search
main
0

Жирная двойка эквивалентна сердечному приступу, или Как сделать образование безопасным

Институт возрастной физиологии Российской академии образования провел исследование: какие заболевания наиболее характерны для школьного возраста и какова динамика их развития. Изыскания проводились в 540 школах 29 регионов России. Каковы результаты? От первого к одиннадцатому классу в два раза возрастает число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, органов зрения и слуха, в пять раз – эндокринной системы. Рейтинговая оценка хронических заболеваний показала, что на первое место в первом классе выдвигается кариес, а в одиннадцатом – нарушения опорно-двигательного аппарата.

Думаю, что не открою Америку, если назову образовательную деятельность потенциально опасной для здоровья. Об этом много говорилось на заседаниях и конференциях с весьма убедительными названиями: “Гигиенические проблемы образования и воспитания детей и подростков” (Москва), “Новые технологии и содержание образования” (Рязань)… Однако целью медиков и педагогов должна быть не констатация факта: во сколько раз ухудшается состояние зубов школьников по мере вгрызания в гранит науки, а поиск возможных путей их сохранения. При такой постановке вопроса на первый план выходят здоровьесберегающие технологии.
В медицинской литературе можно найти несколько определений этого понятия. Приведу одно из них: “Здоровьесберегающие технологии – это приемы, методы, способы решения образовательных и воспитательных задач, методика воспитания устойчивого интереса к здоровому образу жизни, которая должна являться основой базисных учебных планов”. Теперь, когда теоретическая база подведена, можно и даже нужно перейти к практике и проанализировать опыт нескольких российских школ, для которых здоровьесберегающий фактор давно перестал быть чем-то вроде необязательного факультатива.
Как бороться с перегрузкой? В школах Калужской области проводится эксперимент по разгрузке учебной программы, предложенный доктором филологических наук Александром Малышевским. Почти всегда проще создать что-то заново, чем реанимировать старое. Именно этот принцип взят на вооружение калужскими реформаторами: не сокращать уже существующие школьные курсы, а создать новые, принципиально отличающиеся от прежних. Возьмем, к примеру, букварь. Что, если букву “А” изучать не в классе за партой, а на улице? В Чубаровской школе так и сделали. Получилось весьма удачное совмещение приятного с полезным, когда первоклассники бо’льшую часть дня проводят на свежем воздухе (благо школа находится в сельской местности).
Можно ли обойтись в первом классе без послогового чтения? Экспериментально доказано, что научиться читать можно и минуя этот промежуточный этап. Разработан весьма оригинальный метод, благодаря которому первоклашки повторяют за учителем текст про себя, и этот процесс органично выливается в чтение вслух без послогового. Подобный метод трудно было бы отнести к разряду здоровьесберегающих, если бы не одно обстоятельство: за счет него удалось на 35 процентов сократить учебную нагрузку!
Новые программы требуют новых учебников. А это, как вы понимаете, достаточно дорогое удовольствие. Благо, администрация Калужской области взяла на себя финансовые заботы. Таким образом на свет появились новый букварь “Русская словесность для начальной школы”, учебник по природоведению “Мир вокруг нас” и другие пособия по математике и русскому языку для первого – третьего классов.
Было бы странно, если бы эксперимент ограничился только начальной школой. Ведь ее перегруженность ничтожна по сравнению со старшими классами. Возникла идея преподавания “чистых” предметов. Что это такое? Как известно, школьные дисциплины имеют перекрывающиеся области: география, например, соприкасается с физикой, физика – с химией и т.д. Если очистить предмет от смежных знаний, можно значительно сократить время на его изучение – до 20 процентов.
Здесь позволю себе не согласиться с авторами эксперимента. Как же быть с межпредметными связями, с общими законами, благодаря которым строится логическое мышление ребенка? В таком случае придется вводить “чистый” предмет – логику. Но, согласитесь, это нонсенс…
Должен заметить, что к проблеме перегрузки в разных школах относятся по-разному. В городе Железногорске Красноярского края, например, не видят прямой зависимости между утомляемостью и протяженностью учебного дня.
Перегрузка перегрузке рознь, считают там. Если в “девятиэтажном” расписании базовые предметы “разбавлены” уроками бальных танцев, фехтования, сольфеджио – такой режим не утомляет, а только стимулирует активность.
Правда, здесь есть одно “но”. Существуют санитарные правила и нормы (СанПиН), предъявляющие достаточно жесткие требования к режиму учебного процесса. Они, в частности, запрещают нагружать школьников более чем шестью уроками в день.
Замечу также, что в будущем учебном году планируется принять новую редакцию СанПиНа, в которой будет пункт 2.9.1: “Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся”. Нагрузка весьма жестко регламентируется таблицей. Но, согласитесь, представить себе лицей или гимназию, которые могли бы уложиться в столь узкие “табличные” рамки, практически невозможно.
– Любые новые технологии обучения следует оценивать прежде всего по реакции детей на них: увеличивается или уменьшается утомляемость, нервозность, заболеваемость, – считает Наталья Куинджи, сотрудник Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков. – В том случае, если новая методика дает положительный результат по всем перечисленным параметрам, ее можно сертифицировать.
В самом деле, не следует формально подходить к оценке той или иной образовательной программы. В конце концов важно не то, сколько уроков в школьном расписании, а то, как это расписание построено. Думаю, медики согласны с подобной постановкой вопроса. Правда, в этом случае у них возникнет немало проблем с исполнением статьи 2.9 уже упомянутого СанПиНа, в которой говорится: “В соответствии с Федеральным законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” программы, методики и режимы воспитания и обучения допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным нормам”. Замечу, что во время обсуждения проекта СанПиНа, который, как я уже говорил, планируется ввести в новом учебном году, именно этот пункт вызвал разногласия между Минобразованием и Минздравом. Министерство образования предложило сформулировать его более лояльно по отношению к образовательным учреждениям. Тем более что нет отлаженного механизма экспертизы учебных программ. Согласитесь: одно дело дать заключение, сосчитав часы учебной нагрузки методом суммирования, и совсем другое – исследовать воздействие той или иной учебной программы на здоровье ребенка методом Громбаха.
Марина Степанова, зав. отделом обучения и воспитания Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, предлагает ввести четырехступенчатую экспертизу образовательных программ и педагогических технологий:
– На первом этапе соискатель санитарно-эпидемиологического заключения – автор учебной программы – должен представить ее описание, а также результаты педагогической экспертизы: наличие грифа органов управления образованием (рекомендовано, одобрено, допущено) на пособия и учебники.
На втором этапе проводится гигиеническая экспертиза образовательного учреждения, в котором внедряется новая программа. Оценивается учебный процесс: объем дневной нагрузки, режим дня, успеваемость, а также параметры микроклимата учебных помещений: температура, освещенность, технические средства обучения.
На третьем, самом главном этапе экспертизы исследуется состояние здоровья школьников по следующим параметрам: динамика умственной работоспособности в течение учебного дня, функционирование сердечно-сосудистой и центральной нервной системы, психоэмоциональное состояние, зрительная работоспособность. Характеристика состояния здоровья детей строится по результатам медицинских осмотров.
Заключительный этап экспертизы включает собственно оформление протокола о соответствии педагогической технологии гигиеническим требованиям, а также предложения о том, как устранить обнаруженные недостатки. Если они есть, конечно…
Думаю, что вторая часть четвертого этапа особенно ценна, поскольку изобретений без недостатков не бывает, и чем раньше они будут устранены, тем лучше. В особенности если учесть, что речь идет о детях.
Один пример. В школах Сыктывкара проводился эксперимент: занятия шли в режиме повышенного двигательного компонента. Было увеличено количество уроков физкультуры, проводились физкультминутки и т.д. В результате снизилось количество сердечно-сосудистых заболеваний среди школьников, однако показатели работоспособности не улучшились. Причина: экспериментальный режим оказался перенасыщен двигательным компонентом.
По результатам исследований Института возрастной физиологии РАО можно составить некий эталон здоровьесберегающего образовательного учреждения. Итак, к чему же должны стремиться отечественные школы, дабы учащиеся не оставляли в них 30 процентов здоровья? Во-первых, диспансеризация и профилактические прививки не реже двух раз в год. Во-вторых, регулярные оздоровительные мероприятия: дни здоровья, турпоходы, выезд в спортлагеря, проведение спортивных праздников и соревнований. В-третьих, просветительская работа: беседы о здоровье с детьми и родителями, выпуск санбюллетеней… Невольно вырисовывается в памяти милый сердцу образ школы восьмидесятых годов (мне посчастливилось получить среднее образование до экономического кризиса). Были у нас и турпоходы, и просветительские беседы, и соревнования, в которых мы “отстаивали честь школы”. Кстати, эта формулировка здорово мобилизовала: пробежать эстафету не просто так, а за честь школы. Воспитание в духе патриотизма…
Нет никаких сомнений, что ученик бо’льшую часть времени в школе проводит в состоянии стресса. Например, двойка, поставленная красными чернилами, эквивалентна сердечному приступу. Так считают невропатологи. Остается только порадоваться, что пожилые люди не учатся в школе. Так вот, какой бы совершенной ни была методика обучения и как бы часто ни вводились внутрь ребенка профилактические прививки, его состояние во многом зависит от школьной среды. Масса факторов ее характеризуют, однако на уроке преобладает один. Я имею в виду взаимоотношения учителя и ученика. Точнее – на какой основе они строятся: авторитарности или сотрудничества. Авторитарный режим сам по себе утомителен для ребенка, поскольку держит его в состоянии стресса. Никакая наука в голову не полезет, когда мысли только об одном: как бы с наименьшими потерями дождаться конца урока. И наоборот, взаимопонимание развивает высокую познавательную мотивацию.
…У нас была учительница географии – Ирина Никаноровна. Говорили, что она преподавала еще до революции. Обращалась к нам на “вы” и никогда не повышала голос. К сожалению, она успела прочитать нам лишь один курс – “География материков”. Он запомнился мне на всю жизнь как одно длинное и чрезвычайно интересное кругосветное путешествие. Своими рассказами учительница уводила нас в африканскую саванну или североамериканские Кордильеры и оставляла там среди гигантских секвой, скал и каньонов… Даже звонок с урока не сразу возвращал нас в тесный класс.

Дмитрий ЕГОРОВ

Статфакт

Учебные заведения ранжируются по трем уровням оснащенности здоровьесберегающим оборудованием: высокий (имеются медицинский и зубоврачебный кабинеты, а также полный комплект основного оборудования для занятий спортом, включая бассейн); средний (медицинский кабинет, спортзал, тренажерный комплекс и школьный стадион); низкий.
По данным Института возрастной физиологии РАО, 29 процентов школ страны оснащены здоровьесберегающим оборудованием на высоком уровне, 70 процентов – на среднем. (Статистическое исследование проводилось в 573 школах 29 регионов России).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте