Я ехала в Кунгур. За окном – тихие уральские пейзажи. Слева – русская деревня. Справа – мечеть… На обочине то и дело попадаются придорожные торговцы. Их единственный “зимний” товар – огромные желтые пакеты с кукурузными палочками, которые очень любит пермская детвора. А летом на трассе продают еще дыни и минеральную воду. Таковы особенности здешних вкусов.
Кунгур в переводе с татарского “смуглый”. “Смуглый” – город церквей и олимпийских чемпионов: кунгурские школы ежегодно “поставляют” ребят на областные предметные олимпиады. Символ города – рог изобилия. В XVIII веке он считался одним из крупнейших городов Урала, славился кожевенными промыслами и богатыми купцами. Известны своей щедростью были купцы Грибушины: в начале века на свои деньги они построили и содержали школу для слепых мальчиков, где их учили музыке, а потом они разъезжались по губернии и давали уроки. До наших дней этот раритет, конечно же, не дожил. Зато появилось много других интересных школ и в городе, и по всему району. Всех обитателей этих школ одновременно можно увидеть на каникулах в Ледяной пещере. Этой достопримечательностью кунгурцы страшно гордятся. А экскурсоводы во время каникул просто хватаются за голову – в эти дни в пещере стоит такой же шум, как на большой перемене…
Левши-книгоплеты
Уже десять лет лицей N 1 готовит физиков и математиков. Открыт он был на базе бывшего филиала Пермского политехнического института. Правда, материальной базы политех никакой не оставил – лицей въехал в бывшее институтское здание, где, кроме списанной мебели, ничего не осталось.
Сейчас здесь учатся 530 ребят. Кто-нибудь из них обязательно станет медалистом. 23 золотых и 24 серебряные – таков результат на этот год за десять лет, и останавливаться на достигнутом лицеисты не намерены. Потом поедут учиться в Пермь, а кое-кто даже в Екатеринбург или в Питер. Вернутся они уже с высшим образованием. Учителя уверены, что и новый выпуск не забудет свой родной город – до этого все ребята в основном возвращались. Лицей следит за их судьбой. “Мы много начальников воспитали”, – смеясь, говорит зам. директора по воспитательной работе Ирина Лепихина. Взрослые лицеисты быстро поднимаются по профессиональной лестнице. Один выпускник работал в местном отделении Лукойла и так отличился, что его забрали на другую должность в Пермь.
Сельских детей в лицее много. У кого нет родственников в Кунгуре, снимают квартиры “у бабушек”. Причем хозяйки так привыкают к своим постояльцам, что начинают проявлять о них поистине материнскую заботу. Однажды директору позвонила старушка и долго причитала, почему так много уроков задают: “Бедный Ванечка все ночь сидит, занимается”. Директор была тронута до слез. Жаль, что бабулька под конец “раскололась”: “Это сколько ж, говорит, мне за электроэнергию платить с такими уроками?”
По итогам последнего выпуска из 105 человек 87 поступили в вузы, остальные – в техникумы и колледжи. Конечно, чаще всего ребята выбирают технические специальности, но иногда попадаются скрытые лирики, которые после физико-математического лицея идут в гуманитарные вузы. Это видно уже на областных предметных олимпиадах. В прошлом учебном году лицеисты завоевали одно первое место и два вторых. Причем только одна победа по математике, а две другие – по русскому языку и литературе. Что делать, творческая в лицее атмосфера, вот и просыпаются в ребятах тайные способности. Каких замечательных художников иной раз открывает лицей! Лидия Колобова, преподаватель литературы, заслуженный учитель России, не первый год проводит конкурс рукописных и рукодельных книг – к Дню Победы, к юбилею Пушкина, к Дню лицеиста. В бархате, “золоте”, парче, с изящной графикой, архивными фотографиями получаются эти уникальные книжки. Что удивительно, мальчики тоже участвуют, выводят своим непричесанным почерком буквы, стараются… Одна мама как-то сказала: “Не могли девчонок попросить, ведь криво же!” “Так вот это и хорошо!” – радостно ответила Лидия Васильевна.
