Прошли годы. Девушка Зоя стала бабушкой. Ее первые ученики нянчат внуков, но все тот же свет живет в душе у Зои Ивановны; как и прежде, каждое ее слово дышит любовью. Сегодняшние дети, как и те, обожают свою учительницу: никто другой так не прочтет им Пушкина, никто так не похвалит за первое стихотворение, никто с таким вниманием не вчитывается в каждую строку, написанную детской рукой. И если бы можно было выразить в одном слове то, что было когда-то загадкой обаяния юной девушки Зои, и то, чем сейчас светится улыбка этой мудрой женщины, то это слово будет – <>.
Счастливые дети – ее ученики. Они каждый день приходят в класс, озаренный особым светом, они хранимы им, навстречу ему раскрывается все лучшее, что есть в их душах, сами собой ложатся на бумагу строчки:
Шелест листьев помню я.
Где ты, бедная земля?
На тебя легли снега,
Побелели все луга.
По лесу гуляем – мама и я.
Не волк ли крадется за нами
в снегу?
Я испугалась. Бегу и бегу!
Мама за мной: <>
А мы и лес – красивый пейзаж.
Маше Сусловой, ученице 4-го <> класса, писать стихи легче, чем откровенничать. Она немногословна и очень лирична. Зоя Ивановна, наверное, раньше других подметила в этой девочке редкую поэтическую отзывчивость. Возможно, Маша напомнила ей саму себя в ту пору, когда прислушиваться к своей внутренней музыке и неясным чувствам гораздо интереснее, чем разговаривать вслух.
Более сорока лет преподает Зоя Ивановна Лашнева в школе, последние десять из них – в московской Гольяновской гимназии [[onesuperior]] 1516. Здесь ее любят не только дети и их родители, что вполне закономерно, но и весь молодой педколлектив. Ее вчерашние первоклассники сегодня – гордость всей гимназии. Родители последнего выпуска ее учеников – 4-го <> – испытывают особую благодарность: все эти четыре года их дети получали не только знания, но и ежедневные уроки интеллигентности, нравственности и доброты.
<>, – говорит Зоя Ивановна, и справедливость этих слов нынче очевидна, как никогда. Сегодня, когда все силы родителей направлены на поддержание материального достатка, дети остаются один на один с агрессивной бездуховностью массовой <> культуры – всяческими черепашками-ниндзя и комиксами.
Этой соблазнительно-красочной продукции, столь безобидной на первый взгляд, удается проникнуть гораздо глубже, чем ей положено по назначению. Можно ли читать Пастернака с жевательной резинкой за щекой? Восхищаться поэтикой <>, насмотревшись <>? Конвейерная индустрия современного обучения обеспечит нашим детям отличное знание компьютера, но кто научит их человечности и состраданию?.. Об этом-то и болит душа у лучшей части российской интеллигенции, коей всегда были учителя.
…Когда мы от усталости ли, от эгоизма ли восклицаем: <>, мы по меньшей мере несправедливы. Наши дети еще, слава Богу, нужны таким людям, как Зоя Ивановна Лашнева, чья любовь пробуждает в растущей душе способность различать истинное и мнимое, прекрасное и посредственное.
…Есть счастливые люди, они дышат любовью. И вдыхают в других сей божественный дар…
Ольга БЕРСЕНЕВА
В Уральском педагогическом университете диплом о высшем образовании получил 65-летний студент спецфакультета <> Владимир Яковлевич Федоров
Среднего роста, крепкий, вовсе не старый мужчина рассказывал о своем более чем 35-летнем научном поиске: его дипломная работа насчитывает более 700 страниц. Научный руководитель, рецензент, оппонент, присутствующие профессора и доценты – достойные и уважаемые в Екатеринбурге биологи и педагоги с высоким научным авторитетом – говорили о работе своего студента столь восторженные слова, что казалось, происходит чествование именитого юбиляра. По книгам, брошюрам, лекциям Федорова учатся студенты других екатеринбургских вузов. А недавно вышедшая книга Владимира Яковлевича – его многолетний труд <>, выпущенный 50-тысячным тиражом, разошелся очень быстро.
Федоров приходит на службу в школу-интернат для слепых детей рано, в половине шестого утра. Колдует над сборами трав: какие-то тщательно отмеривает, а какие-то привычно бросает в общий котел. Проходит немного времени, и закипает вода в ведрах. Постепенно интернат пропитывается домашним запахом, спящих детей окутывает туман из целебных трав. Просыпаются ребята и начинают делать специальные упражнения для увеличения объема легких, потом бегут в кабинет Владимира Яковлевича (здесь его называют фитобаром) попить целебного чаю – кому какого хочется. Большей частью – по собственному выбору: организм ребят лучше <>, чего ему в данный момент не хватает. Другие выстраиваются в очередь к ингалятору – его усовершенствовал сам Владимир Яковлевич. Он придумал еще множество других приспособлений, которые помогли оздоровлению незрячих малышей, ведь для них в интернатах практически ничего нет. Создал авторскую программу <>, собрал книги для слепых по лекарственным растениям.
В <> Федорова – непременная беседа о пользе того или иного растения. Он рассказывает детям о доннике – травке, которая помогает слепым. Конечно, он не может вернуть слепому зрение, но помочь ребенку избавиться от многих других болезней в состоянии. Надо послушать, например, Владимира Яковлевича в тот момент, когда он рассказывает об удивительнейших свойствах ивы, растущей по берегам любой уральской речушки. Ее он рекомендует употреблять всем. И приводит пример: индийцы всю жизнь пьют чай из отвара корней ивы и никогда не болеют простудными заболеваниями.
Вообще о травах Владимир Яковлевич может рассказывать удивительные истории для любой аудитории. Но здесь его беседы особенно значимы. Послушав лекции Федорова, слепой ребенок даже в лесу не пропадет. Как помочь слепому ребенку приспособиться к миру, найти в нем свое место? Владимир Яковлевич знает точно: слепые дети, как никто другой, чувствуют и всегда отличают хорошего человека от дурного, доброго – от злого.
Философия добра – особая тема, о которой любит поразмышлять Федоров. Анализируя свою жизнь, убежден в одном: человек должен делать только одно дело – творить добро, делать его для другого человека, писать только о доброте, о благородстве. Самое удивительное – поговорить об этой, казалось бы, умирающей черте характера современного человека собирается довольно широкий круг его собеседников – и учитель, и тракторист, и прокурор района.
Проблемы нравственности, семьи сегодня спать не дают многим думающим людям, пытающимся доискаться до истоков смысла жизни человека. Когда впервые об этом задумался сам Владимир Федоров? До 20 с лишним лет был он обыкновенным деревенским парнем: много работал, жил бесшабашно и суетно. Вел в своей сельской школе уроки труда. Да вот к 25 годам почувствовал себя совершенным инвалидом. Всякие болезни привязались. Бывало, по ночам сознание терял от боли. А какие в деревне врачи и лекарства? Мать посоветовала лечиться травами. Кое-какие сама знала, кое-какие давали другие старушки. Болезни свои он вылечил. Вот уже 20 лет как в больницу даже не ходит. С тех пор и увлекся изучением лекарственных свойств растений.
Сейчас Федоров – уважаемый в городе человек. К нему стремятся попасть на прием, его приглашают прочитать лекции, издают брошюры и книги. Теперь никто не удивляется, когда после занятий в школе он привычным маршрутом отправляется в лес собирать травы. А в молодости приходилось выслушивать всякое. Жена даже жаловалась: <>.
А Владимир Яковлевич терпел насмешки и одну тетрадь за другой заполнял записями о свойствах трав. Скопил их многие сотни. Ехал в районный ли, в областной ли центр – и сразу шел в библиотеку: штудировал научные труды по лекарственным растениям.
Но хоть и посмеивались над ним односельчане, но если что приключалось с человеком, шли к Федоровым: <>
И чем-либо – сбором ли трав, советами ли – помогал. Бывало, ставил на ноги и совсем безнадежного. Он лечил и собирал наборы трав для лечения более чем 700 болезней. Особенно помогала мать, великая труженица и мудрейшая из женщин. На всю жизнь он запомнил ее наставление: <>
Мать ушла из жизни тихо, незаметно, истаяла, как свеча, за две недели. Святая была женщина. Всю жизнь жила по единственному для себя закону: делай людям только добро… Вот эту нехитрую житейскую философию исповедует сегодня и сын.
Эта философия привела его и к неизлечимо больным детишкам, в школу-интернат для слепых. Жизнь нынче трудная: у большинства людей нет денег на лекарства. Многим их заменяют травы. Другой бы озолотился, бросился бы набивать карманы. Но не Федоров. У него иная мораль. Хотя, впрочем, и ему на жизнь, да на то же собирание и делание настоев, отваров тоже средства нужны. А ему даже зарплату повысить не могут – нет соответствующего высшего образования… И хоть работает Владимир Яковлевич под наблюдением медработника, наслушался от ученых мужей и дам за долгую жизнь в школе всякого…
Однажды подумал: <> Расспросил своих практикантов, да и поступил на открывшийся к тому времени первый в России специальный факультет <>. Туда практиков с опытом работы принимают с удовольствием.
Учился он по своей прямой специальности – педагог-эколог. Странный это был студент. На лекции ходил аккуратно, слушал внимательно – слова не пропустит, никаких записей в тетради не делает. Все услышанное запоминал и держал в памяти. Экзамены и зачеты, казалось, сдавал легко, не напрягаясь. И дипломную работу написал такую, каких тут отродясь не писали.
Получил Федоров долгожданные тугие корочки и на все каникулы снова ушел в лес собирать травы для своих питомцев.
Скажи ему, что жить надо ради того, чтобы купить квартиру, машину, съездить на заморские пляжи отдохнуть, одеться в дорогие импортные вещи, разбогатеть, – в ответ лишь усмехнется: <> Правда, свались на него богатство, он бы от него не отказался и все обрушившиеся миллионы потратил бы на создание… сада лечебных культур.
Владимир Яковлевич не любит говорить красивых слов. Он просто живет в ладу со своим сердцем и совестью, по закону добра и света, согласуясь со своей душой – щедрой и открытой для других.
Людмила ДОРОХОВА
Екатеринбург
Комментарии