Таких институтов, как наш, в стране немного, и он по-своему уникален. Как и большинство институтов дополнительного профессионального образования, ЧИРПО занимается повышением квалификации работников системы профессионального образования. Но его особенностью является то, что коллектив института многие годы реализует модель непрерывного профобразования. Мы убеждены, что современного высококвалифицированного рабочего и специалиста среднего звена может подготовить только педагог, владеющий современными образовательными и производственными технологиями, настоящий специалист своего дела. При организации повышения квалификации мы используем накопительную систему, дистанционные технологии, электронное обучение, формируя новые компетенции на основе блочно-модульной системы.
Но наша уникальность заключается не только в этом. В отличие от традиционных институтов повышения квалификации мы ставим перед собой более широкую задачу – развитие системы профессионального образования области. Это особенно актуально в современных условиях постоянно меняющихся требований рынка труда, когда профессиональные образовательные организации особенно остро нуждаются в научно-методическом сопровождении.Так, например, следствием происходящих изменений стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Институт отреагировал на это созданием регионального центра научно-методического сопровождения внедрения ФГОС НПО-СПО, сертифицированные специалисты которого сумели весьма эффективно организовать работу с привлечением работодателей и ведущих педагогов области по разработке основных профессиональных образовательных программ. На сегодняшний день из 143 профессий и специальностей, по которым ведется подготовка в регионе, уже порядка 120 программ готовы и используются не только областными учреждениями, география их востребованности простирается от Дальнего Востока до Калининграда.Но мало создать новые ФГОС и программы, важно также и то, как они будут внедряться. Поэтому институт уже второй год осуществляет мониторинг внедрения ФГОС, и как показывают результаты, большинство проблем, которые были озвучены в прошлом году, сегодня успешно преодолены педагогическими коллективами.Большое внимание институт уделяет организации методической работы в регионе, которая строится на основе сочетания территориального и отраслевого принципов. Учитывая большие пространства, все профессиональные образовательные организации распределены между 7 территориально-методическими объединениями (ТМО), деятельность которых координируется областным Научно-методическим советом, работающим на базе ЧИРПО. При областном совете создано 19 предметных секций, в рамках которых ведется профессиональное общение специалистов по объединенным группам. 2012 год стал знаковым для развития методической работы не только Челябинской области, но и Уральского федерального округа в целом. По инициативе Министерства образования и науки Челябинской области была возобновлена деятельность Межрегионального совета профессионального образования округа, базовой организацией которого стал институт. Уже состоялось пять заседаний совета, где участники смогли ознакомиться с лучшими региональными практиками и обсудить вопросы, связанные с деятельностью образовательно-производственных кластеров, организацией профориентационной работы, независимой сертификацией профессиональных квалификаций, созданием информационно-коммуникационной среды профессионального образования, формированием заказа на подготовку кадров на основе долгосрочного прогноза потребности в рабочих для экономики региона.Одним из приоритетных направлений деятельности института является внедрение информационных технологий в профессиональных образовательных организациях. Действующая в ЧИРПО лаборатория информатизации продвигает ИКТ-технологии не только путем проведения многочисленных научно-методических семинаров для сотрудников профессиональных образовательных организаций, ответственных за внедрение электронной информационно-образовательной среды в своих учреждениях. Лабораторией проводится работа по мониторингу средств ИКТ, использующихся в деятельности профессиональных образовательных организаций, и мониторинг их официальных интернет-сайтов. В 2012 г. ее сотрудниками была организована работа по разработке электронных УМК по традиционным профилям – «Сварочное производство», «Строительство» и «Электротехника», которые в этом году проходят апробацию в учебных заведениях. С подачи лаборатории мы запустили и программу повышения квалификации по лего-конструированию. Обучение по этой программе подготовит педагогические коллективы к развитию технического творчества обучающихся, к работе с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечит повышение уровня преподавания технических и естественно-научных дисциплин.Сегодня в институте наиболее востребованными являются курсы повышения квалификации по ИКТ. При этом продвижение новых технологий осуществляется не только на учебных занятиях, но и путем создания при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области современной информационно-образовательной среды института, которая выступает мощным образовательным средством. Достаточно сказать, что сегодня ЧИРПО обладает возможностями вести онлайн-трансляции одновременно на 50 точек. Всего же подключено 70 клиентских точек в различных учреждениях, с которыми сотрудничает институт. В течение года проводится большое количество консультаций, видеоконференций, вебинаров, в которых участвуют учреждения не только Челябинской области, но и Москвы, Салехарда, Тюмени, Кургана, Екатеринбурга, ХМАО – Югры, ЯНАО и т. д. В 2012-2013 учебном году в режиме реального времени велись трансляции Межрегионального совета профессионального образования Уральского федерального округа, конкурса «Мастер года», совещаний Минобрнауки региона, а также заседаний областного Совета ветеранов профобразования. Развитие информационной среды положило начало еще одной идее. Не секрет, что современные молодые люди большую часть информации, в том числе и об учебном заведении, узнают из Интернета. Так появился «Атлас профессий Челябинской области». Сервис ориентирует молодежь в профессиях и учебных заведениях, где их можно получить. Кроме того, он позволяет определить посещаемость каждого раздела атласа и выявить предпочтения современной молодежи в выборе профессии. Анализ посещений показывает, что наибольшей популярностью у молодых людей сегодня пользуются гуманитарные науки, сфера обслуживания, образование и педагогика, культура и искусство.Система профессионального образования должна быть современной. Только тогда можно создать условия для качественной подготовки специалистов. Стали нормой обучение на рабочем месте, наставничество, конкурсы профмастерства. Активно развивается государственно-частное партнерство, что приводит и к разработке новых образовательных программ, и к стажировкам на предприятиях, и к участию работодателей в разработке образовательных программ и оценке качества подготовки обучающихся и выпускников.Но устремленность в будущее никоим образом не мешает нам жить настоящим и ценить людей, благодаря которым строилась и крепла система профессионального образования. Мы выпустили уникальный двухтомник «Летопись добра: о тех, кто нас выводит в люди», для того чтобы всегда помнить настоящих мастеров дела, благодаря которым сотни тысяч молодых людей получили путевку в жизнь. И пользуясь случаем, мне бы хотелось поздравить с 70-летним юбилеем одного из таких корифеев нашей отрасли – заслуженного учителя профессионально-технического образования РФ, председателя областного Совета ветеранов профобразования Федора Николаевича Клюева, который на протяжении 15 лет возглавлял наш институт и с деятельностью которого связана целая эпоха подготовки рабочих кадров в области.Евгений СИЧИНСКИЙ, ректор ЧИРПО
Комментарии