search
main
0

Женщина – не роскошь и не средство наслаждения

Фильм о человеческом достоинстве

Когда по миру прокатилось знаменитое движение #metoo, сопровождавшееся откровенными рассказами женщин, которые подверглись сексуальному насилию и домогательствам, нередко можно было встретить слегка пренебрежительное отношение к этим признаниям со стороны русскоязычной публики. Причем возмущались не только представители так называемого сильного пола, но и многие дамы, обвинявшие самих жертв в сведении счетов и желании дешевого пиара. Впрочем, свободный мир, к счастью, движется в противоположном направлении и представление о том, что женщина не живой человек, а трофей, который нужно либо завоевать, либо взять штурмом, уходит в пыльную архаику. А после двадцати трех лет тюрьмы, присужденных продюсеру Харви Вайнштейну, некоторые слишком самоуверенные господа очень хорошо подумают, прежде чем распускать руки.

Зритель благодаря фильму осознает масштаб гендерного неравенства

Фильм Филиппы Лоуторп «Мисс Плохое поведение» призван еще раз напомнить, что права женщин – не только про возможность голосовать и получать равную с мужчинами зарплату, но и про уважение, лишенное стереотипов. Пожалуй, олицетворением таких стереотипов выступает конкурс красоты. В сущности, это смотрины, на которых девушки играют роль некоего драгоценного камня, а может, и заморского зверя, довольно экзотического, а потому привлекательного для высоколобых мужчин в смокингах, оценивающих талию, грудь и иные внешние пропорции конкурсанток. По крайней мере, именно в таком свете конкурс предстает в фильме, и выглядит это все весьма правдоподобно, хоть и местами может показаться утрированным.

Характерно, что ведущим конкурса «Мисс мира» выбирают известного американского комика Боба Хоупа, который в начале картины выступает перед американскими солдатами во Вьетнаме, представляя сотням, если не тысячам в основном молодых парней победительницу предыдущего конкурса, попутно отпуская сальные шуточки на тему женских прелестей. Чем не иллюстрация вульгарного маскулинного взгляда на мир, в котором мужчины воины, а женщины – источники наслаждения? При этом моральные требования к представительницам прекрасного пола куда строже. С самых первых сцен зритель осознает масштаб подобного неравенства.

В центре реальная история американской феминистки, историка Салли Александер, которая участвовала в организации первого в Великобритании Национального движения за освобождение женщин. В фильме ее роль исполнила Кира Найтли. Действие происходит в 1970 году. Салли постоянно сталкивается с пренебрежительным отношением к своему полу. Чего стоит собеседование в Университетском колледже Лондона! Солидные мужи подробно расспрашивают ее о личной жизни и вполне ясно выражают свое неодобрение, узнав, что она разведена и живет с возлюбленным вне брака. Кроме того, в этом собеседовании ярко проявляются взгляды героини, которая оставила школу, потому что там не учили, а готовили к браку. Отвечая же на вопрос, почему в Англии не было революций, Салли меняет формулировку, утверждая, что в свое время в Гражданской войне (имеется в виду, видимо, XVII век) победили мятежники, но и тогда «новый порядок длился лишь десятилетия. Так что вопрос должен звучать так: «Почему все наши революции провалились?».

Таким образом, мы понимаем, что Салли настроена весьма решительно и не считает устоявшийся миропорядок справедливым. Главное, против чего протестует все ее существо, – это восприятие женщины только с внешней стороны, а не исходя из ее человеческих и умственных качеств. Именно поэтому она крайне неодобрительно относится к тому, что ее маленькая дочка пытается копировать манеры и образ красавиц с телеэкрана. Вот почему, объединившись с другими активистками, Салли решает сорвать конкурс «Мисс мира». Вступает в противоречие героиня и со своей матерью, осуждая ее покорность отцу. В извечном конфликте поколений режиссер скорее на стороне «детей», но позиция родителей также представлена, и ее можно вполне понять. Мать Салли посвятила себя семье, и во многом благодаря этому у ее дочери появилась возможность получить хорошее образование. Найти взаимопонимание возможно, когда есть взаимная любовь друг к другу. Эта вроде бы очевидная вещь с еще большей ясностью подтверждается, если взглянуть на отношения матери и дочери. Внутренне они поддерживают друг друга, несмотря ни на что.

Вообще же «Мисс Плохое поведение» можно назвать фильмом контрастов, и не только между патриархальным и феминистическим миром, но и между разными цивилизациями, а проще – между богатыми и бедными. Характерен финальный диалог между Салли и темнокожей победительницей «Мисс мира» из Гренады Дженнифер Хостен, которая говорит ей, что конкурс увидят маленькие девочки в ее стране и поймут, что не обязательно быть белой, чтобы занять место под солнцем. Салли разделяет подобный пафос, но убеждена, что нельзя делать внешность предметом соперничества друг с другом. Беседа заканчивается репликой Дженнифер о возможности выбора. Именно в этом и состоит идея равных возможностей, когда человек может сам избирать свой путь, и не важно, какого он пола или цвета кожи.
Расовые проблемы в картине звучат не менее остро. При этом организаторы конкурса предстают лицемерными людьми, думающими только о высоком рейтинге и мнении прогрессивной прессы. Как там у Фамусова, помните? «Что же станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Руководствуясь этим принципом для участия в «Мисс мира», и приглашают чернокожую представительницу из Африки, где вовсю тогда царствовал апартеид. Красавица Перл Дженсен держится с достоинством, но откровенно заявляет подруге, что ей запретили говорить о притеснении чернокожего населения в ЮАР.

Удивительным образом под занавес фильма все острые углы и противоречия сглаживаются. Все потому, что герои следуют своей дорогой, и каждому предначертана своя судьба. Ныне Салли Александер профессор Лондонского университета, а ее подруга, бунтарка Джо Робинсон, – акушерка. Их отношения – еще одна яркая страница этой киноленты. Внешне совершенно противоположные, они в состоянии объединиться ради того, чтобы еще раз четко и уже окончательно заявить: женщина – это самостоятельный человек, а не роскошь или средство наслаждения.

Александр ТРЕГУБОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте