Астраханская область – одна из самых толерантных. И это благодаря тому, что национальным отношениям у нас уделялось большое внимание. Сегодня национальный состав города и области очень пестрый. И поэтому воспитание толерантности является важным и актуальным. В нашем колледже обучаются 1428 студентов, это представители 25 национальностей. Большинство составляют русские – 43,7%, казахи – 27,9%, татары – 10,8%, остальные – это представители таких национальностей, как ногайцы, калмыки, аварцы, лезгины и азербайджанцы, и т.д.
Члены кружка «Социс» провели социологические исследования национальных отношений среди студентов колледжа.
Было опрошено 199 студентов. В основном это третьекурсники. Результаты позволяют сделать вывод о сформированности этнического самосознания: все студенты знают свою национальность. А на подсказку в социологической анкете: «Я никогда не забываю про свою национальность» 162 студента (81,4%) ответили – да, и только 37 (18,6%) – нет. Большинство считают, что после распада СССР изменились отношения представителей разных наций и народов друг к другу. 130 человек (65,3%), отмечают ухудшение отношений, рост национализма, нарастание национальной напряженности. Вместе с тем почти все имеют друзей среди представителей других наций и народов. Среди причин, порождающих межнациональную напряженность, называют: неуважительное отношение к национальностей культуре – 87 (43,7%) респондентов; неспособность центральной власти стабилизировать обстановку – 83 (41,7%); бессилие местных властей – 56 (28,1%); ухудшение экономической ситуации – 45 (22,6%); просчеты национальной политики – 26 (13,1%).
На первом месте среди всех причин стоят: неуважение к национальной культуре и неспособность центральной власти стабилизировать обстановку.
Многие студенты были свидетелями или участниками столкновений на национальной почве. Мы не уточняли, сколько было участников или только свидетелей – поэтому цифра настораживает. Скорее всего больше свидетелей, чем участников. Но 72 человека (36,2%) готовы к участию в конфликтах, хотя 85 (42,7%) – нет. И именно 36,2% студентов ощущали агрессивное отношение к себе других людей только потому, что они являются представителями другой нации.
На вопрос «Чувствуете ли вы в настоящее время враждебность к себе со стороны людей других национальностей?» студенты отвечают, что испытывают очень часто – 3,50%, довольно часто – 4%, редко – 40,2%, никогда – 35,7%.
Настораживает и такой факт, что, по признанию студентов, и сами они испытывают чувство неприязни к лицам другой национальности.
85 студентов (41,1%) поддерживают идею «Россия – для русских», этот факт обращает на себя внимание, так как среди опрошенных 84 человека – это русские и только 35 студентов оценили эту идею как «настоящий фашизм». Поддерживаете ли вы идею «Россия – для русских»? Да – 12,10%, частично – 31%, не поддерживаю – 38,9%, это «настоящий фашизм» – 18%.
Впечатляет картина этнических фобий среди русского большинства при анализе ответа на вопрос «Представляют ли угрозу для безопасности России, проживающие в ней нерусские?». 57,3% опрошенных ощущают эту угрозу как «большую» или хотя бы «некоторую».
Представляют ли угрозу для безопасности России проживающие в ней нерусские? Ощущаю большую угрозу – 9%, некоторую угрозу – 48,2%, никакой угрозы не ощущаю – 39,7%.
Что же касается взаимоотношений в студенческих группах, то национальных конфликтов «не бывает» ответили 140 (70,3%) студентов, «никогда» – 26 (13,1%) и лишь 30 (15,1%) студентов ответили «да, и очень часто», не ответили – 3 (1,5%).
Анализ ответов на вопросы социологического опроса позволяет сделать выводы:
во-первых, в группах преобладает бесконфликтная ситуация, но 1/6 часть студентов отмечает наличие конфликтов на национальной почве;
во-вторых, в прошлом 1/3 часть студентов ощущали агрессивное отношение к себе со стороны представителей других народов, в настоящее время враждебность снизилась, ее испытывают по отношению к себе «очень часто» и «довольно часто» только 1/14 часть студентов;
в-третьих, 2/3 студентов отмечают ухудшение национальных отношений и 44,7% не знают, как эту проблему решить.
Среди причин, порождающих межнациональную напряженность, называют в первую очередь неуважительное отношение к национальной культуре, обычаям, языкам.
Мы сделали вывод, что необходимо воспитывать у студентов чувство толерантности на занятиях и во внеаудиторной работе, посвятить внеаудиторные мероприятия и классные часы знакомству с национальными традициями, обычаями, культурой различных народов и наций. В настоящее время мы занимаемся разработкой программы физического, нравственного и психического воспитания студентов нашего колледжа. Частью ее станет раздел «Воспитание культуры национальных отношений».
Решение этой задачи мы тесно связываем с реализацией программы «Толерантность», которая является частью системы гражданского образования, существующей в настоящее время в нашей стране. Гражданское воспитание является важным направлением в работе педагогического коллектива нашего колледжа. Ведется работа при тесном сотрудничестве с Центром гражданского образования и информационного обеспечения, а также кафедрой социально-политических дисциплин Астраханского областного института усовершенствования учителей.
Н.ШЕВЧЕНКО, В.ШИШКИНА
Астрахань
Комментарии