В старину преподавание считалось преимущественно мужским занятием. Об этом нам говорят прославленные имена таких выдающихся деятелей, как Симеон Полоцкий, Михаил Ломоносов и Константин Ушинский. Тем не менее сейчас мы вспоминаем только физруков и технологов, а остальные школьные предметы привычно ассоциируем с женщинами. Но разве есть в образовательной сфере место гендерному разделению?
Воспроизводство системы
В статистическом сборнике Росстата «Женщины и мужчины России» на начало 2019-2020 учебного года представлено гендерное неравенство в области образования. В программах дошкольного образования на конец года доля женщин – 99%, а в программах начального, основного и среднего общего – 88%. Интересно, что в образовательной деятельности по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в профессорско-преподавательском составе уже 58% женщин и 42% мужчин.
Социолог Александр Будисенко комментирует причины процентного превышения так: «Я бы подошел к объяснению этого феномена с нескольких позиций. Начал бы с самого простого: у взрослых людей есть определенные категории, они помогают им размечать социальное пространство и, если утрировать, отделять «своих» от «чужих». Этих категорий очень много, и они имеют различные характеристики, например, люди в категории «семья» часто имеют одну фамилию, одно ограниченное жизненное пространство, одну систему домохозяйствования и прочее. Собственно, «преподаватель» и «учитель» – тоже категории, имеющие ряд определенных признаков. И чем выше ступень образования, тем с большей вероятностью мужской пол соотносится с категорией «преподаватель».
По словам эксперта, причина скрыта в порядке воспроизводства любой социальной системы. Засилье женщин в педагогике, особенно дошкольной и школьной, существовало и в Советском Союзе. Выходит, что люди, занимающие сейчас ключевые посты в образовательных учреждениях, продолжают отображать устарелый образец кадрового менеджмента. «Кроме того, различение воспроизводится и на уровне самих педагогов, а точнее, абитуриентов педагогических вузов: мальчики также учились у женщин и усвоили различение, поэтому не стремятся идти работать в школу», – заключает социолог.
Как и когда преподавание перешло в женские руки
В социологии количественное увеличение доли женщин в различных отраслях называется феминизацией. В России этот процесс начался еще в 60-х годах XIX века. В результате реформы народного образования появились системы классов и высшие курсы при женских гимназиях. Документы об окончании позволяли девушкам преподавать в частных школах второго и третьего разрядов.
С 1901 года выпускницы получили право заниматься с девушками в старших классах, а в 1906 году льготы распространились и на младшие группы в некоторых мужских гимназиях. Окончательно права с педагогами-мужчинами уравнялись уже через пять лет, когда социально-исторические условия предоставили педагогам-женщинам шанс закрепиться на законодательном уровне.
Следующий значимый этап в феминизации отечественного образования – смена политического строя и утверждение советской власти. Большевистская пропаганда поощряла ликвидацию безграмотности населения. Как завещал дедушка Ленин: «Учиться, учиться и учиться!» С помощью сформированных профильных программ обучения для девушек был уравнен гендерный разрыв в образовательной структуре.
Но что же в итоге привело нас к количественному преобладанию учительниц? Заслуженный профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Всеволодовна Абанкина объясняет это тем, что промышленные города организовали мощнейшие комплексы: авиационные, военно-промышленные и космические. Однако рабочие места в основном предоставляли мужчинам, а женщин оттесняли в сферу обслуживания. Это касалось и образования, и здравоохранения, и социального обеспечения.
Профессор добавляет, что в советские времена непроизводственная сфера уступала промышленной и по уровню заработной платы: «Не случайно в 90-е годы, когда выдвигались требования о зарплатах учителей, говорили об их доведении до средней по промышленности. Таков был главный лозунг коммунистов. Именно по промышленности, а не по экономике, так как в промышленности даже у рабочих была более высокая заработная плата, хотя их уровень образования и требования к квалификации были намного ниже».
Считалось, что физический труд должен оплачиваться выше, чем умственные и психологические нагрузки. Все это обуславливалось доминацией марксистской парадигмы в экономических расчетах. Стоимость создавало производство, а не непроизводственная сфера, которая как бы «паразитировала» и, следовательно, оплачивалась из налогов по остаточному принципу.
Почему ситуация не меняется
По данным сборника «Индикаторы образования: 2022», подготовленного Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ совместно с Минобрнауки России, Минпросвещения России и Росстатом, численность женщин в составе педагогических работников на начало 2020-2021 года достигла 89%.
Самый простой ответ на вопрос, что в настоящее время сохраняет феминизацию образования, – это традиционная система ценностей, которая влияет на непропорциональное распределение женщин и мужчин.
Во-первых, отголоски прошлого до сих пор наводят на размышления, что профессиональное развитие не освобождает женщин от их «основной» задачи – ведения хозяйства. А вот ненормированный рабочий день, каникулы и летний отпуск как раз могут очень удачно позволить совмещать работу с бытом. Во-вторых, женщин считают более эмпатичными и заботливыми родителями, по умолчанию причисляя репродуктивный труд к неизменным обязанностям. Роль мамы, занятой воспитанием детей, преобразовывается в «естественную» профессию в стенах учреждений.
Телеканал RT на основе данных Росстата за три квартала 2019 года составил рейтинг популярных профессий среди россиянок. Оказалось, что специалистки в области образования занимают второе место – 10,1% от общего числа работниц.
Мужчина же представляется добытчиком, а значит, ему свойственно стремление к престижным и высокооплачиваемым профессиям. Разделение обязанностей по гендеру укрепляет стереотипизацию, подталкивая к выбору специальности через призму некогда установленных ориентиров. Предрассудкам способствует и мнение о неумении мужчин бережно обращаться с маленькими детьми. Происходит нанесение дискриминирующего клейма безответственного и грубого специалиста образования.
Помимо социальных ярлыков неравное соотношение мужчин и женщин внутри педагогического коллектива подкрепляется проблемами финансирования. Средняя заработная плата в организациях общего образования за январь – март 2022 года составила всего 45 787 рублей (без учета выплат за классное руководство – 5000 рублей). Также, по данным Минпросвещения за декабрь 2021 года, у 76% учителей оклад был ниже минимального размера оплаты труда. Возможно, мужчины избегают эту сферу деятельности, так как опасаются, что не прокормят семью. Или же банально не желают трудиться за копейки, устраиваются в частные школы и выбирают высокооплачиваемые направления.
Как дела за рубежом
По данным Статистической комиссии ООН, среди работников начальной школы во всех регионах мира, кроме Африки, преобладают женщины. Например, по сведениям Федерального бюро статистики труда в США, за 2019 год доля женщин в начальной и средней школе составила 80,3%.
Профессор Ирина Всеволодовна Абанкина уточняет: «В Америке, как ни странно, работа в школе, особенно в начальной, считается опасной. Поэтому зарплаты там высокие и привлекательные, в том числе и для мигрантов. Только среди мигрантов владение языком, а также желание трудоустроиться намного выше именно у женщин. Нередко у мигрантов-женщин и уровень образования выше, чем у населения того города, где расположена школа».
Тенденция прослеживается и в странах Европейского союза. По данным Евростата за 2020 год, больше всего женщин от числа учителей в сфере начального образования оказались заняты в Литве – 96,5%, меньше всего, но нарушая гендерное равновесие, в Турции (официальный кандидат на вступление в ЕС) – 63,6%.
Достойная специальность для всех
Проблема феминизации образования имеет влияние и на статус профессии в обществе. Вот почему важно, чтобы в любом коллективе поддерживался гендерный баланс. Привлекать учителей-мужчин нужно с помощью дополнительных льгот. Например, на первых порах помогать военнообязанным отсрочить призыв в армию или приравнять занятость в школе к альтернативной службе. Также для повышения общей престижности будет оправданно прибегнуть к предоставлению жилплощади или земельных участков за выслугу лет.
Но готово ли сейчас Министерство просвещения РФ совместно с другими ведомствами взять на рассмотрение подобные улучшения? Особенно с учетом до сих пор не решенной проблемы зарплат региональных учителей. Ведь даже «спасительное» повышение МРОТ никак не отразилось на доходах, а новую систему оплаты труда обещают представить лишь к сентябрю 2023 года.
Дарья ЮЖИК
Комментарии