search
main
0

Жилье – главный стимул. Важен перспективный подход

«Нам жить интересно, радостно и весело!» Признаюсь, в последнее время такие слова слышишь нечасто, тем более от директора сельской школы. А Татьяна ГУРЬЯНОВА, директор Бородинской средней общеобразовательной школы Выборгского района Ленинградской области, уверена: школа может, хочет и должна выживать даже в разрушенной вихрями современности российской деревне.

В Бородинской школе всего 156 детей, из них 45 процентов – из окрестных деревень. В свое время, когда Татьяна Павловна принимала школу, в ней обучалось более 300 детей. Потом демографический кризис вороновым крылом накрыл поселение.

– Мы посчитали, что на протяжении ближайших 5-6 лет будем держаться на уровне 150-160 детей. Потому что молодежь не остается, ей на селе делать нечего. Как только наши сильные детки уезжают в город, он их уже не отпускает, – разводит руками директор.

Официально школьный рабочий день начинается с 8.30, но администрация и социальный педагог приходят к 7.30. Кто-то должен сказать ребятам, которых привозят пораньше, «здравствуйте», открыть спортзал, помочь справиться с забуксовавшим домашним заданием, а то и поговорить индивидуально с родителями.

– У нас время – понятие растяжимое, – шутит Татьяна Павловна. – Из-за недоступности дорог наша школа считается самой удаленной. К нам очень трудно добираться. Раньше часто ходил дизель, а теперь только в определенное время. Так что мы несколько изолированы. Но нисколько не ущемлены. Я считаю, что в любой ситуации школа должна развиваться, ведь и коллективом в тридцать человек можно жить полноценно и творчески. Кстати, я никогда не любила школы-муравейники. Мне кажется, и ребенок, и учитель чувствуют себя там песчинкой. Очень легко в таком огромном коллективе кого-то не заметить, а мы знаем каждого ребенка в лицо, его историю, переживаем за всех, как за своих кровных детей, в этом преимущество маленькой школы. И потом, в силу изолированности мы немного больше сконцентрированы на себе. К примеру, ищем в каждом ребенке талант. У нас поющая школа, поют и стар и млад. На конкурсе «Музыка Отечества» постоянно берем призовые места. Концентрация увлеченных людей дает нам возможность заниматься интересными, творческими делами. Например, Людмила Кибальчич – человек, понимающий и уважающий сельское хозяйство, поэтому у нас великолепный учебно-опытный участок. Несмотря на отсутствие техники, ребята своими руками выращивают капусту, картошку, огурцы, а в прошлом году даже вырастили арбузы. Я уже не говорю о неизменных первых местах на областном конкурсе пришкольных участков.

Вопрос о качестве образования в сельской школе мне кажется надуманным. Судите сами: за последние 7-8 лет из нашей маленькой школы вышли 12 (!) золотых медалистов. Так что от своей удаленности мы не страдаем. Тем более при желании человек может съездить куда хочет.

Конечно, не во всех сельских поселениях такая оптимистическая картинка. Россия нуждается в возрождении агропромышленного комплекса. Да, мы сельская школа, но я свою внучку вывожу в поле и показываю единственную оставшуюся на весь поселок корову. Чтобы не забыла, как выглядит. А когда-то было стадо на 50-60 голов. Население, которое держало скот, состарилось и уже не в силах его содержать. Многое теперь можно купить в магазине. Нет техники. Если раньше сенокос мог закончиться за два-три дня, то сейчас одной косой много ли накосишь?

Села не должны умирать, наши дети-звездочки не должны уезжать из них. И здесь многое зависит от руководителей на местах. К сожалению, часто это люди временные, смотрящие вперед без перспективы, а чтобы понять, куда развиваться, нужно проработать на селе 5-7 лет. Тогда станет понятно, куда народ вести. Будет видение этого – будет желание заинтересовать инвестора.

Реструктуризация сельской школы бьет по российской деревне. Потому что не каждую школу нужно закрывать. Нужно посмотреть, что находится внутри. Попробовать привлечь инвестора. Чтобы школа не угасла, найти народ, нуждающийся в жилье. В селах полно пустующих домов, тогда как в городе люди за бешеные деньги снимают квартиры, изнуряют себя бессмысленным, неэффективным трудом. Нужно сделать село площадкой, куда можно ехать, где можно воспитывать детей на здоровом экологическом питании, на свежем воздухе. Школа может спасти село.

Мы, к счастью, не испытываем проблемы с кадрами, и когда говорят, что престиж учительской профессии упал, это к нам не относится. Ежегодно наши дети поступают в педагогический вуз, в педагогические колледжи. Другой вопрос, сколько вернется. И здесь, опять же, важен перспективный подход. Нужна умная кадровая политика, когда руководитель просчитывает на 5-10 лет вперед. У нас с 1992 года нет свободных вакансий. И в этом году я столкнулась с ситуацией: когда приехали выпускники, то устроить их было некуда – все вакансии заняты. Но эта проблема решаема. Более насущный вопрос – жилье. Учителей, желающих работать в сельской местности, необходимо обеспечивать жильем. В этом году мы сумели улучшить жилищные условия учительской семье, и теперь у нас осталась только одна свободная служебная квартира, в которую планируем поселить учителя химии-биологии. Когда человеку есть куда возвращаться после школы, есть что обустраивать, появляются стимул к работе, желание остаться здесь, врасти в эту землю корнями.

Выборгский район, Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте