сказать, что получают удовлетворение от выполненной работы. И еще больше хочется сделать.

– Это возможно, если каждый вложит свой посильный труд, благо нас поддерживает школа, – говорит Людмила Витальевна. – Без поддержки коллег экологические проекты были бы невозможны, это работа всего коллектива. Помогают партнеры ­- Советское лесничество, представители бизнеса в лице арендаторов лесных участков, детский Эколого-биологический центр. Отрадно, что появились единомышленники в лице родителей. Несмотря на время неопределенности, думаю, для формирования экологической культуры детей нам, взрослым, пора взять на вооружение слова Чехова: «Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша!». Уверена, что даже в век неопределенности можно научить ребенка видеть красоту одуванчика, слышать Моцарта, решать жизненные задачи, но только тогда, когда в каждом ребенке видим личность. Необходимо помнить и ответственно относиться к тем шагам, которые мы совершаем каждый день. А самое главное, что все шаги следует начинать с себя. Мы, взрослые, только своим примером должны показать детям, что можем сделать мир прекраснее.

Наталья ЯКОВЛЕВА, Марий Эл

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте