Предисловие
С сентября 1994 года в школе N 8 г. Усть-Илимска (Иркутская область) при технической и финансовой поддержке Фонда Дж. Сороса (фонд предоставил два гранта) реализуется гуманитарно-ориентированный образовательный проект “София-Плюс”. Результаты реализации проекта показали, что основные идеи, лежащие в его основе, являются жизнеспособными.
Пять лет назад модель школы была представлена на финальном фестивале Всероссийского конкурса “Авторская школа-96” и стала его лауреатом в номинации “Инновационная школа”. В течение нескольких последних лет школа является победителем федерального конкурса “Школа года”. Сам проект “София-Плюс” является лауреатом конкурса инновационных проектов, проводившегося Министерством образования России и Международным фондом “Культурная инициатива” (теперь это Институт “Открытое общество”) в рамках программы “Обновление гуманитарного образования в России”. В ноябре 1998 года школа N 8 была представлена на федеральный конкурс “Модель школы ХХI века”, который совместными усилиями проводили РАО, “Учительская газета” и школа-лаборатория N 199 (г. Москва), и стала его победителем (первое место).
Анализ затруднений по реализации программы “Интеллект” уже четыре года назад привел педагогический коллектив к переосмыслению ее задач в основной школе; понимании необходимости существенного усиления методики деятельностного подхода профессора А. Рахимова и разработки системы формирования у детей навыков критического мышления. Тем более наличие у детей этих навыков требовала программа “Ковчег”, в рамках которой разворачивалась программа гражданского образования детей.
Всем этим и обсуловливается проект “Гражданин”:
Философия проекта
Современная западноевропейская и североамериканская культура с необходимостью включает в себя развитую идеологию открытого гражданского общества. О нашей стране этого сказать нельзя. Мы только в начале пути к гражданскому обществу.
Понятие идеологии универсально. Она инструмент сознания.
Любая деятельность имеет свою идеологию. Наличие ее определяет уровень сознательного отношения к деятельности, изнутри детерминирует мотивацию.
Мировоззрение как бы разлито в духовном мире личности. Оно влияет буквально на все его устои. Оно устойчивее и инерционнее, чем идеология. Складывается как результат упражнения личности в сознательном освоении разнообразной информации, в обретении различных идеологий, в столкновениях с реальной действительностью и предметно-практической деятельностью в ней. В итоге в ее внутреннем духовном мире образуется система взглядов, идей и оценок, т.е. своеобразная линза, сквозь которую личность смотрит на мир.
Внутренними устоями мировоззрения являются убеждения, из которых образуется его каркас. И. Репин на этот счет высказался весьма образно: “Человек без убеждений – пустельга, без принципов – ничтожная никчемность”.
Основанием идеологии и мировоззрения является философия.
Если конкретизировать вышеизложенное и перевести в плоскость проблем гражданского образования, то, видимо, придется признать, что:
сегодня отсутствует более или менее эффективная “драматургия” гражданского образования в стране, т.е. приемлемая его философия, или, если угодно, методология, концептуальная база;
отсутствие достаточно проработанной и признанной большинством специалистов в области гражданского образования его философии влечет за собой слабые идеологические и мировоззренческие основания, а это в свое время порождает разнобой и разнострой “режиссуры”. То многообразие содержаний граждановедческого материала, которое мы наблюдаем в учебниках и учебных пособиях, его отбор, основано на личных взглядах и позициях их авторов;
большинство учителей общественных дисциплин не в состоянии достаточно четко вычленить содержание гражданского образования в содержании своих предметов. Отсутствие ясно сформулированных задач гражданского образования, вытекающих из его философии, ведет к тому, что учителя под термином “гражданское образование” (граждановедение) понимают все, что Бог на душу положит;
наиболее простым способом внедрения в школе гражданского образования является приобретение комплекта учебников по граждановедению (не обязательно с таким наименованием) и введение его в учебные планы. Слава Богу, сегодня они есть и к тому же в разнообразии (речь может идти о количестве). На этом задачи гражданского образования подрастающего поколения считаются решенными. Вопроса о его целях просто не возникает. Есть предмет – нет проблем!
Вот здесь и начинается сказываться отсутствие философии гражданского образования, его идеологи. Прежде всего – гражданственность не преподается, а формируется.
С. Френе писал, что гражданское образование “…не может осуществляться только на уроках путем заучивания правил или провозглашения высоких принципов. Можно быть прекрасно осведомленным о деятельности гражданских институтов и при этом оставаться на уровне жалкого обывателя, который не в состоянии достойно исполнить ни одну из своих гражданских обязанностей”.
Целью преподавания граждановедческих дисциплин (граждановедения) должны быть знания о ценностях демократического общества и правовая культура. При этом необходимо иметь в виду, что граждановедческое знание является знанием гуманитарным, а гуманитарное знание – знание прежде всего ценностное. Ценностное познание – вполне самостоятельный тип познания, ничуть не менее важный для человека, чем познание теоретическое, понятийное. Еще раз вспомним хотя бы тот факт, что понимание, знание сами по себе социальной (в том числе и гражданской) позиции человека не определяют. Позиция и поведение определяются отношением к жизни, обществу, людям, тем, во имя чего человек живет, какие чувства и настроения у него вызывают те или иные явления.
Мир для человека – это не сумма объективных его качеств, и сам он не является самим собой без мира духовных и нравственно-гражданских ценностей, идеалов.
Говоря другими словами, на фоне прошлых социальных иллюзий, проросших в наше сознание, необходимо создать мир других ценностей и идеалов.
Перед граждановедами стоит цель – формирование в душах своих учеников идеала открытого гражданского общества, это их миссия.
Идеал открытого гражданского общества выполняет функции направленности, ориентира, способа и характера поведения школьника.
Этот идеал выступает контуром новой социальной деятельности, нового целеполагания и впоследствии способен (должен быть способен!) определять путь движения. Он устремлен в будущее, и МЫ за него в ответе.
Но идеал гражданского общества в России останется пустой абстракцией, если он не предусматривает возможностей и средств своей реализации (участие в выборах и т.д.). Следовательно, знания, полученные на уроках граждановедения, необходимы человеку, чтобы ЖИТЬ и ДЕЙСТВОВАТЬ в этом мире.
Гражданское образование призвано не только научить учащихся обращать внимание на социальную среду, в которой они живут, но и определять социально-политические и социально-экономические проблемы текущего момента. В первую очередь это относится к ближней среде жизнедеятельности: школа, микрорайон, район, город. Л. Выготский утверждал, что нечто в ребенке появляется дважды: сначала в его внешнем мире, а затем во внутреннем. Еще более конкретно звучит мысль М. Бахтина: “Задача заключается в том, чтобы внешнюю среду, воздействующую механически на личность, заставить заговорить, т.е. раскрыть в ней потенциальное слово и тон, превратить ее в смысловой контекст мыслящей, говорящей и поступающей, в том числе и “творящей” личности”.
Выпускники школы должны владеть элементарными методами социально-политического анализа, и у них должно быть сформировано критическое мышление!
Развитие его является общепризнанной в западноевропейской и американской педагогике образовательной целью, потому что опора демократического общества – это способность граждан принимать обдуманные решения на основе критического анализа ситуации.
Нам представляется, что в школе стержнем развития интеллектуальных умений учеников должно стать критическое мышление.
Свою точку зрения ученик должен найти в диапазоне других точек зрения или выработать. Становление собственной точки зрения возможно на основании погружения в реальную практику социально-политических и экономических преобразований.
Социальная активность и практическая деятельность в реалиях окружающей среды представляет третью сторону гражданского образования.
Социальная активность личности воспитывается в процессе освоения социального опыта и отношений, сложившихся в обществе, путем усвоения многообразия социальных ролей, социального опыта других детей, школьники осознают свое место и роль в системе общественных отношений, самоопределяются и самоутверждаются как граждане, вырабатывают свою точку зрения на те или иные социально-политические проблемы.
Таким образом, можно определить еще одну цель гражданского образования: осознание учащимися личной значимости и ответственности за то, что происходит в окружающем мире. Это должно повлечь за собой взвешенный общественный выбор, определение собственной позиции и гражданское действие (участие).
В рамках разработанной стратегии гражданского образования школьников можно выделить четыре основных вида социальной активности: познавательную, трудовую, общественную и экологическую. Каждая из них имеет свою специфику и свои формы реализации и составляет основания проекта.
Если будет позитивно решена триединая задача гражданского образования, то можно будет говорить о реализации задач проекта, т.е. задачи формирования гражданского мировоззрения школьников. Его структурообразующими компонентами являются:
1. Признание самоценности человеческой жизни и здоровья, отношение к каждой личности как суверену.
2. Соблюдение общечеловеческих нравственных норм, незыблемость демократических прав и свобод.
3. Законопочитание и законопослушание, охранительное отношение к закону.
4. Бережливое обращение с природой и ее животным миром, активная экологическая деятельность.
5. Постоянное стремление к овладению социально-политическими знаниями, укрепление своих умений в их разумном и взвешенном применении.
6. Развитое критическое мышление.
7. Целеустремленность в своем личностном самоутверждении, вера в себя и в людей, в идеалы демократического общества, жизненный оптимизм.
И как результат – вовлеченность школьников, особенно старшеклассников, в процесс становления демократического гражданского общества в нашей стране.
Цели и задачи проекта
Цели и задачи проекта вытекают из его философии и в предыдущем разделе уже сформированы. Здесь мы их лишь выделим. Цель: создать систему гражданского образования, которая позволит решать следующие задачи. Формирование в сознании школьников идеала открытого гражданского общества как цели общественной активности. Развитие критического мышления как основного инструмента анализа социально-политической реальности, выявление точек ее разрыва с идеалом. Социальная активность и практическая деятельность школьников в реалиях окружающей среды.
Процесс реализации проекта
Процесс реализации проекта предполагает работу в трех направлениях:
1. Изменение содержания дисциплин обществоведческого цикла с целью вычленения содержания гражданского образования и приведения его в систему (сегодня там “винегрет”).