В лицее есть два компьютерных класса. Еще два компьютера стоят в библиотеке. Ребята здесь набирают рефераты для областных конкурсов научно-исследовательских работ. Ежегодно лицеисты отправляют по 30-40 рефератов. Темы выбирают самые разные. Например, в этом году Змеева Наташа стала лауреатом Всероссийской научно-практической конференции “Юность, наука, культура” в Обнинске, и называлась ее работа “Право быть левшой”, причем написана она была на английском языке! В прошлом году лауреатами этой же конференции стали Шипкова Аня и Васева Ира. Их реферат по экологии был основан на местном материале. Несколько лет подряд над Ледяной пещерой проходил фестиваль рок-музыки: пять тысяч человек вытаптывали заповедную зону. Лицеисты многократно поднимали эту тему, и вот фестиваль перенесли.
В этом юбилейном году лицею сделали сразу два крупных подарка. Во-первых, гороно обещало подключить к Интернету. Во-вторых, губернатор подарил деньги на мебель для актового зала. Одно время в Кунгуре была его общественная приемная, лицеисты пошли и попросили помочь. И вот недавно пришло сообщение о том, что средства поступили. Теперь не надо больше платить за аренду кинотеатрам – там скидок никто не давал, а актовый зал лицеистам нужен очень часто.
Династия сувенирщиков
В Прикамье – так еще называют Пермскую область – из поколения в поколение передается мастерство художественной обработки камня. Этот традиционный промысел очень популярен среди молодежи, поэтому так много желающих поступить в 58-й художественно-промышленный кунгурский лицей. Училище было основано еще в 1936 году, готовило художников для камнерезных мастерских и прежде всего для комбината “Уральский камнерез”. Сегодня у лицея кроме камнерезного отделения существуют еще шесть: художественная керамика, резьба по дереву, художественный текстиль, роспись по эмали, дизайн и ювелирное дело.
У здешних учеников – самые умелые руки. В выставочном зале лицея собраны лучшие дипломные работы: шкатулки, каменные фигурки, украшения, гобелены и глиняная посуда. Их смело можно считать эксклюзивными, авторскими. Такой “диплом” не спишешь с учебника и не “вытащишь” из Интернета. Работа начинается с идеи, с эскизов, а потом выполняется в материале. Именно по этой схеме была рождена керамическая композиция “Дуэт “Академия”. Саша и Лолита даже не догадываются, что с них уже лепят скульптурные портреты и защищают по ним диплом. Кстати, можно им сделать подарок к дню свадьбы или, еще лучше, выставить этот шедевр на каком-нибудь богемном аукционе. К автору быстро придут и слава, и деньги – знаменитых заказчиков, думаю, будет хоть отбавляй.
К ребятам действительно иногда поступают коммерческие заказы, которые, если позволяет учебный процесс, они стараются выполнять и таким образом немного зарабатывают. Среди постоянных клиентов – областной Департамент образования. К очередному этапу конкурса “Учитель года” юным мастерам заказали керамические пасхальные яйца. Помочь по-другому у департамента нет возможности, ведь лицей федерального подчинения. А помощь не помешала бы. Как всегда, остро стоит вопрос коммунальных неплатежей. “Мы все бьемся, чтобы нас взяли на областной бюджет, – говорит старший мастер Ирина Полыгалова. – Губернатор пошел нам навстречу и обещал этот вопрос проработать”.
А пока периодически отключают свет, воду, грозились отключить и тепло. Но усилиями директора временно эти проблемы улажены. Теперь главное – перезимовать. “Все говорят: “Сами зарабатывайте”. Но мы не можем, для этого надо все бросить и только работать на заказ. А нам надо студентов вначале обучить”.
Учатся здесь династиями. Сначала отец отучился, теперь сын, и внук сюда же пойдет. Пополняют армию отечественных сувенирщиков. Специальность у всех выпускников одинаковая – художник народных промыслов. Распределение, конечно же, свободное. У кого какой талант, тот так и устроится. Труднее всего найти работу гобеленщикам – Краснокамская фабрика, куда их с радостью принимали, теперь закрыта. Многие выполняют заказы для салонов или работают в частных сувенирных мастерских. “Благодаря нашим выпускникам их сейчас очень много расплодилось”, – отмечает Ирина Полыгалова. Многие заочно получают педагогическое образование и идут преподавать в кружки и дома творчества.
К новому веку готовы!
Первую деревянную школу в селе Плеханово построили в 1941 году, и была она семилетней. Спустя тридцать лет председатель колхоза решил, что школу пора обновить. Проект выбрал собственноручно – нетиповое здание чехословацкого ПТУ, оно было рассчитано на 360 мест. Сейчас здесь учатся 505 человек. В марте этого года школа стала культурно-образовательным комплексом, к ней “прикрепили” детский сад и центр досуга. Здание будущего Дома культуры пока на капитальном ремонте, но скоро работы закончатся, двери его откроются для всех жителей Плеханова. Мне вспомнились слова нашего министра образования: “В новом веке сельские школы должны стать центрами всей социокультурной жизни”. Глядите, Владимир Михайлович, здесь к встрече нового века уже все готово. “Для нас это привычно, – говорит директор Раиса Кирякова, заслуженный учитель России и кавалер ордена Дружбы народов. – Давно уже все праздники на селе проводятся вместе со школой”.
Село Плеханово очень древнее. В 60-е годы студенты ПГУ проводили здесь раскопки и выяснили, что первые поселения относятся еще ко II тысячелетию до нашей эры. Когда появилось само название, науке неизвестно, но, по утверждению старожилов, село так называется уже очень давно.
В таком интересном месте и школа должна быть необычной, тем более что находится она на территории национального парка Сылвенский, в Спасском заказнике. Около 30 лет назад в школу приезжали с лекциями ученые из университета, рассказывали о заказнике, показывали фотографии Спасской горы. Именно тогда зародилась идея создать в школе экологическую группу. “Любовь к природе всегда прививалась в нашем селе, – вспоминает директор. – В школе когда-то работала очень увлеченная своим делом учительница, биолог, она воспитала не одно поколение. Пришкольный участок наш признавался одним из лучших в области. Каждая школа должна иметь свое лицо, и у нас тоже появилась своя особенность – в 1992 году управление образования предложило сделать школу базовой по экологии”.
В марте 1993 года состоялся педсовет, который положил начало экологической работе. Был на этом педсовете профессор Пермского пединститута Виктор Месенжников, с тех пор школа находится под его чутким руководством. Работа по экологии начинается с детсада, потом наиболее увлеченные объединяются в исследовательскую группу. Ребята ежедневно измеряют температуру воздуха, воды и отправляют данные в Вашингтон. Школа включена в совместную российско-американскую программу “ГЛОУБ”, а так как своего Интернета пока нет, результаты на дискетке передают научному руководителю. В рамках этой программы ребята приняли участие во Всероссийском конкурсе “Вода на земле” и в Международной конференции в Пущино.
Летом юные экологи отправляются в профильный лагерь “Адонис” – собирать материал для рефератов, будет чем заняться долгими зимними вечерами. Объектов для исследований полно: озеро Чистое, река Шаква, луг на склоне Спасской горы. Ребята проводят химический анализ воды в селе, геоботаническое описание леса, даже рыжий лесной муравей стал отдельным предметом внимания. Работа эта ведется совместно со студентами. “Как вам повезло со школой, вот у нас такого никогда не было”, – говорят они с завистью своим младшим коллегам, а те безразлично пожимают плечами, мол, что тут удивительного, у нас это давно…
Исследуется и такая острая тема, как “Курение и его влияние на организм подростка”, причем рассматривается она в одном контексте с темой “Комнатные растения и здоровье”. Так по крайней мере мне показалось: ведь не зря же по всей школе развешаны горшки с целебным хлорофитумом – это благодатное растение поглощает пыль и выделяет кислород.
В марте этого года по инициативе областного комитета по охране природы на базе школы прошла научно-практическая конференция, в которой приняли участие юные экологи пермских школ и лицеев. А в сентябре “плехановцы” приняли участие во Всероссийской конференции “Развитие региональных систем экологического образования”. Ребята свободно, на равных общались с учеными, и это их так поразило, что они не выдержали и сказали: “Господи, какие же у вас золотые дети!”
Дзюдо без мата
“Однажды мы решили провести такой маленький эксперимент. Поездить по сельским школам и поснимать детей на камеру, сравнить, как они умеют говорить, общаться с незнакомыми людьми… В этой школе оказались самые раскованные ребята”, – так меня готовили к встрече с “Шадейкой”. В переводе с арго сотрудников областного Департамента образования – Шадейская средняя школа. Оказавшись на месте, я все поняла. Психологи говорят, что для полноценного интеллектуального развития у маленького ребенка должно быть несколько квадратных метров, где бы он мог свободно перемещаться, не боясь что-нибудь разбить или опрокинуть. А я думаю, что взрослому ребенку простор так же необходим, как и малышу.
Я вошла в школу со стороны Дворца творчества, который с ней находится под одной крышей, и ребята их воспринимают как одно целое. Первый этаж – огромный квадратный холл с лавочками, клумбами… только скоростного лифта посередине не хватает. Бизнес-центр, не меньше! “Здесь у нас проходят торжественные линейки”, – объяснила завуч Татьяна Черткова. Директор поручил ей провести с нами экскурсию.
Деньги на это необычное здание были выделены в рамках программы “Развитие Нечерноземья”. Директор сам выбирал проект строительства. Здесь есть и спортивный зал, и бассейн. “В городской школе – в два раза меньше”, – удивленно заметили сотрудники областного департамента. А я вспомнила одну сельскую школу в Калужской области, там десять лет назад тоже выбрали сложный проект, а потом денег не хватило, и теперь вместо бассейна там огромный котлован.
“… А вот сауна. Дети тут обсыхают после плавания”, – завуч приоткрыла дверь. Запахло дровами. “Это наша “палочка-выручалочка”, – признается Татьяна Васильевна. – Сдаем бассейн в аренду другим школам, зарабатываем детям на внешкольный досуг”.
В школьном подвале – частная коллекция Александра Фурина, главного краеведа “Шадейки”. “Раньше было модно оборудовать подвалы, вот мы и сделали здесь музей наших этнографических и туристических слетов”, – говорит хозяин выставки: самовары, утюги – от мала до велика, зингеровская ручная чулочная машина, старинные книги, которые ребята подбирали на свалках. Особенно гордится Александр Фурин “Примерами христианских добродетелей, выбранных из житий святых” 1899 года издания. Здесь же хранится документация – опись экспонатов. У директора есть идея перенести музей наверх, а в подвале создать запасник.
Как и во всех сельских школах области, в “Шадейке” есть “пятипроцентный” компьютерный класс. Согласно решению Законодательного собрания Пермской области с 1996 г. районы добровольно перечисляют средства на централизованное приобретение компьютеров и учебников. Объем расходов каждый район определяет самостоятельно, но, как правило, это 5%. Оптом, сразу на всех закупать дешевле, да и школам удобнее, не надо мучиться, самим искать поставщиков.
На общественных началах один родитель и бизнесмен решили открыть в “Шадейке” секцию модного нынче дзюдо. Зарплату он не просит: хобби у него такое – детей учить, а вот специальный дзюдоистский мат не помешал бы. “Вот бы к нам президент приехал, – мечтают ребята. – Он бы нам мат тут же подарил”.
Мария ФОМИНА
Комментарии