Девочки из муниципального образовательного учреждения «Гимназия» города Старая Русса пишут в своих сочинениях, что хотят быть похожими на учительницу математики Ларису Ивановну Алексееву. Кумир старшеклассниц спокойна и выдержанна, как и полагается человеку, который в течение двадцати лет ежедневно преподает «царицу наук». При этом ученики из класса Ларисы Ивановны могут запросто ввалиться ватагой к ней в дом, чтобы попить с преподавательницей и ее мужем за одним столом демократического чаю с пирогами…
супруги Алексеевы строили 15 лет. Для учительницы и инженера двухэтажный дом на окраине Старой Руссы – задача по финансам почти невозможная. Поэтому строить его они решили сами. Годами собирали по крохам строительные материалы для нижнего кирпичного и верхнего деревянного этажей. Он читал книги по строительству, она писала на листочке теоремы, с помощью которых можно было бы построить такую лестницу на второй этаж, которая занимала бы минимум места и в то же время была бы не очень крутой. Практическая задача по математике оказалась очень трудной: долго не вписывалась в расчеты одна – самая последняя ступенька… Виктор из-за строительства не спал ночами: кто-то повадился воровать добытые с таким трудом стройматериалы, и ему пришлось ночевать на морозе в палатке внутри строящегося дома. Вор обнаружил себя сам: свалился с неприбитой доски второго этажа на первый. При падении сломал руку, так что Виктор поднял беднягу и вызвал «скорую».
В их возрасте у Ларисы Алексеевой были свои кумиры. Это педагоги старорусских школ Нина Блинова и Маргарита Фукалова. Нина Блинова – первый классный руководитель Ларисы – каждый год ездила со своими учениками на экскурсии, до каких только городов СССР не добирался ее класс, однажды даже до Кишинева доехали! Второй классный руководитель Ларисы, Маргарита Фукалова, до такой степени знала характеры своих учеников, что была для них и психологом личным (в то время, когда должности психолога в школах страны даже не существовало), и настоящим другом. Зная в характере Ларисы прямолинейность, нетерпение к несправедливости и фальши, Маргарита Фукалова написала своей ученице в открытке к окончанию школы следующее напутствие: «Лариса! Помни, чтобы познать человека, нужно его полюбить. Нельзя судить о человеке с первого взгляда. Достоинства обычно окутаны покровом скромности, недостатки прикрыты маской лицемерия. В каждом из нас слишком много винтиков, колесиков и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трем внешним признакам». Эту открытку Лариса Ивановна бережно хранит уже 26 лет. И поддерживает традиции дружеского отношения учителя со своими учениками, столь запомнившиеся в собственном детстве…
Любовь
Старая Русса Новгородской области – город небольшой, молодежь из близлежащих школ друг друга отлично знает. Если Лариса уже в восьмом классе слыла девушкой на редкость строгой и целеустремленной, то мальчик из соседней школы Витя Алексеев, как говорили подружки, был самым симпатичным в округе… Однажды на чьем-то дне рождения Лариса и Виктор встретились. Целеустремленная девушка первой пригласила симпатичного парня на танец. Однако ответного приглашения не дождалась. Это так задело ее, что когда вскоре несколько ребят из школы Ларисы переходили учиться в школу Виктора, Лариса использовала этот шанс. Так они оказались в одном классе. А там… целеустремленная девушка неожиданно остыла к своему избраннику. А может, это была женская хитрость, таящаяся в глубине даже самых строгих натур? Как бы то ни было, теперь уже симпатичный мальчик открыл в себе привязанность к строгой девушке и однажды пошел провожать ее домой. Поступать в институты Новгорода Лариса и Виктор поехали уже вместе: она в педагогический, а он в политехнический.
После романтических ухаживаний с цветами, стихами и дефицитными французскими духами за 35 рублей (бешеная сумма для ставшего очень целеустремленным мальчика) Лариса согласилась стать женой Виктора. Молодожены сняли маленькую комнату в частном доме. Потолки в ней были настолько низкими, что Виктор в забывчивости иногда стукался головой о потолок, и тогда на его волосы снежными хлопьями летела с потолка белая краска. Наверное, именно тогда у Ларисы и Виктора Алексеевых впервые возникла мечта о собственном большом и красивом доме…
Когда Лариса стала учительницей в родной Старой Руссе, Виктор активно включился и в профессиональную жизнь своей супруги. Он прилежно слушал по ночам, как она проговаривает вслух конспекты уроков, ремонтировал кабинет Ларисы Ивановны, ходил с ней и ее учениками в походы. Спустя годы Виктор Алексеевич все так же помогает своей супруге. Как и ее бывший классный руководитель Нина Блинова, Лариса Алексеева старается «вывозить» своих ребят в самые интересные места. Так, однажды подопечные Алексеевой были в числе зрителей на съемках кинофильма «Господин Великий Новгород», проводившихся в деревне Коростынь Шимского района. Киношная атака фашистов на партизан так подействовала на маленьких школьников, что те сбежали от страха в кусты, откуда их пришлось потом в потемках вылавливать Виктору Алексеевичу… Он знает в лицо и по именам всех учеников своей жены. Именно Виктор готовит и накрывает на стол, когда ученики Ларисы прибегают к своей учительнице домой. Теперь, через двадцать лет, сбылась мечта Алексеевых – у них есть свой дом, большой и красивый…
Дом
Дом супруги Алексеевы строили 15 лет. Для учительницы и инженера двухэтажный дом на окраине Старой Руссы – задача по финансам почти невозможная. Поэтому строить его они решили сами. Годами собирали по крохам строительные материалы для нижнего кирпичного и верхнего деревянного этажей. Он читал книги по строительству, она писала на листочке теоремы, с помощью которых можно было бы построить такую лестницу на второй этаж, которая занимала бы минимум места и в то же время была бы не очень крутой. Практическая задача по математике оказалась очень трудной: долго не вписывалась в расчеты одна – самая последняя ступенька… Виктор из-за строительства не спал ночами: кто-то повадился воровать добытые с таким трудом стройматериалы, и ему пришлось ночевать на морозе в палатке внутри строящегося дома. Вор обнаружил себя сам: свалился с неприбитой доски второго этажа на первый. При падении сломал руку, так что Виктор поднял беднягу и вызвал «скорую».
В доме Алексеевых обычно много гостей: родственники, друзья, ученики, педагоги. Однажды по окончании Ларисой Ивановной очередных курсов повышения квалификации к ней в дом приехал… почти весь курс, педагоги из многих районов Новгородской области. Гостили в доме Алексеевых преподаватели математики из Норвегии, специально приезжавшие в Старую Руссу посмотреть уроки Ларисы Ивановны. Посещение норвежцев совпало с периодом цветения сортовых тюльпанов на участке Алексеевых, так что зарубежные коллеги получили каждый по цветку. Очень удивлялись, что в средней полосе России можно выращивать такие же крупные тюльпаны, как в Голландии. Ничего удивительного: просто целеустремленная женщина привыкла все в своей жизни делать на «пять»: и раз уж завела свой участок, должны быть на нем ели, пихты, сосны, яблони, сливы, жимолость, облепиха, бузина, туя, китайская сирень, голубика, гладиолусы высотой в полтора метра, тюльпаны, как в Голландии, пестрый ковер полевых цветов и любимые астры…
Дети
Строительство дома еще не завершено – может, достроит его сын Алексеевых Константин, студент Санкт-Петербургского горного института?
Профессия учителя прекрасна тем, что, кроме собственных, приобретаешь в лице своих учеников много-много других детей… Которые помнят всю жизнь, сколько хороших моментов вы проводили вместе, сколько сердечного тепла и знаний ты отдал им. Лариса Ивановна Алексеева не имеет педагогических наград. Есть две-три благодарности в трудовой книжке и почетная грамота администрации Старой Руссы за особые достижения в педагогической деятельности, инициативу и творчество, полученная в связи с 35-летием ее школы. Но в 2004 году на централизованном аттестационном тестировании по алгебре и геометрии из 52 ее девятиклассников 39 человек (75 процентов) получили отличные оценки, а 13 человек (25 процентов) – четверки. Других оценок в классе просто не было. При этом из общего числа 92 балла и выше набрали 11 человек, а пятеро школьников получили максимум – 100 баллов. Это был один из самых высоких результатов в России.
Российские и зарубежные педагоги, специально приезжающие на уроки Алексеевой, интересуются инновационными методами ее работы. Несколько лет назад, «загоревшись» методикой планомерного формирования умственных действий Петра Гальперина и Нины Талызиной, Лариса Ивановна теперь уже на практике занимается построением уроков не по традиционной схеме, от простого к сложному, а наоборот – от сложного к простому. Она обучает учеников по третьему типу учения, так называемой ориентировочной деятельности. Для тех учащихся, кому этот тип оказывается недоступным, снижается «планка» до второго типа учения, для самых слабых – до первого. В этой ситуации, считает Лариса Алексеева, не «потухнет» сильный ученик и не «потеряется» слабый. Каждый учится на своем уровне и постоянно имеет возможность перейти на более высокую ступеньку обучения. А вообще любимые у Алексеевой – уроки развивающего обучения, уроки-открытия по Льву Выготскому, когда учитель находится в процессе познания не впереди, а позади учащихся, выступает не в роли поводыря, а лишь организатором процесса открытия нового знания.
Она знает, что звания и награды не так важны. «Нельзя судить о человеке с первого взгляда. Достоинства обычно окутаны покровом скромности… В каждом из нас слишком много винтиков, колесиков и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трем внешним признакам». Главное, чтобы слова и поступки Настоящего Учителя помнились его учениками всю жизнь.
Старая Русса, Новгородская область
Комментарии