search
main
0

Жертвы амбиций, или Дело о пропавшем журнале

История, которая произошла в 644-й школе Приморского района Санкт-Петербурга, вносит в школьную жизнь элемент детектива и фантастики. Исчезнувший и вновь возникший школьный журнал, в котором все плохие отметки стали хорошими, согласитесь, в этом есть что-то от Гарри Поттера. Учебное заведение N 644 борется за получение статуса “Физико-математической школы с высокой информационной культурой”. Правда, борется какими-то странными методами.

В 2000 году на работу сюда поступил Юлиан Дымшиц, кандидат физико-математических наук. До этого он трудился в НИИ. И опыт работы с детьми имел небольшой – всего 2 года. На первом же занятии он обратился к старшеклассниками с короткой речью.
– Вы взрослые люди, – сказал Юлиан Иосифович. – Вы имеете право не знать физику и не учить ее. Но при этом вам придется уважать мою позицию. Если вы не будете учить мой предмет, я буду ставить вам двойки.
И – как в воду глядел. То ли у старшеклассников были дела поважнее, то ли пробелы по физике были очень уж велики, но учить этот предмет они не захотели. Журнал наполнился двойками и тройками. Параллельно выяснилось, что Юлиан Иосифович обладает сложным и неуступчивым характером, что он, как говорят в народе, “принципиальный”. Ученики и их родители стали строчить на него жалобы. В результате директор школы N 644 Галина Румянцева взяла и перевела его в 7-е и 8-е классы. Юлиан Иосифович на всякий случай сделал копию классного журнала 11-го “А” класса. И вовремя, потому что в школе произошла очень странная история: оригинал пропал, а потом возродился, как Феникс из пепла, но уже с другими оценками по физике. На страницу было приятно посмотреть – четверки равномерно чередовались с пятерками. А у Юлиана Иосифовича были тройки с двойками, да и заполнено все как-то неаккуратно. Обнаружив подделку, преподаватель обратился в прокуратуру Приморского района и Комитет по образованию. Через несколько месяцев пришел ответ из инспекции Комитета по образованию. Из ответа Юлиан Иосифович узнал много любопытного.
Например, что “в связи с утерей журнала 11-го “А” класса на производственном совещании ОУ 24.10.1999 было принято решение о его восстановлении”. Директор школы Г.А.Румянцева проинформировала инспекцию о том, что новые оценки по физике были выставлены классным руководителем 11-го “А” класса О.А.Абрамовой, которая в тот момент исполняла обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. “С выводами инспекции о необоснованности оценок директор согласилась, что и подтвердила письменно”. Получается, что директор согласилась с фактом подтасовки оценок, но свалила всю вину на классного руководителя. Дескать, эмоциональная женщина, увлеклась и завысила ученикам оценки на пару баллов.
Скандал в выпускном классе накануне окончания учебного года – вещь крайне неприятная. К тому же директор школы могла разрешить этот конфликт вполне цивилизованными способами. Существует правило: если ученик или его родители не согласны с оценкой за четверть или за год, ученик может сдать экзамен по этому предмету комиссии, которую назначит педсовет школы. Такая комиссия в 644-й школе была создана. Но журнал к тому моменту был уже подделан и оценки были выставлены.
Юлиан Дымшиц оказался на редкость упорным человеком. Он считал, что факт подделки классного журнала – это основание для заведения уголовного дела. Прокуратура Приморского района с ним согласилась, правда, через год после его первого обращения. Произошло это 4 июня 2001 года, ровно через год после подделки журнала. В нем сообщалось, что “прокуратурой района возбуждено уголовное дело по статье 292 УК РСФСР (так и написано – РСФСР) по факту внесения в классный журнал 11-го “А” класса заведомо ложных сведений”.
Мой знакомый получил золотую медаль несколько лет назад. Сочинение за него писали все учительницы русского языка и литературы, запертые завучем в одном из школьных кабинетов. А сотрудники приемных комиссий каждый год рассказывают одно и то же – медалисты делают ошибки в заявлениях, которые они приносят в вузы вместе со своими документами. В советское время учителя, закрыв глаза, ставили тройки двоечникам и хулиганам. Условие было только одно – чтобы те покинули школу как можно скорее. Но никто не называл такие школы физико-математическими и не присваивал им липовый статус. Амбиции педагогов были скромными. В те времена дело о подделке журнала наверняка имело бы резонанс на весь Петербург. А сегодня это мягко называется “необоснованностью оценок”.
Все знают, что последние несколько лет – не самое легкое время для школы. Труд учителя оценивается так низко, что квалифицированные педагоги уходят из школы в вузы и частные учебные заведения. Во многих школах по несколько месяцев нет учителей русского языка или математики. Найти учителя иностранного языка – неслыханная удача для директора. Нет ничего удивительного в том, что знания по некоторым предметам падают. Но зачем же обманывать себя и друг друга?
Галина Румянцева пролила немного света на эту темную историю. Школа N 644 открылась в 1998 году. Сначала туда принимали всех желающих, лишь бы набрать детей. Педагогический коллектив поставил перед собой задачу вытягивать слабых детей, для чего была введена система зачетов, которая гораздо удобнее и легче для ребенка, чем обычные контрольные. Но по физике выравнивания знаний не получалось. Начались конфликты и жалобы учеников и их родителей. Директор школы должна была каким-то образом вмешаться в эту ситуацию, ведь на носу выпуск 11-го “А” класса, а у них по физике одни двойки.
Журнал пропадает холодной ноябрьской порой, когда вырисовываются оценки за первое полугодие. Директор никого конкретно не обвиняет. Но без журнала выпускной класс существовать не может, поэтому этот документ пришлось восстанавливать.
У Галины Румянцевой сохранилась служебная записка классного руководителя 11-го “А”. “В связи с утерей классного журнала прошу разрешить завести новый журнал 11-го “А” класса. Оценки восстановить с помощью опросов по пройденным темам. 15 ноября 1999 года”. Разрешение восстановить журнал было получено, опросы и контрольные работы по всем предметам были проведены. Только знания по физике в этом классе проверял уже не Юлиан Дымшиц, а новый учитель.
Директор заявляет о том, что не подозревает, в какой именно момент двойки по физике, выставленные щедрой рукой Юлиана Иосифовича, превратились в пятерки. Но об уголовном деле, возбужденном прокуратурой Приморского района по статье 292 УК РСФСР “по факту внесения в журнал 11-го “А” класса школы N644 заведомо ложных сведений”, она знает. Мало того, Галина Алексеевна подала на Юлиана Иосифовича в суд, обвиняя его в оскорблении ее чести и достоинства. Судебный процесс отложен до выяснения подробностей уголовного дела.

Елена ШУЛЬГИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте