Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации определяет максимальный объем обязательной учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального, национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам, образовательным областям и учебным предметам.
Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
В инвариантной части Базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможность продолжения образования, включает учебные предметы общекультурного и общенационального значения.
В каждой образовательной области инвариантной части, кроме образовательной области “Математика” и предметов физики, химии, черчения, может быть выделено до 10 процентов времени на региональный компонент содержания образования.
Инвариантная часть определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, распределенное на учебные предметы по классам.
По усмотрению регионального органа управления образованием нельзя уменьшить, но возможно увеличение количества часов инвариантной части за счет вариативной части Базисного учебного плана.
Изучение учебных предметов начинать в более раннем возрасте возможно за счет часов вариативной части.
Темы учебных предметов федерального компонента изучаются одновременно на всей территории Российской Федерации.
Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реализацию национально-регионального и школьного компонентов, отвечающих потребностям и интересам в области образования народов нашей страны, позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социально-культурных особенностей региона, позволяет обеспечить вариативность образования, более полно учесть образовательные потребности учащихся, местные условия, возможности конкретного общеобразовательного учреждения.
Часы вариативной части используются на изучение предметов, обозначенных в общеобразовательных областях Базисного учебного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучение предметов по выбору, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.
За счет времени на факультативные и дополнительные занятия, входящие в школьный компонент, Совет школы может организовать оздоровительные занятия, помощь отстающим, общественно полезный, производительный труд и т.д.
В III ступени общеобразовательной школы Базисный учебный план строится на основе профильной дифференциации (естественно-научной, гуманитарной, художественно-математической, технологической и т.д.) при условии выполнения требований государственного образовательного стандарта.
Примечания
1. Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем предельно допустимой нагрузки обучающихся.
2. Часы, используемые на занятия активно-двигательного характера, а также школьного компонента, используемые на поисково-исследовательскую деятельность учащихся, должны учитываться при определении соответствия нагрузки учащихся нормам предельной учебной нагрузки.
3. Обязательная нагрузка обучающихся в общеобразовательных учреждениях региона определяется региональными органами управления образованием. При этом обязательная нагрузка не может превышать предельно допустимую.
4. При проведении занятий по неродным языкам, по иностранному языку, трудовому обучению (5-12-й кл.), физической культуре (10-12-й кл.), по основам информатики и вычислительной техники, физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских учебных заведениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек. При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
5. В связи с тем, что в малокомплектных и однокомплектных школах трудно решаются вопросы дифференциации обучения, особенно на III ступени образования, где практически нет возможности открыть несколько классов с углубленным изучением различных предметов, предлагается организовать по две профильные группы: например, группы с гуманитарной и естественно-научной направленностью или группы с гуманитарной и технической направленностью и т.д. При этом максимальная учебная нагрузка на одного учащегося 11-го и 12-го классов составляет 30 часов в неделю, из них 25 часов отводится на совместное (всем классом) изучение выбранных предметов двумя группами и по 4 часа на каждый профиль. В этом случае, если выбраны два профиля, например, гуманитарный профиль – 25 часов на общее изучение предметов и 4 часа на профиль, математический профиль – 25 часов на общее изучение предметов и 4 часа на профиль, то общее финансирование этих профильных классов (11-й и 12-й классы) составит 25ч. + 4ч. + 4ч. = 33 часа в неделю в каждом классе.
6. Базисный учебный план финансируется во всех видах общеобразовательных учреждений не ниже максимальной учебной нагрузки учащихся.
Факультативные, индивидуальные занятия финансируются в зависимости от количества групп, определяемых образовательным учреждением, и независимо от количества учащихся в группе.
7. На основе базисного плана региональными органами управления образованием разрабатываются варианты примерных учебных планов.
8. Переход на учебные планы, разработанные на основе базисного плана, будет осуществляться постепенно, по мере подготовки необходимого учебно-методического обеспечения.
9. Общие рекомендации по введению новых учебных планов даются Министерством образования России.
Комментарии