2. Разработка и внедрение в учебный процесс сквозного (с 5-го по 11-й классы) курса по формированию и развитию критического и творческого мышления.
3. Организация и стимулирование социальной активности детей.
По каждому из отмеченных направлений предусмотрен целый комплекс мероприятий. Следует отметить, что в школе существует механизм социальной адаптации учащихся: от социально-педагогической службы до парламента школьной республики и президента. Социокультурная и образовательная среда развита до уровня, который позволяет реализовать проект. Высококвалифицированный педагогический коллектив.
Мы отметим лишь самые главные работы по каждому из направлений.
1. Предполагает проведение четырех ОДИ. Основным методом организации ОДИ будет метод “моделирования понятий”. Все основные понятия гражданского образования будут формулироваться участниками игры. По результатам обсуждения и осмысливания того или иного понятия будет строиться его модель. Общее понятие “содержание гражданского образования” будет строиться каждым из участников ОДИ на основе своей предметной педагогической деятельности. В ОДИ принимают участие учителя-обществоведы, социальные педагоги, психологи, администрация, т.е. все те, кто так или иначе связан с гражданским образованием. Таким образом, мы предполагаем выстроить систему понятий гражданского образования и разобраться – кто и что преподает или делает, привести их в систему. Естественно, будут “круглые столы” и т.д.
2. Работа по формированию и развитию критического и творческого мышления ведется по трем направлениям:
смещение содержания учебных дисциплин в сторону историко-культурного подхода;
в образовательном процессе историко-культурный подход реализуется путем включения в содержание учебных предметов истории соответственных наук, т.е. ученик в процессе учения общается не просто с знанием, но с знанием “вместе со своим становлением” (Гегель), развивающимся знанием;
организация специальных учебных курсов (тренингов) развития критического и творческого мышления.
В 5-х классах в учебный план введен курс уроков развития творческого мышления. В 6-х он трансформируется в курс “Введение в основы логики”. В 7-х курс “Введение в основы логики” переходит в “Эристический практикум”.
“Эристический практикум” призван обучить детей: а) определять (опознавать аргументы); б) анализировать аргументы; в) оценивать аргументы. В основаниях этого практикума лежит теория доказательства и опровержения. В 10-х классах в учебный план вводится предмет “Логика” (формальная логика с элементами диалектической). Завершает учебный цикл курс “Теория познания”. Этот курс не является курсом по гносеологии, хотя, естественно, элементы гносеологии в нем присутствуют. Его цель состоит не столько в приобщении учащихся к новым знаниям, сколько в оказании им помощи лучше понять то, что они уже изучали, обобщить полученные в школе знания. Этот своеобразный курс – рефлексия, и он ориентирован на:
1. Осмысление старшеклассниками разных систем знаний: а) математики, б) естественных наук, в) гуманитарных наук, г) истории.
2. Определение критерия истинности в этих системах знаний и влияния на них политических и моральных установок.
3. Соответствующее “растворение” обучения навыкам критического и творческого мышления в содержании обычных учебных дисциплин, т.е. предметно-содержательном контексте.
Для более полного представления о содержании работы по развитию у детей навыков критического и творческого мышления мы представляем общий план курса “Введение в основы логики”, который ведется в 6-х классах. Курс рассчитан на 34 учебных часа и состоит из двух основных частей и введения в предмет. Первая часть курса – “Основные логические операции, используемые при формировании понятий”, вторая – “Понятие”.
Введение предлагает знакомство детей с логикой как средством познания объективного мира и призвано помочь разобраться, каким образом происходит процесс познания мира.
Первая часть курса посвящена ознакомлению и отработке умения осуществлять основные логические операции, используемые при формировании понятий: сравнение, обобщение, анализ, абстрагирование. В этой части курса дети учатся анализировать существующие отношения между заданными понятиями, такие, как часть – целое, общее – частное, порядок следования, причина – следствие, функциональные отношения, синонимы, антонимы.
Вторая часть курса знакомит учащихся с понятием как формой абстрактного мышления и основными логическими операциями над понятиями: определением понятия через род и видовое отличие, различными видами деления понятия, ограничением и обобщением понятий.
Учебный курс ориентирован на изучение элементов формальной логики на материале школьных дисциплин с целью применения школьниками навыков логического мышления в процессе изучения других предметов школьного курса.
В связи с этим учебный курс предполагает проведение интегрированных занятий совместно с преподавателями других учебных дисциплин. Годовая зачетная работа курса дана на материале биологии.
4. Внеклассная и внешкольная работа.
Она включает не только традиционные формы, но и экологическую работу по сохранению тайги, социальную переписку и т.д. и т.п.
Этапы работы
Школа работает в стабильном опытно-экспериментальном режиме, а так как предлагаемый проект вытекает из общей направленности этой работы, то он, естественно, попадает в общий ритм.
Горизонт планирования реализации проекта – 2005 год. К этому времени будет подготовлен и проведен последний курс по развитию критического мышления и обобщены результаты экспериментальной работы.
Владимир ОЛИЙНИК,
заместитель директора школы N 8
Усть-Илимск
Комментарии