Как известно, Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования учредила особый приз «За честь и достоинство». Среди награжденных им ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий, президент Московского городского педагогического университета Виктор Рябов, директор гимназии №1543 «На Юго-Западе» народный учитель РФ Юрий Завельский. Но первой этот приз получила заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат премий Президента России в области образования и мэра Москвы Гелия Батракова, которая недавно отметила 80-летний юбилей.
Гелия Михайловна Батракова занимает достойное место в одном ряду с Любовью Кезиной, Леонидом Мильграмом, Марией Комлевой, Владимиром Овчинниковым, Юрием Завельским, Владимиром Караковским и другими мэтрами образования, вписавшими своей честью и достоинством имена в историю, славу московского и российского образования. Всю жизнь она работала на разных должностях в столичной системе образования, начав свою педагогическую жизнь с должности воспитателя ГПД. Окончив историко-филологический факультет педагогического института, Гелия Михайловна стала очень творческой учительницей в школе №23, ее любили ученики, уважали коллеги, ценило начальство. Она ходила с детьми в походы, устраивала для них вечера и диспуты, давала интересные открытые уроки. Школу №23 возглавлял будущий заместитель министра просвещения РСФСР Виктор Коротов, директором этой школы, которую в разные годы окончили директор Института США и Канады Сергей Рогов, хоккеист Павел Буре, артистка Жанна Болотова, много академиков, общественных деятелей, позже и стала Гелия Михайловна. Говорят, учителям трудно делать карьеру, а Батракова ее делала – стала сначала инспектором и начальником Ленинского роно, потом первым начальником Северо-Западного окружного управления образования, начальником Городской службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров Департамента образования Москвы. Она никогда и ни перед кем не сгибала спину, была справедлива и честна, строга и принципиальна, всегда защищала и поддерживала педагогов, управленцев, которые работали на совесть, оберегала все столичное образование от халтуры, невежества, непрофессионализма. При Батраковой в Москве заработала служба единого окна, когда никому не нужно было стоять в очередях – записаться на конкретное время и быть уверенным, что все документы будут приняты за 10-15 минут. В одной из первых в службе Батраковой появился свой сайт с нужной информацией и ответами на всевозможные вопросы.Специфика лицензирования и аккредитации в те времена состояла в огромном количестве документов, которые нужно было подготовить соискателю. Батракова и команда дошли до Рособрнадзора и настаивали на сокращении количества бумаг, некоторые их предложения были одобрены и приняты. Москвичи придумали и реализовали проект так называемой публичной аттестации, когда в один день проходила аттестация одновременно и руководителей, и учителей школы, при которой присутствовали родители, представители управ, коллеги из других школ. Педагоги и директор на глазах у всех показывали и доказывали свою высокую квалификацию, итоги эксперты подводили на открытом педсовете, где все имели возможность высказать свое мнение, пожелания и отзывы. Руководители, таким образом, использовали аттестацию как своеобразный экзамен для себя и своего коллектива. На это первыми решились самые сильные школы Москвы – школа №1277, Центр образования №548 «Царицыно». Можно сказать, что сегодняшние селекторы, открытые аттестации директоров и кандидатов в директора, которые проходят в Департаменте образования, – отчасти реализация тех идей, оставленных в наследство Гелией Батраковой. Трудно перечислить все те полезные новшества, которые предлагала и реализовывала Гелия Михайловна, всей своей работой словно подготавливая приход в Москву команды Исаака Калины, для которой главной задачей стало повышение качества образования. Не случайно в первом же интервью, которое Гелия Михайловна дала сразу после назначения министром образования Москвы Исаака Калины, она практически поддержала все его планы по модернизации столичной системы образования.
Комментарии