Прежде всего предложить ребятам поразмышлять о том, что такое государство. Попросим дать определение:
Государство – это…
Государство – это я.
Государство – это мы.
Государство – это я и мы.
Государство – это мы все.
Что такое государство?
Мы пришли на урок. У нас всего одно слово. И слово это – “государство”. Напишем его на доске и попросим ребят придумать из данных букв слова. Работаем вместе, записывая эти слова на доске. Затем оставим лишь те, что, на взгляд учащихся, необходимы в нашем государстве. И естественно, дадим их лексическое толкование.
Работа закипела. Ребята назвали слова: cуд, дар, сода, товар, досуг, удар, вор, ров, рост, дорога, ворота, стадо, Ростов, отвар, город, удар, диво, рота, оса, судорога, творог, овраг, родство, говор, руда, роса, овод, трос, стог и многие другие…
А какие из них важны, необходимы в государстве?
ГОРОД – меньшая часть страны, где живут и работают люди.
РУДА – полезное ископаемое, из которого делают металл.
ДОРОГА – место, по которому ходят люди. Дорога, по которой идет наша страна Россия к прогрессу.
РОТА – определенное количество солдат.
РОСТ- движение чего-либо, его развитие.
СУД – государственное учреждение, которое разрешает споры и проблемы в соответствии с законом;
– место, где осуждают преступников;
– место, где решаются споры и проблемы в соответствии с законом.
ТОВАР – любая вещь, которую можно продать;
– вещь или продукт, что продается в магазине, на рынке и т.д. Он бывает качественный и поддельный. Подделка преследуется по закону.
ГУСАР – офицер царской армии;
– человек из позапрошлого столетия, военный.
ВОДА – это напиток природы.
ДАР – то, что дается людям, сила, которую дал Бог, талант, который дается человеку, преимущество перед людьми.
РОДСТВО – семейная группа, связанная почти одним мнением, родственники – люди одной крови.
Кто же может жить в государстве?
Откроем русские народные сказки.
Помните, в некотором царстве, в некотором государстве…
“жил-был царь с царицей, у них был сын Иван-царевич…”;
“жил-был царь с царицей, и была у них одна дочь, Марья-царевна”. (“Буренушка”);
“жил-был царь…” (“Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст, усы на семь верст”);
“жил-был Иван-царевич…” (“Марья Моревна”);
“жил-был старик со старухою… (“Волшебное кольцо”);
“жил-был солдат…” (“Окаменелое царство”);
“жил купец с купчихою…” (“Оклеветанная купеческая дочь”);
“жил-был матрос…” (“Морока”);
“жил-был мужик, у него было два сына”… (“Солдат и царь в лесу”).
А вот сказка “Несмеяна-царевна”: “Как подумаешь, куда велик Божий свет! Живут в нем люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их призирает и рассуждает господь. Живут роскошные – и празднуют горемычные – и трудятся: каждому своя доля!”
А кто сегодня населяет государство? Возьмем для работы стихотворение Романа Сефа “Необычный пешеход” (“Ключ от сказки”).
Необычный пешеход
Кто по улице идет?
Необычный пешеход.
У него пятьсот имен:
На заводе слесарь он.
В яслях он –
Родитель,
В кинотеатре –
Зритель.
А пришел
На стадион –
И уже болельщик он.
Он кому-то
Сын и внук,
Для кого-то
Близкий друг.
Он мечтатель
В дне весны,
Он военный
В час войны.
И всегда, везде и всюду
ГРАЖДАНИН
СВОЕЙ СТРАНЫ.
А кто такой гражданин?
– Человек, который имеет права, защитник Родины, умный, культурный, справедливый, работающий. (Юлия В.).
– Имеет гражданство и стоит за Родину. (Владимир Ц.)
– Любящий Родину человек. (Виталий Ф.)
– Человек, который любит Родину, получивший паспорт, соблюдающий законы Российской Федерации. (Алексей С.)
– Справедливый, культурный человек, который имеет права, защитник Родины. (Маша П.)
– Тот, кто не предает свою Родину. (Антон И.)
Какой сегодня вы видите Россию?
Владимир Ц: Наша страна выглядит ужасно. Чиновники присваивают миллионы. Много безработных. Улицы грязные. Растет преступность. Но в России есть люди, которые могут это предотвратить.
Анна И.: В нашей стране период ссор и раздоров. Гибнет природа.
Ангелина: Я ее вижу не очень справедливой, недостаточно честной, не демократичной.
Ольга: В ней много насилия, грабежей. Растет число наркоманов. Жестокость.
Мария: Страна бедная.
Полина: Я вижу нашу страну сегодня очень справедливой, честной.
Юлия: Нормальная страна. Жить можно.
Семен: Все богатства разграбили. Народ бедствует.
Владимир Л.: Страна начала процветать. Сегодня в нашей стране потеплело, и начал таять лед. А какой должна быть наша страна? Хочу видеть страну честной, чтобы никого не обманывали.
Юлия О.: Дружной, справедливой.
Семен: Разумной.
Ксения: Добропорядочной.
Елена: Все люди должны соблюдать порядок.
Полина: Необходимо всем соблюдать законы.
Ангелина: Наша страна не должна затевать войн.
Анна: Страна должна быть дружной, а народ счастливым.
Благодаря замечательному итальянскому сказочнику Джанни Родари отправимся в путешествие по странам. В этом нам поможет книга “Сказки по телефону”.
“Страна, где нет ничего острого”
В этой стране оказался любящий путешествовать Джованнино-Бездельник. Здесь дома строили без углов – они были круглые; вдоль дороги тянулась живая изгородь из кустов роз. Шипы роз не колются. Цветы тут нельзя было рвать. Наказание – штраф. Если человек не знал о запрете, он платил половину штрафа. А штраф представлял собой несколько пощечин стражнику. В этой стране обходились даже без гвоздей, ведь они острые. Их заменяли клеем.
Насчет закона о пощечинах стражник говорит следующее: “Это настолько несправедливо и ужасно, что люди, чтобы не давать пощечин ни в чем не повинным стражникам, просто не делают ничего такого, что запрещается законом и за что нужно брать штраф”. Совершивший правонарушение Джованни не может ударить ни в чем не повинного человека, поэтому покидает страну, где нет ничего острого. “Однако он до сих пор все еще мечтает вернуться туда, чтобы жить по самым вежливым законам на свете, среди самых воспитанных людей в домике, где нет ничего острого”.
Вам тоже хочется жить в такой стране?
Считаете ли вы, что в этой стране, где нет ничего острого, живут по самым вежливым законам на свете? Что жители здешние – самые воспитанные люди? Как вы относитесь к тому, что люди, совершившие какой-то нехороший поступок, должны ударить стражника по лицу? Объясните свою точку зрения.
“Страна, где все слова
начинаются с “не”
Заядлый путешественник Джованнино-Бездельник знакомится с особенностями этой прелестной страны. Здесь есть неножик, невешалка, нефотоаппарат. А самое главное – непушка, которая служит для того, чтобы прекращать войну. “Даже ребенок может управлять ею, – рассказывает путешественнику горожанин, отдыхающий в тени под деревом. – Если вдруг начинается война, мы сразу же трубим в нетрубу, стреляем из непушки, и война тотчас же прекращается”.
Понравилась ли вам эта страна? Что не пришлось по душе?
Появилось ли у вас желание пожить в этой стране? Почему?
“Страна, где все люди сделаны
из масла”
Джованнино-Бездельнику удается поговорить с королем страны, где все люди сделаны из масла. Тот говорит, что, если вдруг выглянет солнце, он тут же отдаст приказ солдатам посадить (светило) в тюрьму. На солнце люди в той стране таяли, им приходилось все время укрываться в тени и прятаться в прохладе. Жили они не в домах, а в огромных холодильниках.
Что вы можете сказать в защиту солнца? Ваше мнение об этой стране.
“Страна, где живут одни собаки”
Эта страна состояла из девяноста девяти домиков. За каждым забором жила собака. От непрестанного собачьего лая жители этой страны постепенно оглохли, разучились говорить, а затем стали лаять, как собаки.
Герой сказки Джованнино-Бездельник дает совет главному городскому начальнику, как излечиться от этой болезни: “Прежде всего прикажите уничтожить все заборы – сады отлично будут цвести и без них. Во-вторых, отправьте всех собак на охоту – они развлекутся немного и станут добрее. В-третьих, устройте большой бал, и после первого же вальса все жители снова научатся говорить по-человечески”. Но начальник не внял совету нашего путешественника.
Жители продолжают лаять и сегодня.
Как вы думаете, действительно помог бы Джованнино жителям этой самой маленькой страны, если б они прислушались к его советам?
А что бы вы подсказали? Когда такое может произойти в стране? Не является ли эта сказка предостережением?
Придумайте свою страну, в которой вам хотелось бы побывать. Объясните, почему.
Дмитрий П.: Страна, где нет взрослых, где можно делать все что угодно. И никто не будет ругать.
Татьяна Г.: Страна Добра. Там нет зла, убийств, краж, насилия, наркотиков.
Екатерина Р.: Страна, где есть очень много сладкого.
Светлана С.: Волшебная страна, потому что в ней много необычного, интересного.
Юлия В.: Страна, где все сделано из бананов, шоколада, мандаринов, газировки, арбузов, дынь. Люблю все вкусное.
Константин У.: Я хотел бы побывать в стране, где нет злых людей. Ведь там на улицах нет пьяных, драк, никто ни с кем не спорит, все согласны друг с другом.
А легко ли управлять государством?
Откроем сказку Эдуарда Успенского “Вниз по волшебной реке”.
Царю Макару и боярам говорят, что в царстве все хорошо. Беда никакая не грозит, а имеются целых две неприятности: первая – объявился сбежавший из-под стражи и уже ограбивший двух купцов Соловей-разбойник, и вторая – купец Сыромятников, отведя рукав от Молочной речки к себе на огород, поливает молоком капусту, загрязняя этим речку.
Что же предпринять?
Как бы вы поступили?
А вот совет, который дает Василиса Премудрая. К ней посылали мальчика “в новеньких красных полусапожках”.
“Запыхавшись, мальчик прибежал обратно:
– Она говорит, надо картинки по деревням пустить. Мол, сбежал Соловей-разбойник. Лет ему столько-то. Кто поймает, тому награда – полбочонка серебра. Его мужики сразу и выловят”.
Но где взять серебро? Снова мальчик направляется к Василисе Премудрой. “Через пять минут он доложил царю:
– Она говорит, с купца надо полбочонка серебра взять! Сразу тот купец поумнеет.
– А что? Дело она говорит! – закричал боярин Морозов. – Серебро то и дадим за Соловья-разбойника. Тому, кто его выловит”.
Согласны ли вы с Василисой Премудрой?
Можно ли сказать, что Соловей-разбойник и купец Сыромятников нарушили закон?
А теперь отправимся в путешествие в страну, где жил один король. Он любил издавать указы. Представим, что он написал: “Приказываю…” Продолжим запись:
– чтобы в стране не было убийств,
– раздать всем немного денег из царской казны,
– прекратить все войны,
– добросовестно выполнять любую работу,
– все споры решать мирно,
– всех людей лечить бесплатно,
– понизить все налоги в два раза,
– помогать друг другу в беде,
– всем мужчинам защищать Родину,
– всем работодателям вовремя платить деньги,
– не попрошайничать, а честно работать,
– чтобы люди занимались спортом,
– охранять окружающую среду,
– не загрязнять реки, моря, озера,
– всем богатым помогать бедным,
– создать приют для беспризорников,
– обеспечить всех детей бесплатными школьными принадлежностями,
– жить между собой дружно.
Обратимся еще к одной замечательной сказке – повести “Король Матиуш Первый” польского писателя и педагога Януша Корчака.
Мальчик, который не умеет еще ни читать, ни писать, не знает ни географии, ни грамматики, даже до дверной ручки дотянуться для него проблема, становится после смерти отца королем. И вот такая сцена.
Восседает Матиуш на высоком троне… Министры по очереди докладывают, что происходит в государстве. Известия, как правило, малоутешительные, поэтому слушать скучно и неприятно.
Министр иностранных дел сообщал, кто хочет жить с ними в мире, а кто – воевать, но говорил он так заумно и путанно, что Матиуш ровным счетом ничего не понимал.
Военный министр перечислял, сколько крепостей обветшало, сколько вышло пушек из строя, сколько больных солдат.
Министр железных дорог доказывал, почему необходимо купить новые паровозы.
Министр просвещения жаловался: дети плохо учатся, опаздывают в школу, мальчики тайком крутят, вырывают страницы из тетрадок, дерутся, бьют стекла, швыряют камни, а девочки дуются и ссорятся.
Государственный казначей сердито заявлял: королевская сокровищница пуста и не на что покупать новые паровозы и новые пушки.
Давайте поможем Матиушу. Разыграем в лицах эти сценки.
Какие бы вы отдали распоряжения на месте Матиуша каждому министру? Какой совет дали б?
Легко ли управлять государством?
Хорошо ли быть президентом? Поразмышляем над этим вопросом.
– Плохо. Нужно много денег, и тебя могут убить.
– Хорошо. Ездишь на “роллс-ройсах”, командуешь всеми, у тебя все есть.
– Нет, потому что плохо.
– Нет, потому что много придется встречаться с людьми.
– Хорошо. У тебя все есть, ездишь в разные страны.
– Нет, потому что много будет проблем.
Представьте, что вы президент. Что бы вы сделали?
Если президентом был бы я, то…
снизил бы налоги,
отправил бы всех людей за границу на отдых,
ел бы много шоколадок,
получал бы зарплату в миллиард рублей,
много ездил бы по городам,
раздал бы всю казну,
все деньги отдал бы бедным.
Вот так, начиная с игры, окунаясь в безграничный мир волшебных сказок, дети начинают постигать самые главные истины: легко сказать, легко обругать, вынести свой вердикт, труднее, гораздо труднее самому что-то предпринять. Власть всегда пугает своей ответственностью и притягивает кажущейся свободой действий. Но это видимая изнанка власти.
Быть гражданином – великое предназначение. Воспитывать гражданские чувства – задача педагогов. А литература в этом всегда неоценимый помощник.
Что такое государство?
Кто такой гражданин?
Александр ИКОННИКОВ,
учитель русского языка и литературы
Орел
Комментарии