search
main
0

Жестовая песня. Есть дела поважнее болезней!

​Дети могут многое. Читать, мечтать, творить чудо своими руками. Даже если их глаза незрячи, а движения сковывает паралич. Даже если они живут в своем непонятном мире. Даже если болезни наваливаются тяжелым грузом, не давая свободно вздохнуть, дети могут очень-очень многое. Особенно если рядом с ними мудрые, терпеливые наставники. Споры, что для ребенка лучше – расти среди охваченных тем же недугом собратьев по несчастью или интегрировать его в общество здоровых сверстников, не утихают. На круглом столе в коррекционной школе №31 Архангельска сторонники специального и инклюзивного образования сошлись в одном: если в учебном заведении созданы все условия для развития личности ребенка с ограниченными возможностями, то решение, где ему учиться, должно зависеть от родителей, а не от директив.

Андрей ЮРКИН, начальник отдела интернатных учреждений и специального образования Министерства образования и науки Архангельской области:- Ресурс коррекционных школ, которые накопили опыт в обучении детей с разными заболеваниями, очень богат. В 2011 году возникла идея создать несколько ресурсных центров поддержки инклюзивного образования. Старались охватить как можно больше разных детей. Общеобразовательные школы были не готовы обеспечить им полный спектр необходимых услуг, ну не сталкивались они с подобным раньше! И на помощь новичкам пришли опытные коррекционщики, которые готовы делиться и наработками, и знаниями и просто подставить сильное плечо. Сегодня стала ощутимо заметна тенденция – специалистов по коррекционной педагогике в обычных школах и даже детских садах становится все больше. Совместные конференции, где обговариваются проблемы и ищутся решения, на которые приезжают ученые и педагоги-практики с мировым именем, проводятся в год несколько раз. Профессор Московского института открытого образования Ирина Бгажнокова, можно сказать, курирует наших знатоков методики обучения детей с нарушением интеллекта, приезжает, делится своими рекомендациями, под ее руководством наши школы реализуют ее учебные программы.Марина ОСТАНИНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе специальной коррекционной школы №31:- Ирина Магомедовна нам действительно очень сильно помогла. Нам реально не хватало опыта, знаний в работе с тяжелыми детьми. Мы с ее участием создали региональный учебный план для таких детей, практические материалы создавали на базе нашей школы, и они были отредактированы профессором. Сейчас вся область пользуется этими программами.Андрей ЮРКИН:- А ведь нас поначалу упрекали, что мы создаем ресурсные центры на базе коррекционных школ. Но мы сразу говорили, что это центры не инклюзивного образования, а его поддержки. Это те консультационные площадки, где учителю подскажут, как ему быть в той или иной ситуации. В области таких центров пять. Сейчас стали создаваться ресурсные центры в муниципальных образованиях, и там они возникают уже в обычных школах.Станислав МАЛКОВ, директор специальной коррекционной школы №31:- О том, что наши дети должны взаимодействовать с миром здоровых, мы понимали давно. У нас обучаются 239 учеников. Сформировано 12 классов для умственно отсталых, два класса – для глубоко умственно отсталых, 16 классов – для детей со сложным дефектом. Кроме педагогов, дефектологов и логопедов в нашем коллективе работают тьюторы службы сопровождения образовательного процесса. Но хотелось большего. И с 2003 года мы затеяли эксперимент. Совместно с гимназией №6 стали осуществлять интеграцию умственно отсталых детей в общество через общение со здоровыми сверстниками. В процессе эксперимента каждый ребенок видел свои достижения, учился общаться. Наблюдая за происходящим, мы написали книгу «Формирование толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями через призму интеграции».Как ресурсный центр мы стали активно развивать систему социального партнерства с другими общеобразовательными учреждениями, научными организациями. В декабре 2011-го мы пригласили к нам в школу ведущих специалистов Центра лечебной педагогики Пскова поделиться своим неоценимым опытом и провели семинар «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями развития», на котором присутствовали также и руководители, педагоги из образовательных учреждений Архангельской области. Специалисты этого центра принимали участие в создании четвертого варианта (индивидуального) специального федерального стандарта.К нам постоянно на стажировку приезжают педагоги из других школ Архангельска и Приморского района, несколько дней работают с нами, смотрят, учатся. У нас трудятся высококлассные профессионалы, особенно популярна логопед Анна Вахрушева. У нее действительно блистательные результаты. Но Анна Иосифовна переживает, что к нам поступают дети поздно, порой процессы уже необратимы, хотя и их она вытягивает, а вообще ее работу нужно начинать еще в детском саду, совсем с раннего возраста.Екатерина СЕЛЯКОВА, директор школы №5:- Наша школа уникальна. У нас в условиях общеобразовательной школы обучаются слабовидящие и слабослышащие дети. Набираем первые классы для детей с ограниченными возможностями по зрению и слуху мы уже больше десяти лет. До января 2015-го у нас в составе школы было девять дошкольных групп, с января приняли в свою дружную семью еще шесть для детей с ОВЗ. Теперь у нас четыре группы для детей с нарушением слуха, группа для детей с нарушением речи и группа для детей с задержкой психического развития. Есть группа круглосуточного пребывания.Мы гордимся высококвалифицированными специалистами, педагогическими кадрами, работающими в нашей школе. У нас шесть учителей-дефектологов: тифлопедагоги, сурдопедагоги, психолог, логопед, социальный педагог, тьютор. С нами работает блестящий врач-офтальмолог Марина Беляева. Для обеспечения безопасности незрячих детей есть сопровождающие. Для детей, живущих в отдаленных районах города, за счет средств городского бюджета организован ежедневный подвоз. И мы делаем все, чтобы всем детям у нас было комфортно.Такая работа у нас началась с 2002 года, сначала был один коррекционный класс, теперь это по сути образовательный центр с доступной средой. И мы ни на секунду не пожалели, что рискнули в свое время сделать это. Мы не переживаем за снижение показателей школы по сдаче ЕГЭ, потому что те, кто его сдает, делают это хорошо. А уж какие талантливые наши дети! И разве что-то сравнится по красоте с песней, исполненной с помощью жестов? И разве кто-то сравнится в целеустремленности и желании преодолеть все трудности с ребятами, которые лишены многих возможностей, даруемых здоровьем?Софья ЗАХЛАМИНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №5, лауреат конкурса инклюзивных школ России в номинации «Лучший координатор инклюзивного образования»:- А началось все с желания родителей, которые захотели, чтобы их дети учились в обычной школе. Задачу они перед нами поставили, а мы стали думать, как решать. Вопросов было много. Мы работали со школами-интернатами Москвы и Королева. Они приезжали, подсказывали, предлагали приемы, которые нам подойдут. Учились мы постоянно. Сначала хотели понять, какие условия нужны, чтобы им у нас было комфортно, какое нужно оборудование, какие программы. Теперь, когда в этой сфере более или менее все благополучно, нас в первую очередь заботит внутреннее состояние детей, которые отличаются от нас. Или мы от них. И это просто удивительно, к нам на практику стали приходить студенты, которым их недуги не помешали поступить в вуз, а, наоборот, стали стимулом для более глубокого научного изучения своей болезни и поиска выходов в мир, несмотря на свои ограниченные возможности. Они знают о проблеме изнутри и оказывают неоценимую помощь в психологической реабилитации наших воспитанников. Я сказала, это удивительно? Слукавила, ведь чаще всего эти удивительные молодые люди – наши выпускники.Ирина ЛЯПИНА, заместитель директора центра «Леда», председатель территориальной психолого-медико-педагогической комиссии:- Действительно, в настоящее время ситуация в специальном образовании претерпевает кардинальные изменения. Не только появилась новая нормативно-правовая база, но планомерно расширяется принципиально новая инновационная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ. В результате существенным образом изменяется и само содержание нашей деятельности – от диагнозов и комплектования специальных коррекционных групп, классов, учреждений к описанию специальных образовательных условий, вида образовательных программ, конкретных направлений деятельности специалистов системы сопровождения.Сегодня у детей есть два полноценных варианта взросления. В случае согласия родителей или законных представителей на обучение и воспитание ребенка в условиях специально созданной группы, класса, учреждения для той или иной категории детей с ОВЗ. Там ребенок обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе с указанием формы получения образования и условий, необходимых для обучения и воспитания.Второй вариант – это инклюзивное обучение. Варианты заключений и рекомендаций носят экспериментальный характер и служат переходным мостиком, необходимым для апробации работы психолого-медико-педагогической комиссии в изменившемся нормативно-правовом пространстве системы образования.И наша комиссия учитывает в первую очередь интересы ребенка, а не образовательной организации. И мы всегда готовы к диалогу.Марина ОСТАНИНА:- Не так давно мы взялись за такое сложное заболевание, как аутизм. Нам в этом очень помогает руководитель московского центра помощи аутичным детям «Добро» Сергей Морозов. Дети, которые обучаются в нашей школе, имеют ментальные нарушения. Диагноз аутизм у них сопутствующий. То, что у ребенка именно такой диагноз, мы понимаем значительно позже. К сожалению, в нашей практике были случаи, когда по настоянию родителей мы нарушали специфические образовательные потребности таких детей, в результате чего получали значительный откат в процессе адаптации.Условия сопровождения ребенка тьютором также вызывают большие сложности. Сегодня найти специалиста на эту должность совсем непросто. Сложным для педагога оказывается направление его деятельности в плане установления и развития эмоционального контакта с ребенком из-за его особенностей. Но мы работаем с родителями, разъясняем им суть проблемы, стараемся их успокоить, научить. И конечно же, индивидуальный подход. Этим детям в первую очередь необходимы не общеучебные навыки, а навыки социального общения.При поддержке Сергея Морозова, доцента кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, на базе нашей школы было организовано обучение по теме «Комплексная медико-социальная и психолого-педагогическая коррекция расстройств аутистического спектра у детей». Практический опыт педагогов, подкрепленный научными и медицинскими знаниями, дал очень хороший результат.Впервые разработан дифференцированный стандарт образования детей с расстройством аутистического центра. Принят ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Внедрение ФГОС начнется с сентября. Там четко прописаны особые образовательные потребности каждой категории обучающихся. Поэтому я верю, что нормативные документы, которые обеспечат его реализацию в полном объеме, будут приняты и вопросы, которые сегодня стоят на повестке дня, будут сняты.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте