Биология – это не просто учебный предмет, но урок познания тайны жизни. Ремесло – его часто противопоставляют творчеству. Зря. Разве может быть серым и будничным мастерство? Я ремесленник, вечный подмастерье цеха Учителей. В средневековой Европе, чтобы стать мастером, нужно было создать шедевр. А что считать высшим достижением мастерства Педагога? Что явится образцовым произведением ремесла познания?
Замечательный образец традиционного образования – семья. Учеба здесь не утомляет, потому что никакой разницы между уроком и жизнью нет. Ребенок смотрит, слушает, запоминает… В школе все по-другому, учеба и жизнь протекают иногда параллельно, не пересекаясь. Так почему в школе ученик не живет, а только учится жизни? Школьные предметы естественно-научного цикла взывают к очеловечению, а оживить отвлеченное знание чрезвычайно трудно.
В систему биологического образования необходимо последовательно и методично включать основы научно-исследовательской деятельности, правильная организация которой в рамках школьного курса позволит обеспечить развитие познавательных способностей личности, развить ее творческую жилку. Опыт – единственный источник истины. Необходимо пробудить в ребенке жажду поиска, научить его приближаться к истине, видеть истину в простом. В этом моя цель как учителя и наставника.
Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растет медленно, но необратимо. По какому пути пойдет дальнейшая социальная эволюция человека? Приведет ли этот путь к прогрессу или станет началом нравственной гибели человечества?
«Постигать тайну жизни» вместе с учеником – основная задача учителя-предметника. Но тому, кто не постиг науки добра, всякое иное знание приносит лишь вред. Мы ответственны не только за процесс, но и за результат познания. Страшен итог эксперимента профессора Преображенского – человек с собачьим сердцем. Сотнями тысяч жизней человечество расплатилось за опыты с ядерным оружием. Не менее опасен результат по возможному клонированию человека. Разум, не освещенный добром, – жестокий разум – проблема современной цивилизации.
Необходимо создавать на уроке все условия для того, чтобы каждый ученик осознал свою ценность и неповторимость; нужно помочь ребенку создать прекрасный мир своей души, чтобы он стал Личностью и Созидателем.
Только человек, постигший тайны своего развития, сможет понять и тайны бытия, законы природы, истоки нравственности. Он увидит красоту опавшего листа, услышит музыку прибоя и щебет птиц, почувствует приближение весны в звоне капели….
Поэтому всю свою жизнь я ищу ответ на один-единственный вопрос: не кем, а каким будет мой ученик завтра?
Елена СТЕПОВАЯ, учитель биологии гимназии №24 Ставрополя, учитель года Ставропольского края-2005
Комментарии