search
main
0

Жертвы ИКТ. Только хороший предметник может рационально использовать компьютер

Один из постоянных участников конференции «Информационные технологии в образовании» – профессор Александр Абрамович БОГУСЛАВСКИЙ, член программных комитетов московской и троицкой конференций ИТО. Предлагаем вашему вниманию его статью-размышление.

Основным фактором происходящих за последние тридцать лет технологических изменений является «цифровая революция», которая позволила в единой форме создавать, передавать, хранить информацию различных типов. На всем протяжении цифровой революции система образования находится под постоянным натиском производителей аппаратных, программных средств, провайдеров сети «Интернет» и других агрессивных участников процессов компьютеризации и информатизации. Каждый клятвенно убеждает, что именно он владеет «золотым ключиком», позволяющим открыть невиданную мощь информационных технологий в образовании. При этом, как правило, игнорируются психолого-педагогические аспекты образовательного процесса, в котором только формализуемые знания могут быть переданы в систему компьютерного обучения. Неформализуемые знания могут быть переданы только в результате личного общения, а основную роль в передаче таких знаний играет урок и личность учителя.

После введения в школы курса «Основы информатики и вычислительной техники» подготовка учительских кадров в педагогических вузах по этому предмету была возложена на математические кафедры. Проводимая в безмашинном варианте «поголовная» ликвидация компьютерной безграмотности с программированием на Бейсике вызвала, что ощущается до сих пор, стойкую аллергию к компьютерам и убеждение, что компьютеры и информатизация связаны прежде всего с математикой. В современных условиях подготовка учителя информатики по учебному плану, который в предметной части в значительной мере дублирует учебный план университетов, как правило, вызывает большие трудности из-за отсутствия преподавательских кадров соответствующей квалификации.

Следующий поворотный этап относится к началу 90-х годов, и он связан с появлением прикладных программ. Можно считать, что на сегодняшний день сложились два класса приложений: офисные и профессиональные. Мы полагаем, что дальнейшее развитие информационных технологий в школе должно произойти в области обучения необходимому минимуму офисных технологий, включая интернет и электронную почту в пределах образовательной области «Технология».

Применение ИКТ приводит к новым особенностям, которые не всегда учитываются в процессе обучения. Например, во время работы с поисковыми системами происходит потеря контекста, знания становятся точечными, исчезают формы интуитивной прозорливости, формируется «клиповое» создание.

Следующая жертва ИКТ – память учащегося. Считается, что не следует помнить правила правописания, компьютер проверяет текст без вашего участия. Но творческий потенциал человека зависит от наличия достаточного контента в нашем мозгу, который можно назвать, по аналогии с компьютером, RAM-памятью. Это тот материал, который «кормит» творческий потенциал. Курс на уменьшение запоминаемой информации в системе образования во всем мире начался после Второй мировой войны: упор был сделан на изучение понятий и концепций.

ИКТ серьезно влияют на формирование пространственных представлений. Следует задуматься на тем, что станет с поколением, у которого нет пространственного воображения. Образно говоря: «Хотели бы вы лечиться у стоматолога, который учился на компьютерных моделях?». Зачем же с таким энтузиазмом мы пропагандируем модели в физике?

Применение персональных компьютеров сопровождается различными мифами. Вопрос о том, какую технологию использовать, нельзя решать, исходя лишь из доступности последних технических достижений. Приведем замечание Билла Гейтса: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлеченных учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомленных родителей, а также общества, в котором подчеркивается ценность обучения на протяжении всей жизни». Роль преподавателя раскрыта в статье А.П. Ершова «Учитель» о спецкурсе «Принципы программирования», прочитанном А. А. Ляпуновым. Анализ применения в образовании средств ТСО за XX век проведен в статье Кеннета Кинга «Сто процентов эффективности «http://mcel.pacificu. edu/JAHC/JAHCII2/ARTICLESII2/King/KING.HTML). Отмечено, что «если существует единственное слово, которое обычно связывается с образовательной технологией, то это слово – «обещание». Эти технологии порождают шумиху о «преобразованиях в обучении», но не дают тех результатов, о которых говорили их сторонники или, по выражению С.С. Лаврова, «оголтелые новаторы». В это же время, сохраняя окостенелую верность традициям, можно утверждать, что ядром современной информатики являются системы счисления и алгоритмизация. Чрезвычайно интересный материал, посвященный опыту использования ПК в обучении, можно найти на сайте одного из основоположников современной отрасли информационной технологии Алана Кэя: http://www.squeakland.org/.

Отсутствие литературы заставило нас выполнить перевод ряда зарубежных книг: «Бейсик для инженеров и научных работников», «Теоретическая физика, ориентированная на компьютер», «Программное обеспечение для школ», «Теоретическая физика на ПМК» и др. Была создана концепция непрерывной компьютерной подготовки учителя. Мы исходим из того, что подготовка учителя-предметника, владеющего средствами ИКТ, должна осуществляться в основном преподавателями выпускающих кафедр.

Преподавание в педагогическом вузе должно строиться на предположении, что работа, проводимая со студентами, скажется только через 10-15 лет, поэтому мы должны разумно сочетать традиционные классические методы преподавания с самыми современными достижениями науки и технологии. Особенно ярко этот тезис проявляется в попытках использования компьютера в обучении. Реализуемая нами система информационной подготовки учителя основана на следующих основных положениях, высказанных в разное время ведущими учеными нашей страны В.М. Глушковым, А.А. Дородницыным, С.С. Лавровым:

1. Центральная роль компьютера – хранение и организация доступа, в том числе через сеть «Интернет», к множеству различных данных и информации.

2. Аппаратное (hardware) и программное (software) обеспечение практически достигло насыщения и может удовлетворить практически все запросы творчески работающего учителя. Программное обеспечение постоянно «впитывает» знания соответствующих предметных областей.

3. «Программирование – искусство заставить компьютер решить поставленную перед человеком задачу.» Это расширительное толкование понятия программирования предложено С.С.Лавровым.

Совместный анализ этих положений приводит к тривиальному выводу: рационально использовать компьютер может только тот, кто имеет фундаментальную подготовку в определенной предметной области. Таким образом, развитие высоких технологий, а компьютер является их продуктом, требует усиления фундаментальной естественно-научной подготовки, формирования научно-технического мышления, конструкторской и технологической грамотности. В то же время активное изучение так называемых «универсальных» компьютерных программ в процессе обучения ложится дополнительным грузом на учащихся, т.к. требует освоения несвойственных школе и вузу предметных областей, лишь часть из которых может быть отнесена к предпрофессиональной подготовке.

Александр БОГУСЛАВСКИЙ, кандидат физико-математических наук, профессор, зав. кафедрой теоретической физики, зам. декана технологического факультета по ИТ Коломенского государственного педагогического института

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте