Одна из легенд Дагестана рассказывает о смекалке Ибрагим-хана, правителя Дербента в далекие времена. Когда к крепости с одной стороны приблизился завоеватель Тамерлан (Тимур, прозвище Тимур Хромой), а с другой – Тохтамыш, Ибрагим-хан хорошо осознавал, что не сможет сохранить себя и своих подданных от грозных завоевателей. Оценив ситуацию и силу Тамерлана, решил выдвинуться ему навстречу, но не с войском, а с щедрыми подарками. Число «7» – магическая цифра у жителей Великой Степи. Об этом знал и Ибрагим-хан. Он приготовил семь верблюдов, на которых посадил семь красивых наложниц, к каждому двугорбому он прикрепил по тюку золота и бурдюку кумыса. Каждого верблюда вел раб, но их было шесть. Грозный Тамерлан возмутился: «Где седьмой раб?» «Седьмой раб – это я», – ответил правитель Дербента. Завоеватель Тимур был польщен таким оригинальным ответом, пощадил город и жителей, а Ибрагим-хана сделал своим полководцем и правителем Ширвана. Так город Дербент благодаря смекалке и дипломатии Ибрагим-хана сохранил свою архитектуру.
Педагогический PROпуск
Региональный клуб «Учитель года» подготовил обширную программу, которая была призвана обратить внимание на главные задачи современного образования – повышение его качества и престижа профессии учителя. Активными участниками стали уже практикующие учителя и студенты, будущие педагоги.
Второй республиканский форум «Педагогический PROпуск. Учитель будущего» в Махачкале начался с прекрасных мастер-классов. В их числе:
– «Метапредметность как основа современного урока». Лариса Гивиевна Арачашвили, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019;
– «Функциональная грамотность». Антон Васильевич Гомозов, директор МБОУ «Лицей №1 имени М.В.Ломоносова» г. Орла, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020;
– «Искусство Цуцуми. Как из выступления сделать событие». Мария Евгеньевна Ахапкина, учитель английского языка гимназии «Пущино», победитель конкурса «Учитель года России»-2015;
– «Окна и табло образования». Юлия Александровна Капалкина, учитель математики МКОУ «СОШ №1 имени В.П.Леонова» ст. Зеленчукской, лауреат конкурса «Учитель года»-2018.
Находки, интересные приемы, занимательные примеры, личный опыт спикеров дали возможность погрузиться в атмосферу профессионального творения, где нет места скуке, бессмысленным контрольным и отрицательному отношению к изучаемому предмету. Образно выражаясь словами Расула Гамзатова:
Я ходить научился, чтоб к тебе приходить.
Говорить научился, чтоб с тобой говорить.
Я цветы полюбил, чтоб тебе их дарить,
Я тебя полюбил, чтобы жизнь полюбить.
В актовом зале исторического парка «Россия – моя история» аншлаг. На форум педагогических мастерских учителей года Республики Дагестан «Педагогический PROстор» собрались учителя, педагоги, воспитатели со всех уголков Дагестана. Изюминкой дня стали мастер-классы от абсолютных победителей конкурса «Учитель года России».
Алихан Динаев, народный учитель Чеченской Республики, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, выступил с TED-лекцией «Как улучшить психологическую атмосферу в классе?». Основываясь на исследовательском материале, Алихан Мавладиевич подвел слушателей к основам успеха учеников и высокого качества знаний. Они просты: эффективная диагностика, локальные шутки или шутки для своих, классные традиции, правильная похвала, объективность оценивания, постоянная обратная связь, помощь родителям и их помощь вам. Рецепт прост: счастливый учитель – счастливые ученики.
На мастер-классе Ларисы Арачашвили, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, «Воспитанный ребенок, какой он?» мы познакомились с персонажем повести Юрия Вяземского «Шут». На его примере вывели правило воспитания: необходимость уважительного отношения к другим. Мы воспитываем своими делами, примерами и поступками. Воспитание не равно культуре поведения.
«Главное в хорошем выступлении – не стремиться сделать хорошее выступление» – так начала свой мастер-класс Мария Ахапкина, учитель английского языка гимназии «Пущино». Мария филигранно показала, как детские мечты могут стать частью профессии и дала важные советы: держи баланс, равновесие; обрети храбрость, имей свою точку зрения; побори в себе страх изобретателя велосипеда; будь заботливым, полезным и честным; поставь перед собой цель и прокачай мозги.
Матрица образовательного пространства
Во второй половине дня на нескольких образовательных площадках прошли встречи учителей, где можно было осуществить обмен опытом, состоялся разговор на самые актуальные и злободневные темы современного образования. На площадке в Технопарке универсальных педагогических компетенций ДГПУ собрались учителя физики и математики. Юлия Капалкина, учитель математики школы №1 имени В.П.Леонова, выступила с мастер-классом «Окна и табло образования». О навыках прошлого для учителя будущего поведала Егана Курбанова, отличник образования Республики Дагестан, учитель математики лицея №22 г. Махачкалы, призер конкурса «Учитель года Дагестана»-2021. На базе каспийской гимназии №11 провел мастер-класс «Программирование для всех: метакомпетенция XXI века» Магомедшапи Дибиров, почетный работник воспитания и просвещения РФ, отличник образования РД, директор гимназии №11 г. Каспийска, победитель конкурса «Учитель года Дагестана»-2010.
В школе №13 г. Каспийска выступила Альбина Аюбова, заведующая кафедрой начального образования АНОО «Дом знаний», председатель ДРОО «Учитель года», финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018. Темой ее выступления стала «Матрица в образовательном пространстве». Еще на семи площадках прошли встречи и общение педагогов форума. Примечательно, что в рамках мероприятия выступили будущие педагоги – студенты педагогических факультетов Дагестанского государственного педагогического университета. Особо запомнилось выступление студента 5‑го курса физико-математического факультета Эйваза Эльдарова, посвященное альтернативным источникам энергии.
Третий день форума был посвящен мультимедийным и цифровым образовательным ресурсам. Лариса Арачашвили подробно рассказала о различных образовательных платформах и цифровых инструментах, которые помогают эффективно реализовывать все авторские задумки. На ее мастер-классе «Цифра» в помощь, или Могу, умею, практикую» участники ознакомились с новыми образовательными практиками использования мультимедийных инструментов. Лариса Гивиевна показала простоту, разнообразие и универсальность ресурсов. И, на мой взгляд, самое важное, как с помощью всего этого многообразия облегчить свою работу, сэкономить время и вовлечь школьников, создать эмоциональную реакцию и эффективно проводить обратную связь.
Антон Гомозов, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020, рассказал, как можно, используя простые приемы аудио- и видеолизации, учить историей. Его главным тезисом стала фраза: «Цифровые технологии – критерии будущего».
Удивил своей полнотой и многогранностью мастер-класс для учителей истории «Код горянки» Сакинат Шапиевой, призера регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года Республики Дагестан»-2013. Сакинат Идрисовна показала красоту Дагестана, его многообразие, культурные традиции народностей. Используя национальный колорит и индивидуальность, а также возможности исторического парка «Россия – моя история», мы побывали в селении Рахата, где традиционно изготавливают кавказские бурки, ознакомились с удивительными и важными качествами бурки и ее миссией при похищении невесты, переместились в селение Кубачи и узнали еще об одном народном промысле Дагестана, о важных деталях и узорах, которые украшают ювелирные изделия и делают их оберегами.
В селении Балхар изготовлением изделий из глины традиционно занимались исключительно женщины, поэтому и в жены брали девушек с самым большим размером ноги. Кайтагская вышивка – это, пожалуй, самое загадочное ремесло Дагестана, недаром ее сравнивают с полотнами европейских художников-авангардистов. Мы совершили небольшое путешествие вместе с настоящей горянкой, которая поведала нам о главном – о женском коде, который у народов Кавказа ассоциируется с душой дома и передается из поколения в поколение.
Завершился наш день посещением уникального образовательного учреждения «Дом знаний». В этих стенах, если можно так назвать онлайн-школу, обучаются ребята из тридцати регионов России и семнадцати регионов мира. Директор школы Халипа Юсупович Тагиров рассказал о перспективах развития онлайн-школы.
Город трех религий
Особенным подарком для участников форума стало посещение удивительного старинного Дербента. Когда судьба дарит тебе открытие – это великое благо! Так и этот древний город, насчитывающий историю в 5000 лет, подарил немало находок. Крепость Нарын-Кала начала строиться в V веке до нашей эры (на самом деле дата очень приблизительная).
Настоящая сенсация – это открытие первого христианского храма на территории России (гипотеза). В крепости есть крестовое водохранилище, но если внимательно присмотреться, то можно увидеть структуру древнего христианского храма, построенного по всем канонам того времени. Аналогичные строения можно встретить в Оланском городище и в Республике Армения. Только вот возраст этого сооружения впечатляет – 1600 лет! Некоторые исследователи утверждают, что это крестово-купольный подземный храм времен Кавказской Албании. Другие говорят о том, что эту христианскую реликвию один из правителей закопал в прямом смысле этого слова, так как уничтожать религиозные сооружения чужой веры было запрещено.
Второе открытие связано с цифрой «7». Крепость окружена тайнами и легендами. Семь ворот, семь ключей, семь верблюдов и наложниц спасли крепость от уничтожения, семь углов, семь главных правителей! На территории Нарын-Калы можно было построить ровно семь пирамид Хеопса.
Третье – город трех религий.
Четвертое – вино, которое начали делать в этом регионе по приказу Петра I.
Пятое – акведуки и современные технологии обогрева пола!
Шестое – это легенды и мифы крепости. Вот только названия: «Белый падишах», «Позорные ворота», «Кувшин с золотом», «Женщина-правитель».
Но главным, седьмым, открытием форума для меня стали люди. Сердечную благодарность хотелось бы выразить Эльвире Сайпуевой, учредителю и мегадвижущей силе клубного учительского движения Республики Дагестан, и Альбине Аюбовой, руководителю клуба «Учитель года Дагестана». Земля предков передала этим прекрасным женщинам дух… настоящих горцев. О них так написал Расул Гамзатов: «Главное правило горцев: продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека».
Андрей СЁМКЕ, заслуженный учитель Кубани, учитель физики и астрономии, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2000, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Мужская профессия»
Комментарии