– Николай Иванович, расскажите вкратце об истории одного из старейших в стране училищ. – Основано оно в 1701 году по Указу Петра I в Москве и носило название Военно-инженерной школы. За многовековую историю неоднократно менялось название старейшего учебного заведения: Инженерная школа, кадетский корпус, Главное (затем Николаевское) военное училище, Первые советские курсы, Военно-инженерный техникум, филиал Военно-инженерного университета, военное училище (институт). Военное училище неоднократно меняло место дислокации: Москва, Санкт-Петербург, Кострома, Калининград. С мая 1995 года это город Кстово Нижегородской области. В 1921 году Военно-инженерный техникум был награжден Красным Знаменем ВЦИК, в 1943 году училище за боевые заслуги награждается орденом Ленина, а в 1970 году – юбилейным почетным знаком «50 лет СССР».
Старейшее военно-инженерное учебное заведение страны имеет мировую известность. Выпускниками его в разные годы были великий русский полководец М.И. Кутузов, писатель Ф.М. Достоевский, знаменитый ученый П.Н. Яблочков, композитор Ц.А. Кюи, русский физиолог, нижегородец И.М. Сеченов, основатель Нижегородской радиолаборатории М.А. Бонч-Бруевич, русский историк и государственный деятель
В.Н. Татищев, Герой Советского Союза Д.М. Карбышев.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. звания Героя Советского Союза удостоены 76 выпускников. И в наши дни выпускники училища – капитан Алексей Журавлев, капитан Юрий Дмитриев и старший лейтенант Виталий Мариенко – за доблесть и героизм удостоены звания Героя России.
В составе училища 19 кафедр, 3 факультета (в том числе по подготовке военнослужащих иностранных государств).
– Чем же характерна профессия военного инженера?
– Трудно переоценить значение инженерных кадров, особенно в военное время, и это подтверждают многочисленные исторические факты. Сделаем небольшой экскурс в военную историю начиная от петровских времен до наших дней. Как известно, 27 июня 1709 года русские войска одержали блестящую победу над шведскими захватчиками. Успеху русской армии в битве во многом способствовала умелая подготовка бранного поля. По дороге на Полтаву была построена передовая позиция из двух линий редутов, первая из которых располагалась перпендикулярно фронту. Совершенно новое размещение редутов позволило не только поражать их ружейным огнем, но и активно действовать русской кавалерии. Этот прием впоследствии применил знаменитый французский маршал М. Саксонский в битве при Фонтенау в мае 1745 года, то есть спустя 36 лет после Полтавской баталии!
Большое развитие получило военно-инженерное искусство в Отечественной войне 1812 года. Работая под огнем противника, русские саперы только за четыре месяца боевых действий навели 178 мостов и построили 1920 верст военных дорог. Наиболее показательным с точки зрения укрепления местности стало Бородинское сражение. На огромном поле русской армией были возведены фортификационные сооружения, одно перечисление которых займет немало времени: окопы, редуты, люнеты, флеши, реданы, шанцы, баррикады, засеки и т. д. Все возведенные укрепления на Бородинском поле, особенно в центре и на левом фланге, значительно усилили русскую армию и оказали положительное влияние на итог всей битвы. И таких примеров за всю историю развития инженерных войск можно привести бесчисленное множество. Искусство русских военных инженеров всегда разительно отличалось от западных шаблонов, наши специалисты всегда подходили к делу творчески. Укрепления русских, как правило, прекрасно сочетались с конкретно выбранной тактикой и стратегией и, конечно, с привязкой к местности.
Необходимо добавить, что и в мирное время наши военные инженеры не сидят без дела. Из множества фактов можно привести один, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса. Когда в сентябре 1991 года на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе дымовая труба высотой 150 метров и диаметром 7-12 метров надломилась на 120-метровой отметке, на помощь пришли именно военные инженеры. Аварийная ситуация грозила каждую секунду выйти из-под контроля, и предотвратить катастрофу можно было только направленным взрывом (при этом масса взрывчатки составила пять (!) тонн). Благодаря филигранной точности расчетов, мастерству и хладнокровию военных специалистов во главе с генерал-майором А. Аверченко и полковником В. Гамазой почти 700-тонный кусок железобетона упал точно на приготовленную «подушку», не причинив никому вреда!
Все эти факты говорят о высоком уровне профессиональной подготовки выпускников наших военно-учебных заведений, таланте и искусстве военных инженеров, традициях, которые передаются из поколения в поколение.
– А как сейчас идет учебный процесс, ведь учеба и воспитание курсантов – это главная задача вуза?
– В настоящее время, когда завершается очередной этап Федеральной программы реформирования системы военного образования, в училище, особенно в части, касающейся образовательного процесса, происходят значительные изменения. В первую очередь в вопросах интенсификации учебного процесса, внедрения новых технологий с использованием современных средств, методов и методик обучения. Только за последние два года по линии Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации в училище поставлены и введены в эксплуатацию четыре компьютерных класса, электронный читальный зал, интернет-класс, обновлено типографское оборудование, получено и закуплено более 50 современных электронно-вычислительных машин, в том числе 28 автоматизированных рабочих мест преподавателя. Все это наряду с наличием в училище опытного и грамотного профессорско-преподавательского состава (13 докторов наук, профессоров и 92 кандидата наук и доцента), а также имеющейся современной учебно-методической базы дает повод говорить о том, что уровень подготовки наших выпускников будет неуклонно повышаться.
Этому способствует качественная организация полевых выходов, ротных и батальонных учений, для чего в училище имеется полигон площадью 260 гектаров. Особое внимание уделяем занятиям по устройству и преодолению заграждений, оборудованию и содержанию переправ, строительству низководных мостов, фортификационному оборудованию местности, проведению инженерных мероприятий маскировки и решению других задач, которые ждут выпускников училища в войсках.
– Николай Иванович, как вы оцениваете ушедший год, что было сделано и что предстоит сделать?
– В училище в ушедшем году произошли качественные изменения, направленные на совершенствование материально-технической базы, улучшение условий проживания курсантов, повышение уровня их профессиональной подготовки. Это отметил и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, посетивший Нижегородское высшее военно-инженерное командное училище и принявший участие в торжествах, посвященных Дню Победы.
В 2008 году в канун выпуска молодых офицеров инженерных войск в соответствии с указом Президента Российской Федерации училищу было вручено Боевое Знамя нового образца. Ритуал вручения от имени Президента Российской Федерации проводил заместитель начальника инженерных войск генерал-лейтенант С. Матус. Церемонию освящения Боевого Знамени нового образца совершил Благочинный Кстовского округа Николай Быков. Продолжая тему подготовки кадров, необходимо отметить, что на базе школы прапорщиков подготовлен и произведен юбилейный, десятый, выпуск классных специалистов.
В рамках национального проекта «Жилье» на территории училища ведется строительство второго 80-квартирного жилого дома для семей военнослужащих. Его сдача в эксплуатацию позволит значительно улучшить жилищные условия многим офицерам и прапорщикам училища.
Училище находится в преддверии серьезного испытания. В июле 2009 года завершится срок действия Государственной лицензии на право преподавательской деятельности. Необходимо отметить, что в 2008 году коллектив училища провел процедуру «самообследования», а в первой половине 2009 года предстоит пройти процедуру государственной аккредитации. Кроме того, в ближайшее время возможен переход к обучению по государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования нового поколения, что влечет за собой необходимость разработки новых учебных планов и учебных программ.
В заключение хотелось бы сказать, что наше училище будет и дальше крепнуть и развиваться. Каждое новое поколение курсантов будет обучаться, опираясь на опыт предшественников и добавляя в учебный процесс что-то свое, неповторимое, значимое, творческое. А предпосылки к этому есть, ведь жизнь не стоит на месте, люди всегда будут стремиться к чему-то лучшему. Главное – верить в это и постоянно работать над собой. Всем и каждому.
Комментарии