В одном из номеров «УГ» статья о школьных музеях заканчивалась вопросом: «А каков ваш школьный музей?». Я задумалась: действительно, что представляет собою наш музей? В ученические годы я была в числе первых экскурсоводов еще только открывшегося (1980 г.) музея. В семейном архиве сохранилась грамота за победу на районном конкурсе экскурсоводов. Учитель географии Р.Д.Акчурина заинтересовала историей Пензенского края, вместе с ней выезжали на областной слет юных туристов, где наша команда стала победителем в краеведческой викторине.
Когда я вернулась в свою школу в качестве учителя истории, то первая работа от 1998 года была посвящена истории Русско-Труевского детского дома. Это был наш совместный с ученицей Зульфией Бакаевой дебют в качестве краеведов-исследователей. С тех пор вместе с учениками мы подготовили и защитили более 30 проектов по истории семьи, школы, села… В том же 1998-м директор школы Раиса Федоровна Куликова, покидая свой пост, передала мне ключи от музея. 18 лет она берегла музей, созданный по ее инициативе. С того времени я и руковожу музеем. Свое увлечение краеведением передаю ученикам. Разработала авторскую программу «Индерка и индерцы». Краеведение – часть моей жизни, а какой восторг охватывает, когда вместе с учениками открываешь новые страницы в истории родного края! В прошлом году мы провели школьную конференцию «Туган як» («Родной край»). Приняли участие в ней 80 ребят. А в этом году насчитали уже более 130 детей. 86 наших работ были посланы на областной конкурс «Люблю тебя, мой край родной», 23 из них заняли призовые места. Более 20 учеников стали участниками областной конференции «Земля родная». Можно сказать, что наша школа активно развивает краеведческое направление. В музее ясно осознаешь быстротечность времени. В этом году нашему музею 36. Здесь хранятся бесценные реликвии, история которых тесно связана с судьбой дорогих для сердца каждого индерца людей. Пожалуй, самой интересной работой прошлого, юбилейного, года стала «Уходили девушки на фронт» – об участниках Великой Отечественной войны – индерцах. Сколько интересных находок было сделано в ходе поисков! 14 девушек – 14 нелегких женских судеб. Теперь в музее Алиса Зябирова проводит экскурсию на основе своего исследования. Ее работа была признана одной из лучших на Всероссийском конкурсе «История вокруг нас». А Гулия Мельзетдинова с исследованием «Татарские села Сосновоборского района Пензенской области» на межрегиональной конференции в Казани заняла второе место. Музей активно включился в реализацию регионального проекта «История села: люди и достижения». Итогом стала брошюра, куда включены сведения о 85 известных односельчанах. Детям нужны герои. И эти герои смотрят на ребят из прошлого, это их деды и прадеды, те, кто жил на этой земле до них. В условиях введения ФГОС роль музея возрастает. В рамках внеурочной деятельности ученики занимаются изучением истории семьи, школы, села, пробуют себя в качестве экскурсоводов. Фонд музея служит для учеников школы источником при написании исследовательских работ. У нас сложилась добрая традиция посещения нашего музея выпускниками. Своими впечатлениями от музея дети и взрослые делятся в книге отзывов. Музей называют изюминкой, жемчужиной школы, мостиком, связующим разные поколения. Ряшидя АБДУЛЛИНА, учитель истории, руководитель школьного музея, с. Индерка, Сосновоборский район, Пензенская область
Комментарии