Я классный руководитель. Сейчас мои студенты – взрослые выпускники, но я очень хорошо помню первое сентября 2010 года, день нашего первого знакомства. Как для них, так и для меня этот день был не только днем знаний, но и днем адаптации, привыкания к новым условиям, новым людям. Момент знакомства с группой очень важен как для классного руководителя, так и для студентов группы. Новые условия, новые требования, новые люди…Разрабатывая классный час «Давайте знакомиться», очень хотелось помочь как классным руководителям, так и учащимся вновь созданных учебных групп в такой сложный для них период знакомства и адаптации.
Как это глупо – говорить о «неопытной и невежественной юности». Я с уважением слушаю суждения только тех, кто много меня моложе. Молодежь нас опередила, ей жизнь открывает свои самые новые чудеса.О. УайльдЦели: знакомство классного руководителя, учащихся с новым коллективом, установление благоприятного психологического микроклимата в группе, выявление некоторых черт характера учащихся. Форма проведения: час общения.Подготовительная работа: для каждого учащегося приготовить лист бумаги, три пачки фломастеров с шестью цветами (красным, зеленым, синим, желтым, черным, коричневым), бланки вопросов и карточки для ответов к тесту «Я – лидер», анкету знакомства. Оформление: написать на доске тему классного часа, эпиграф, пословицы:- Хорошее знакомство всегда в прибыль нам.- Дружных шкура ягненка укроет, а недружных и бычья шкура не спасет.- Скажи, с кем ты знаком, и я скажу, кто ты такой.- Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.- Доброе братство милее богатства.Ход классного часа1. Представление классного руководителяКлассный руководитель представляется и рассказывает немного о себе: профессиональная деятельность, жизненные интересы, способности, таланты, увлечения, чему может научить ребят и что хочет сделать для того, чтобы жизнь группы была интересной и насыщенной. Затем он предлагает учащимся игру «Воображаемое интервью».Преподаватель объединяет студентов в группы по 4-6 человек и объясняет правила игры: «Представьте себе, что вам надо взять у меня интервью. Подумайте, какие вопросы вы зададите, чтобы узнать обо мне как можно больше интересного. Составьте список вопросов. Запишите рядом с вопросами ответы, которые, по вашему мнению, дал бы я. Если вы не можете предположить ответ, попытайтесь угадать его». Представители групп зачитывают интервью, высказывают свое мнение о нем, исправляют неподходящие ответы. Классный руководитель принимает участие в обсуждении интервью. 2. Тест «Наше настроение»Классный руководитель раздает листы бумаги, фломастеры и предлагает учащимся начертить два квадрата, раскрасив первый из них любым цветом из предложенных вариантов.Второй квадрат раскрашивается по окончании классного часа.Результат. Этот простой тест выявляет настроение группы до и после знакомства, показывает эмоциональное состояние ребят.Цвета в тесте соответствуют следующим эмоционально-энергетическим состояниям:- красный – энергичный;- желтый – радостный;- синий – спокойный;- зеленый – скучающий;- коричневый – замкнутый;- черный – мрачный.3. Игра «Знакомство»При знакомстве классного руководителя с учащимися группы обычно каждому предлагается по очереди рассказать о себе. Ребятам это сделать трудно, так как коллектив новый и многие чувствуют себя скованно, нет легкости общения, искренности. Поэтому лучше всего в момент знакомства обратиться к игре. Учащиеся группы по очереди называют свои имена и на первую букву имени – прилагательное, наиболее ярко его характеризующее. Например: Илья – искренний, Павел – подвижный, Вячеслав – веселый.Эта игра способствует снятию эмоционального напряжения, развитию креативного мышления, сплочению коллектива учащихся. Помогает классному руководителю провести первичную диагностику. Ведь в такой ситуации учащийся, как правило, старается формулировать свое ведущее качество. Также можно провести тренинг знакомства. Каждому учащемуся предлагается в течение 5-10 минут взять интервью у своего соседа по парте, а затем представить его всему классу. 4. Оценка лидерских качеств. Тест «Я – лидер»Классный руководитель раздает учащимся группы бланки вопросов и карточки для ответов. Объясняет, как заполнять карточки для ответов. Вопросы к тесту «Я – лидер» 1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях. 2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.3. Я знаю, как преодолевать трудности. 4. Люблю искать и пробовать новое. 5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей. 6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело. 7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.8. Все знакомые относятся ко мне хорошо. 9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде. 10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.11. Я хорошо планирую свое время и работу. 12. Я легко увлекаюсь новым делом. 13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами. 14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их. 15. Ни один человек не является для меня загадкой. 