search
main
0

Жидкая арифметика

Хочу высказать некоторые замечания к проекту документа под названием “Реформирование образования. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года”.

В настоящем виде документ представляет собой типичное НЕЧТО, над которым мы уже устали иронизировать.

Конкретно по разделам:

2.1. “Анализ ситуации”. Анализируется совсем не то, что следует анализировать: какая-то жидкая арифметика, которая никого и ни к чему не обязывает, в которой нет ничего, что побуждало бы власть к реальной реформаторской работе. Чтобы эту фикцию вытеснить насущной реальностью, в раздел “Анализ ситуации” необходимо включить как минимум следующие показатели:

1. Состояние здоровья учащихся и его динамику по мере приближения школьников и студентов к окончанию учебного заведения;

2. Состояние знаний;

3. Масштабы очковтирательства;

4. Масштабы детской, подростковой и юношеской преступности;

5.Масштабы явного и скрытого отсева;

6. Масштабы непригодности среднеобученной молодежи к высокопроизводительному труду, без которого о подъеме экономики нечего и мечтать;

7. Масштабы непригодности по здоровью и невежеству к службе в вооруженных силах;

8. Масштабы непригодности к воспроизводству здорового поколения.

2.2. “Направления модернизации образования в 2000-2010 гг.”:

1. Безоговорочно признать, что нынешняя прусско-советско-российская модель образования полностью изжила себя по крайней мере 100 лет назад.

2. Внятно сказать, что сегодня России нужна принципиально другая модель образования, которую всесторонне и на все времена обосновали гениальные классики научной, природосообразной педагогики (Коменский, Локк, Песталоцци, Дистервег, Ушинский, Макаренко).

3. Честно, не стыдясь, поступиться изначально ложными коммунно-марксистскими принципами, признать, что все “экономические чудеса” нашего времени (Германия, Япония, Южная Корея, Бразилия, Малайзия, Чили, Тайвань и т.д. и т.п.) органично связаны с отказом от унификации школьных учебных планов и программ, от их стандартизации и с переходом к практике обучения на единственно надежном фундаменте врожденных способностей детей (выявление этих способностей, создание условий для их естественного прорастания и максимальной реализации посредством свободного выбора учебных предметов является главной задачей школы).

4. Разделы 2.2.3, 2.2.4, 2.2.5 переписать наново, исходя из совершенно другого “анализа”, совершенно другой “ситуации”. И как можно меньше “бухгалтерии”.

5. Произвести основательную “зачистку” понятийного аппарата: “личная ориентированность” (индивидуальный подход); “вариативность программ” (разнообразие программ); “персональные особенности” (индивидуальные способности); “минимальный социальный стандарт” (допустимый минимум бюджетных средств на одного ученика); “рамочный характер” (примерный, ориентировочный) и т.д. и т.п. Исключение только для “ригидности”, но с буквой “ф” впереди. А уж вместо “сообщать знания” писать “транслировать знания” – это вообще ниже всякого уровня.

6. “Государственный образовательный стандарт” категорически вывести из педагогической лексики, потому что это синоним “Прокрустова ложа”. То же самое с “единым образовательным пространством” и по той же причине.

7. Документу дать другое название. Такое, чтобы сразу было видно, в какую сторону пойдет реформа. Мое предложение: “Реформа обучения и воспитания на основе принципа природосообразности”. Такое название уместно не только потому, что прямо обозначает свое методологическое основание, но и указывает на принципиальную разницу между процессом обучения и процессом воспитания.

Валентин КУМАРИН,

доктор педагогических наук, профессор

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте