«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь» – эти слова мудрого Конфуция современны как никогда. Поэтому сегодня урок для меня – это время, когда дети сами ищут, спорят, сопоставляют, обобщают, делают выводы – одним словом, активно действуют, а не прозябают 40 минут.
В детстве мне часто говорили: «Повторение – мать учения». Может быть, в этом и есть какая-то доля истины, но, взрослея, я все больше убеждалась, что главный помощник в обучении не повторение. Я поняла, что двигатель учения, особенно на уроках математики, – удивление. Именно оно влечет и манит, ведет детей к «полету мысли и фантазии», к открытию, к озарению. Не сухой расчет, не вереница огромных цифр, не вызубренные правила и теоремы, а удивительные задачи – вот что нужно для озарения. В математике они называются практико-ориентированными. Звучит сухо и рационально, но именно они помогают жить, мечтать, удивляться.Я, как учитель, понимаю, что душа ребенка – хрупкий сосуд, который может заполняться и добром, и злом. Учить добру, красоте, справедливости по учебникам невозможно. Нужен собственный пример красивого, доброго, уважительного и справедливого отношения к каждому ученику. Я стараюсь понять своих учеников. Знаю, что в их душах вечное борение: «Стремлюсь и не могу, знаю, но не умею себя заставить». Моя задача – помочь ученику сделать правильный выбор. В данной работе мне хочется показать связь двух предметов: математики и краеведения при проведении устного счета. Интеграция осуществляется с помощью интерактивной доски (программное обеспечение SMART NOTEBOOK 11). Цель моей работы: создать систему заданий для устного счета с элементами истории города Кирово-Чепецка, используя интерактивную доску с программным обеспечением SMART NOTEBOOK 11.Задачи: – спланировать работу по данной теме;- разработать анкету и провести опрос среди учащихся по данной теме;- узнать историю города Кирово-Чепецка;- собрать информацию о различных видах устного счета;- составить задания на основе полученных знаний;- использовать задания на уроках. Исследование интересов учащихсяУченикам пятых классов была предложена анкета:1. Какой предмет тебе нравится?2. Какие задания ты любишь выполнять на уроках математики (устные или письменные)?3. Любишь ли ты устный счет?Результаты в приложении 1.По итогам исследования были сделаны выводы:1. Учащиеся любят уроки математики и выделяют ее среди других предметов.2. Математика идеально подходит для введения новой информации.3. Лучше вводить новую информацию как элемент устного счета в начале урока, так как устные упражнения любимы учениками.Кроме того, мне кажется, что дополнительную информацию разумно вводить в начале урока, чтобы позднее не отвлекаться от основной темы – математики и повысить интерес к самому предмету.Задания для устного счета, связанные с историей г. Кирово-Чепецка1. «Шифровщик» (приложение 2).Это задание знакомит учащихся с названиями населенных пунктов, вошедших в черту города, и позволяет повторить действия с натуральными числами.2. «Памятные знаки на зданиях города» (приложение 3).Учащимся предлагается узнать о людях, прославивших наш город, и повторить все действия с обыкновенными дробями.3. «Числовые диктанты» (приложение 4).Числовые диктанты знакомят с историей г. Кирово-Чепецка и повторяют действия с десятичными дробями.4. Кроссворд «Улицы города Кирово-Чепецка» (приложение 5).Предлагается решить кроссворд, заполняя его названиями улиц. Чтобы определить название улицы, необходимо воспользоваться арифметическими подсказками (нахождение части от числа).5. Игра «Интересные факты о городе Кирово-Чепецке» (приложение 6).Учащимся предлагается в ходе «Своей игры» узнать интересные факты о жизни города Кирово-Чепецка и повторить действия с натуральными числами.Надеюсь, моя работа пригодится учителям пятых классов и разнообразит уроки. Список источников1. Прокашев В.Н. Памятники и памятные места города Кирово-Чепецка / В.Н.Прокашев. – 2008. – 70 с.2. Дорофеев Г.В. Математика. 6 класс. Часть 1: учебник / Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон. – М.: Баласс, С-инфо. – 1998. – 112 с.3. Кирово-Чепецк // История. – Режим доступа: http://www.chepetsk.ru/city/history/, свободный. 4. Фотографии предоставлены музейно-выставочным центром г. Кирово-Чепецка.Прим. ред. Полностью приложения опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/930. Елена ПЕЧЕНКИНА, учитель математики гимназии №1 города Кирово-Чепецка Кировской области
Комментарии