16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим. 18. Для меня важно достичь цели. 19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи. 20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое. 21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.22. У меня всегда все получается.23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей. 24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется. 26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь. 27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.28. Принимая решения, перебираю различные варианты.29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела. 31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали. 33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки. 34. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.35. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.36. Я никогда не поступал так, как другие. 37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.39. Я нахожу выход в сложных ситуациях. 40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу. 41. Никто и никогда не испортит мне настроение .42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.43. Решая проблемы, использую опыт других. 44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом. 45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.46. Я умею контролировать работу моих товарищей. 47. Умею находить общий язык с людьми. 48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела. После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41).Эта сумма определяет развитость лидерских качеств: А – умение управлять собой. Б – осознание цели (знаю, что хочу). В – умение решать проблемы.Г – наличие творческого подхода.Д – влияние на окружающих.Е – знание правил организаторской работы.Ж – организаторские способности.З – умение работать с группой.Карточка для ответов теста «Я – лидер»Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.Но прежде чем сделать заключение, следует обратить внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если за каждый из них поставлено более 1 балла, то отвечающий был неискренен в самооценке.По результатам теста можно дать рекомендации по формированию лидерских качеств.5. Заключительное словоКлассный руководитель просит учащихся раскрасить второй квадрат на листе бумаги, который был дан во время теста «Наше настроение». Собрав листы, классный руководитель делает предварительный анализ: если на рисунках больше теплых цветов (красного, желтого), то знакомство и общение прошли хорошо, в радушной обстановке. А сравнение нескольких рисунков до и после показывает, как повысилось настроение у ребят в результате работы с игровыми ситуациями.Независимо от результатов классный руководитель отмечает: классный час прошел в дружеской обстановке, и надеется: в дальнейшем учащиеся группы сохранят теплые, дружеские отношения между собой.6. Подведение итоговНеобходимо проанализировать характер каждого учащегося. Оценить место ученика в коллективе, сделать качественную оценку поведения. Для анализа используются ответы теста «Я – лидер». Преподаватель может не только подсчитать баллы, но и изобразить графически личный лидерский профиль каждого учащегося группы. Лидер (от англ. Leader – ведущий, первый, идущий впереди) – тот, кто способен вести за собой. Лидер берет на себя ответственность за принятие решений в сложных ситуациях жизни его команды, его авторитет признается и поддерживается членами команды.Функции лидера: – видит будущее и вдохновляет на изменения;- берет ответственность за принятие решений на себя;- ставит задачи и распределяет роли между участниками группы, чтобы максимально задействовать потенциал каждого;- поддерживает и мотивирует;- ответственен за результат и его достижение, при этом ориентирован на общий, а не на личный результат. Классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой:- «один из нас» – лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как первый среди равных. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки, как и все другие члены коллектива;- «лучший из нас» – лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;- «хороший человек» – лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь;- «служитель» – лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов группы, ориентируется на мнение одногруппников и действует от их имени.Типы восприятия лидеров отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Одного лидера слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками. По окончании классного часа преподаватель просит учащихся группы заполнить анкету, содержащую следующие данные:- фамилия, имя, отчество учащегося;- дата и год рождения;- домашний адрес и телефон;- сведения о родителях (фамилия, имя, отчество, должность и место работы, рабочий телефон);- состояние здоровья (особенности и хронические заболевания);- сведения о занятиях в кружках и секциях (какие, где и в какое время посещает);- интересы, увлечения. ЛитератураЛидер / Под редакцией М.И.Рожкова, М. : НПЦ Совета СПО – ФДО, 1992, 76 с.Я и Мы. Программы СПО – ФДО, М. : НПЦ СПО – ФДО, 1996, 94 с.Классные часы в 10 -11 классах / Е.П.Сгибнева, Т.Б.Солдатова. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2007, 313 с.Любовь ЖУКОВА, преподаватель специальных дисциплин технологического колледжа №28 Москвы
Комментарии