Я работала в трех различных больших и знаменитых детских лагерях: международном «Артеке» на берегу Черного моря, лагере для девочек «Иллахи» в Северной Каролине, США, и детском спортивно-оздоровительном лагере «Большое Приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро в Карелии. Думаю, будет интересно поделиться своими воспоминаниями – сравнить их.
«Артек»В 2007 году по стопам старшего брата я поехала поступать в вуз, расположенный на территории лагеря. Ехала с твердой уверенностью, что не поступлю, но неожиданно для себя набрала максимальное количество баллов. Так началась новая эпоха в моей жизни.Практически сразу в рамках «Школы педагогического работника» нас научили играть, танцевать, петь и рисовать. Причем лучше всего получалось у тех, кто никогда раньше ничего такого не делал.Умению работать с детьми я обучалась долго. Временами казалось, что все зря, что я попала в совершенно неподходящее место и лучше уйти, чем продолжать попытки. Да и объективные трудности были.Мы совершили огромное количество ошибок в первой половине смены, а когда уже стало ясно, что хуже быть не может, начали выравнивать накренившийся корабль. И все получилось! Самое приятное, я до сих пор общаюсь с детьми того отряда, хотя прошло уже 8 лет.Одна из ярчайших граней «Артека» – воспитание и обучение, но – такой парадокс – не столько детей, сколько вожатых, вся система направлена на развитие профессиональных и личностных качеств персонала. А постоянный контроль и отчетность обеспечивают безопасность и надлежащее исполнение программ, дабы творческая натура вожатого не толкнула его на какой-то оригинальный «подвиг» в работе. Другими словами, идет кропотливая работа администрации и опытных напарников над нашими ошибками.Но, конечно, «Артек» в СССР создавался для детей. И это то место, где ребенок может многому научиться. Научиться общаться с людьми, ценить прекрасное, работать над собой, выражать себя. Ребенок постоянно находится в большом коллективе (20-30 человек), и он может быть успешен лишь в том случае, если найдет свое комфортное место в нем. Собственно, это является и целью, и инструментом: человек хочет, чтобы его ценили, следовательно, он должен заслужить уважение к себе. Шаг за шагом подросток учится быть «приятным» для окружающих, постигает основы социально желаемого поведения. Он упражняется в умении скрывать свои слабые и темные стороны, а взамен – красиво проявлять себя. Совершать добрые поступки, говорить интересно и красиво, поддерживать друзей.«Иллахи». Макаронный бунтА вот американский лагерь, наоборот, поразил меня своей беззаботностью и отсутствием четких рамок.Во-первых, важно отметить, что это лагерь для девочек. Совершенно иная атмосфера, сняты все вопросы, связанные со сложностью взаимоотношений между полами. Девчонки наслаждаются обществом друг друга, ведут себя более естественно и не ссорятся по пустякам (из-за внимания мальчиков).Во-вторых, в «Иллахи» программа скорее развлекательная; никто не должен что-то в себе преодолевать или чему-то учиться. На протяжении всего дня у детей проходят мастер-классы – танцы, верховая езда, стрельба из лука, каноэ, теннис… Но если в «Артеке» все занятия обязательны для посещения (и в этом есть свой смысл, так как часто ребенок стесняется или просто ленится, а если уж выбора нет, то в итоге частенько он и оказывается самым увлеченным), то в «Иллахи» все занятия только по желанию участников.Признаюсь, мне не понравилось, что нет четкости, организованности, расписания. Слишком много детских капризов принимается во внимание, и отдых выглядит ленивым, «ванильным».Вот история, которая, на мой взгляд, отражает отличие этого лагеря от «Артека» с его традиционной педагогикой. Я помогала на кухне. Был ужин. Нужно отметить, что в лагере кормили очень и очень хорошо. Кроме основных блюд (а их было 2-3 на выбор) всегда на столе в свободном доступе выставлялись разные салаты, мясные рулеты, гамбургеры и т. д. Остаться голодным после посещения столовой было невозможно. На ужин были макароны. Когда раздали порции, дети стали подходить за добавкой. В какой-то момент мы поняли, что больше макарон нет, о чем и сказали детям. И вот тут все началось.Мы рассчитывали, что ребята пойдут к общему столу и выберут себе там что-то взамен макарон. Не тут-то было! Вереница из девчонок с тарелками в руках увеличивалась. Когда мы говорили слова «больше нет», они реагировали так, будто мы им сообщили о прибытии инопланетян! Напряжение нарастало, и мы с удивлением увидели, что вожатые тоже присоединились к акции! Более того, они ее возглавили. Все начали громко топать, хлопать и шуметь, в какой-то момент мы уж подумали, что наши девочки вооружатся вилками и пойдут в атаку, честное слово! Стоит ли говорить, что макароны были сварены немедленно, а вот у меня появился еще один риторический вопрос: как часто им приходилось слышать слово «нет»? Видимо, нечасто…Тем не менее я вспоминаю этот лагерь с исключительно теплыми чувствами: всегда улыбающиеся люди, отзывчивые, жизнерадостные; безумно красивая природа и, кстати, крайне бережное к ней отношение; теплые вечера и много, очень много душевных разговоров, на которые в отличие от «Артека» с его насыщенной программой всегда хватало времени.«Большое Приключение»Детский спортивно-оздоровительный лагерь «Большое Приключение» я открыла для себя летом 2014 года. Безусловно, это совершенно новый опыт и своеобразная программа.Для меня стало просто потрясением, что ребенок постоянно находится в окружении «опасных» вещей: костер, котлы с кипятком, пила и т. п. В первый раз при заготовке дров я не на шутку испугалась, ведь меня до этого учили, что первая наша задача – оберегать детей от потенциальной опасности. А здесь – топор в руках!.. Но чуть позже я поняла, что дети в этом лагере отличаются от всех остальных, которых я видела, самостоятельностью, ответственностью, выносливостью и терпеливостью. Условия и даже сама природа способствуют тому, что каждый чувствует себя здесь взрослым и способен на нечто большее, чем привык делать раньше. Впервые в жизни я столкнулась с тем, что мне не нужно развлекать, заинтересовывать, мотивировать подростков. Нужно лишь помочь им почувствовать себя нужными, а также проявить к ним уважение, которого они так заслуживают. Все остальное ребята сделают сами.Я восхищалась тем, насколько сильно стремление самих ребят к преодолению трудностей. Если в обычном лагере подросток рассчитывает на внимание к собственной персоне, он старается воспользоваться как можно большим количеством благ и всегда стремится к комфорту, то в Карелии это правило не работает. Под проливным дождем, колючим холодным ветром, палящим солнцем дети выполняют свою задачу без жалоб и лишней суеты. Ключевое слово для начинающих туристов – результат: либо он есть, либо его нет. И не важно, насколько сложны обстоятельства. Это мощная установка, которая работает в любых жизненных ситуациях, и если в повседневной жизни подростки об этом не забывают, они непобедимы.На самом деле «Большое Приключение» – волшебное место, в котором нужно быть просто самим собой. Сбрасывать с себя маски, роли, все то, что мы так старательно приобретаем в обществе, и обнажать душу. Иногда это очень сложно; к сожалению, бывает, что человек и вовсе не может этого сделать. Но если получится, то, открыв себя окружающему миру, мы начинаем дышать по-другому, полной грудью. Не важно, что вокруг нас, важно, что внутри. И вот когда эта тайна открывается подростку, начинается саморазвитие и самосовершенствование.Инструкторы в Карелии тоже довольно сильно отличаются от вожатых в других лагерях. Это взрослые люди с большим туристическим и житейским опытом, которые готовы ко всем возможным ситуациям в походе. Ведь уровень ответственности, когда ты один ведешь десять подростков в тайге, вдали от цивилизации, высочайший.Каков же вывод?Родителям, выбирающим лагерь, нужно понимать, какая программа нужна именно их ребенку и где он сможет почувствовать душевный комфорт. И не нужно силой заставлять его ехать в тот лагерь, который больше, по вашему мнению, ему подходит. Поговорите с ребенком. Начните дома строить его счастливое детство.
Комментарии